Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Архаический эпос Средневековья (общая характеристика)




В историческом плане архаический эпос охватывает промежуток с V по X века. Однако эта граница расплывчата. Так в Англии произведения архаического эпоса создаются до IX века, а в Ирландии процесс затягивается до XIII века.

Архаический эпос – это памятники народного творчества, на протяжении веков существовавшие в устной форме.

 Содержанием эпоса служат родовые распри, междоусобная борьба, великое переселение народов. В это время история ставит человека в героическую ситуацию. Вот почему художественная литература отличается героикодраматическим пафосом.

Архаический эпос тяготеет к коллективизму. И хотя он повествует о людях, человек интересен не сам по себе, а как выразитель общего родового начала.

При всех различиях в условиях и времени возникновения, содержании и стиле раннесредневековые эпопеи имеют ряд типологических особенностей, отличающих их от эпических памятников зрелого средневековья.

Отличительные особенности произведений архаического эпоса

1. Произведениям архаического эпоса характерна мифологизация прошлого, т. е. повествование об исторических событиях соединяется с мифом и сказкой.

2. Основная тема эпических циклов этого периода – борьба человека с враждебными ему силами природы, воплощёнными в сказочных образах чудовищ, драконов, великанов.

 3. Главный герой – сказочно-мифологический персонаж, наделённый чудесными свойствами и качествами (летать по воздуху, быть невидимым, вырастать в размерах).

4. Эпическое обобщение достигается в произведениях средствами мифологической фантастики.

Древнейшим памятником в Европе является англо-саксонский эпос.

Справка: Англы и Саксы – племена германского происхождения, которые в середине V века с европейского континента вторглись на Британские острова и после ожесточённой борьбы вытеснили кельтов, заняв юг, центр и северо-восток современной Англии. С этого времени началось самостоятельное развитие культуры и литературы англосаксов.

Самым значительным произведением англо-саксонского эпоса является поэма «Беовульф».

Идейно–художественное своеобразие поэмы «Беовульф»

Единственная существующая рукопись «Беовульфа» датируется примерно 1000годам. Но сама эпопея относится по мнению большинства специалистов, к концу VII или к первой трети VIII века. В тот период англосаксы уже переживали начинавшийся процесс зарождения феодальных связей.

Поэме присуща эпическая архаизация. Поэма выполнена двумя различными писцами. Рукопись хранится в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Открыта она была сравнительно поздно. В печати она упоминается впервые в 1705 году. В 1731 году она сильно пострадала от пожара. Впервые издал ее датчанин Торкелин в 1815 году, а первое английское издание относится к 1833 году.

Поэма рисует действительность со специфической точки зрения: мир «Беовульфа» - это мир королей и дружинников, мир пиров, битв и поединков.

Поэма распадается на две части, связанные между собой лишь личностью главного героя, Беовульфа. Каждая из этих частей в основном повествует о подвигах Беовульфа; в первой рассказывается о том, как Беовульф избавил соседнюю страну от двух страшных чудовищ, во второй - как он воцарился у себя на родине и счастливо правил пятьдесят лет, как победил огнедышащего дракона, а сам погиб от нанесенных ему драконом ядовитых ран и был с честью похоронен своей дружиной.

Первая часть. Борьба с Гренделем

Герой поэмы — молодой воин из племени гаутов Беовульф приплывает со своей дружиной в землю данов, чтобы придти на помощь королю Хродгару. Некогда Хродгар воздвиг пиршественный чертог Хеорот — «палата оленя». Звуки арф, песни и царившее в Хеороте безмятежное веселье были ненавистны мрачному великану Гренделю, жившему в болотной трясине, окруженной туманными пустошами и темной чащобой. Чудовище напало на спящих воинов и разом растерзало тридцать из них. Двенадцать лет опустошал Грендель владения Хродгара; скорбь и уныние воцарились во дворце короля. Выкованное людьми оружие было бессильно убить великана; Беовульф одолел Гренделя только в рукопашном бою, его огромную лапу он как трофей повесил над кровлей дворца.

Хродгар и его супруга мудрая Вальхтеов щедро одарили Беовульфа и устроили в честь его победы пир, на котором певцы-сказители прославляли подвиги древних героев. Но в глухую полночь мать Гренделя явилась отомстить за смерть сына. Она убила воина-дана, похитила лапу Гренделя и скрылась на дне пучины. Беовульф бесстрашно спустился в бездну и сразился с чудовищем в подводной пещере. Там он нашел исполинский меч, которым убил великаншу и отсек голову мертвому Гренделю. Обагренный кровью чудовищ меч, как лед растаял в его руках. Голову Гренделя и золотую рукоятку меча Беовульф принес в дар корою данов в знак своей победы.

Первая часть поэмы завершатся торественным описанием возвращения Беовульфа и его дружины на родину.

Вторая часть. Смерть Беовульфа

Вторая часть эпического сказания представляет Беовульфа могучим королем гаутов, 50 лет счастливо правившим своей землей. Завершает его жизнь последний великий подвиг. Некогда неразумный человек похитил у стерегущего сокровища дракона драгоценную чашу, чем навлек его гнев на страну. Дыша пламенем, каждую ночь сжигал дракон селения гаутов, губя все вокруг. Беовульф убил дракона, но сам погиб от его смертоносного укуса. Перед смертью герой просит сражавшегося вместе с ним воина Виглафа дать ему полюбоваться чудесным кладом. Под плачи и причитания слагают дружинники на морском берегу погребальный костер и хоронят прах Беовульфа под высоким курганом, где навеки будет спрятано завоеванное им сокровище.

Средневековый автор заканчивает поэму предощущением близких несчастий и тяжелых битв, которые обрушатся на гаутов, потерявших своего великого правителя.

Поэма о Беовульфе, однако, непосредственно восходит к дохристианской героической фольклорно-эпической традиции, о чём свидетельствует её метрика, стиль, сюжет и образы. Аллитерационный стих «Беовульфа» (так же, как и других памятников англосаксонского эпоса) черезвычайно близок аллитерационному стиху скандинавской и древненемецкой народно-эпической поэзии. В строке имеется четыре главных ударения ( по два в каждом коротком стихе ), из которых третье ( основное ) аллитерирует с первым, иногда так же со вторым, редко с четвёртым. Так же, как и в «Эдде», в « Беовульфе» широко применяются синонимы, кеннинги (типа «молния битвы» вместо «меч», «шлем ночи» вместо «темнота», и т. п. ) и близнечные парные формулы (два слова, аллитерирующие и соотнесенные между собой по смыслу). В «Беовульфе» в большей мере, чем в «Эдде», обнаруживается черты «формульного» стиля - общие места, постоянные эпитеты, косвенно свидетельствующие о фольклорном генезисе. С другой стороны в «Беовульфе» встречаются «переносы» (не характерные для «Эдды») - плод книжной переработки фольклорного произведения.

С точки зрения жанровой природы «Беовульф», в отличие от эддических песен, представляет образец большой эпической формы. В «Беовульфе» так же, как и в гомеровском эпосе развит описательный элемент, действие развёртывается постепенно, повествование изобилует отступлениями и ретардирующими подробностям и. Особенно характерны для «Беовульфа» детальные описание одежды и вооружения, церемониала на пиру. «Беовульф» лишен стремительности и напряженного лиризма «Эдды», но отношение автора к героям и событиям все же более «персональное», чем у Гомера, что выражается в гимническом или элегическом тоне, встречающемся в отдельных местах поэмы. В дошедшем до нас виде «Беовульф» отличается большой композиционной стройностью, подкрепленной тематическим единством. Основной сюжет поэмы состоит из двух самостоятельных эпизодов, объединенных темой борьбы с «чудовищами», мешающими мирной жизни людей.

Поэма, начинавшаяся картиной похорон первого датского короля Скильда Скефинга, заканчивается описанием торжественных похорон Беовульфа. Указанный основной «двойной» сюжет дополнен пересказами песен, якобы исполнявшимися скопом на пиру в Хеороте, - о змееборстве Сигмунда (в скандинавской традиции Сигмунд - не змееборец, а отец змееборца Сигурда) и о битве при Финнсбурге.

В основной рассказ вкраплены многочисленные исторические реминисценции (в форме воспоминаний, предсказаний, намеков) и генеалогические сведения о датских, шведских и гаутских королях. Гауты (геаты) - восточногерманское племя, жившее в южной Скандинавии, повидимому, ближайшие родичи готов.

Исторические имена и факты, упоминаемые в «Беовульфе», фигурирует также в исторических хрониках, легендарной истории датчан Саксона Грамматика, исландских исторических сагах о шведских королях Инглингах, датских Скедьдунгах (в особенности «Сага о Хрольфе Краки».

Исторические и легендарные мотивы «Беовульфа» в целом отражают межплеменные отношения до переселения англов и саксов в Британию. Возможно, с этим временем «Беовульфа» связывает непрерывная эпическая традиция. Почти все персонажи являются скандинавами и известны одновременно из скандинавских сказаний. Только упоминаемый в «Беовульфе» король Оффа - английский.

Близкие параллели к основному сюжету борьбы Беовульфа с Гренделем и его матерью содержатся и в исландских сагах (сага о Хрольфе Краки, сага о Греттире, а также о Самсоне, об Орме Сторольвссоне). Таким образом, остается предположить, что сказание о Беовульфе восходит к скандинавским источникам древнейшей эпохи, когда англы и саксы соседствовали с датчанами на континенте.

В отличие от много эпических героев, выступающих в интересах своего рода-племени (как, например, ирландский Кухулин), Беовульф - защитник человечества, но само человечество представлено дружественными племенами данов и гаутов.

Беовульф - не историческая фигура; во всяком случае, он не был королем гаутов, о чем свидетельствует его имя, которое не аллитерирует с именами других гаутских королей и не упоминается в других источниках по гаутской генеалогии.

Основные произведения древнеисландской художественной литературы делятся на три группы:

Ø песни «Эдды»

Ø поэзия скальдов

Ø прозаические саги

«Эдда» - сборник песен, частично мифологического и морально-поучительного (дидактического), а частично - героического содержания. Сборник составлен в XIII в. из песен разных времен. Свое название он получила от первого издателя в XVII в., который увидел в ней источник прозаического трактата по поэтике Снорри Стурлусона. Первоначально произведение имело название «Эдда».

«Старшая Эдда» - это 19 героических песен, наиболее популярными из которых являются три песни о Хельги. «Младшая Эдда» состояла из шести песен мифологического характера, которые содержали рассказы о богах и учили жизненной мудрости. Наиболее значительной стала песня «Сны Бальдра». Краткое содержание ее следующее.

Светлом богу Бальдру, сын Одина, снились плохие сны, которые предсказывали смерть. Чтобы спасти сына, мать Фригг взяла клятву со всех живых существ и предметов не вредить ему, забыв при этом опасное растение омелу, которое паразитирует на дубе. Радуясь тому, что Бальдр остается неуязвимым, боги бросали в него различное оружие. Локи сделал копье из омелы и вручил слепому богу. Тот стал, сам того не желая, убийцей Бальдра.

Большое отчаяние охватило асов. С почестями перенесли плоть Бальдра на корабль, составили погребальный костер и отправили его в море. Один, наблюдая, как все тосковали по Бальдру, решил послать гонца к Хеле с предложением выкупа сына из царства мертвых. 9 дней и ночей скакал гонец, пока не достиг реки, отделявшей миры мертвых и живых. Хеле внимательно выслушала гонца и пообещала выполнить просьбу при условии, если все живое действительно будет скучать по Бальдру. Однако светлый бог навсегда остался в царстве мертвых, поскольку нашелся злобный Локи, который превратился в образ богатырши Текке и заверил, что Бальдр никому не нужен ни живым, ни мертвым.

Итак, хотя боги и были могучими, им не удалось избежать человеческих страданий, стать бессмертными. Как и люди, они были разными. Одни несли добро, свет, радость, как Один (отец и родоначальник богов, бог войны, мудрости), Тор (бог грозы, покровитель земли), Фригг (жена Одина, богиня любви, покровительница брака), а другие, как Локи (бог огня), - зло.

Надземному миру богов противопоставлен мир людей - подземное царство мертвых. В нем находились все умершие, кроме героев. Житейская мудрость мифологической песни утверждала: судьба каждого зависит от умения воспринимать жизнь такой, какая она есть, не искушать судьбу даже тогда, когда она благосклонна к человеку. Перед смертью все равны.

Поэзия скальдов пришла в упадок в конце XIII в. В то время в скандинавских землях, особенно в Исландии, расцветала проза - национальная историография и сага. Таким образом, лучшие сказания средневековой Европы получили общечеловеческое значение и стали основой для многих произведений мирового искусства в качестве вечных сюжетов поиска красоты и истины, верности и большой любви, борьбы за независимость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...