Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности школьников




В условиях сельской школы нет и не должно быть четкого разграничения урочной и внеурочной деятельности детей. Здесь не допустимы заорганизованность, монотонность, жесткая режимность, которые будут угнетать и подавлять детей. Малочисленность школы позволяет подходить более гибко к построению внеурочной деятельности. Урок может логично переходить в воспитательные мероприятия и наоборот. Возможны большая гибкость и мобильность при организации педагогического процесса в СМШ.

В этой связи сельской школе особенно важно обеспечить идеи интеграции, что означает:

- взаимопроникновение педагогических средств, используемых в учебной и внеурочной деятельности;

- органичную связь содержания урочной и внеурочной деятельности, закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроках, во внеурочной работе;

- взаимосвязь общего и дополнительного образования;

- гибкий характер организации учебного процесса, включающий в себя формы и методы внеурочной деятельности детей, неформальные способы взаимодействия педагогов и учащихся;

- введение новых интегративных курсов, предметов, создание творческих коллективов;

- объединение ряда педагогических средств учебной и внеучебной деятельности в особые воспитательные комплексы (разновозрастные и интегрированные занятия, занятия на природе, предприятиях, в культурных учреждениях и др.).

В условиях сельской школы имеются благоприятные условия для развития интегративных связей. Именно интеграционные процессы помогают сегодня выживать, сохраняться и развиваться малочисленной школе, например, объединяя образовательные ресурсы учреждений села, школы и социума. Если педагоги ориентированы на ребенка, на учет и развитие его интересов и потребностей, стираются четкие грани между учебной и внеучебной деятельностью, многие формы работы интегрируют цели, задачи, содержание учебных дисциплин и внеучебной деятельности. Малочисленность коллектива школы и классов позволяет гибко выстраивать учебно-воспитательный процесс, мобильно корректировать режим деятельности школы и учебное расписание, быстрее реагировать на потребности каждого ребенка, заказ родителей, запросы педагогов, социальных партнеров.

Большие возможности для гибкого построения учебно-воспитательного процесса объясняются также глубокими, естественными и систематичными отношениями детей и педагогов, педагогов и родителей, взаимообусловленными связями школы и среды, их существенным влиянием друг на друга, включенностью учащихся в дела ближайших хозяйств. Сельские учителя в отличие от городских ведут несколько предметов, что позволяет им очень естественно интегрировать учебный материал без существенной перестройки учебного расписания.

Интеграцию в образовательном учреждении можно представить на внутреннем и внешнем уровне. Внутренняя интеграция характеризует образовательный процесс в самом учреждении, внешняя — взаимодействие учреждения с социумом, другими структурами.

Прежде всего, остановимся на внутришкольной интеграции, которая может быть рассмотрена как взаимосвязь и взаимодействие различных педагогических средств на нескольких уровнях:

- осуществление внутренних связей используемого средства, например, внутрипредметные связи;

- осуществление связей между педагогическими средствами, например, межпредметные связи;

- интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок);

- интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (обучение в разновозрастных группах, проблемно-тематический день и др.).

Различают также вертикальные и горизонтальные межпредметные связи. В сельской школе можно осуществлять одновременно интеграцию по горизонтали, т. е. межпредметную, и по вертикали, между классами.

Эффективность образовательного процесса в сельской школе значительно повышается, если осуществляется интеграция средств учебной и внеучебной деятельности учащихся, которая ведет к рождению новых педагогических средств, что предполагает следующее:

- создание условий для разностороннего развития детей;

- координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую, экзистенциальную);

- взаимопроникновение различных видов деятельности детей;

- взаимодействие всех членов школьного коллектива;

- создание системы дополнительного образования с учетом потребностей учащихся и возможностей школы;

- определение разделов учебной программы, которые необходимо расширить или углубить через систему дополнительного образования;

- разработку новых форм и методов обучения, подбор материалов и средств для развития творчества детей и педагогов в учебной деятельности;

- усиление познавательного характера разнообразных общешкольных дел;

- интегрирование образовательного процесса в социальную среду (привлечение специалистов к учебно-воспитательному процессу, проведение занятий за пределами школы, организация общественных мероприятий и акций по преобразованию окружающей среды).

Интеграция педагогических средств может осуществляться в следующих направлениях:

· расширение воспитательных возможностей учебных занятий по предметам; повышение воспитательного потенциала учебного процесса, влияния учебной деятельности на нравственное и в целом социальное становление ребенка;

· усиление интеллектуального, познавательного характера внеурочной деятельности;

· использование комплекса педагогических средств, которые стирают грани между учебным процессом и внеурочной деятельности детей, в относительно равной мере решают воспитательные и образовательные задачи, обеспечивают разностороннее развитие учащихся.

Высокий уровень интеграции учебной и внеурочной деятельности детей предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно-урочной системой, а представляют собой новое качественное образование; его сложно однозначно отнести к учебной или внеурочной деятельности, это комплексное педагогическое средство.

Представим наиболее распространенные интегративные средства, которые в течение многих лет используются в сельских школах и подтверждают свою высокую воспитательную и образовательную эффективность.

Естественным и востребованным способом интеграции средств учебной и внеурочной деятельности детей являются занятия в разновозрастных группах (РВГ), когда организуется разновозрастное обучение, то есть совместная учебная деятельность детей. В этом случае успешно решаются не только образовательные задачи (прочность усвоения учебного материала, актуализация ранее изученного, опережающее обучение и др.), но и комплекс социальных и воспитательных задач, недоступных для традиционного урока, например:

- расширение и обогащение социального опыта взаимодействия детей, который весьма ограничен в условиях малочисленного классного и школьного коллективов;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- воспитание у старших детей чуткого, внимательного отношения к людям через заботу о младших;

- развитие ответственности, самостоятельности, организаторских способностей;

- развитие речи, умений излагать в доступной форме информацию для других;

- овладение способами совместной работы в группах и микрогруппах, развитие самоуправления и самоорганизации;

- защита и поддержка тех детей, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников;

- организация взаимообучения;

- воспитание у младших уважительного отношения к старшим и т. д.

Проектная деятельность учащихся сегодня широко используется в образовании, она связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания конкретного продукта, обладающего объективной и субъективной новизной; представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации.

Выполнение большинства учебных проектов предусматривает освоение детьми знаний по комплексу изучаемых дисциплин и выходит по содержанию и объему учебного материала, времени и способам его освоения за рамки учебной деятельности детей. Как правило, учебные проекты являются лично и (или) социально значимыми.

В то же время любой социальный проект, выполняемый учащимися во внеурочное время, предусматривает опору на приобретенные знания по учебным дисциплинам, а также усвоение новой информации, ее переработку в процессе самостоятельного поиска. Следовательно, эта деятельность благоприятно влияет на повышение образованности детей, совершенствование их учебной деятельности. Так, например, в Великосельской школе Ярославской области, учащиеся, создавая и реализуя в течение полугодия общешкольный социальный проект «Возрождение великосельских традиций», выполняли ряд конкретных групповых проектов («Проба пера», «Самиздат», «Кукольный театр», «История и создание костюма», «Экскурсия по с. Великое» и др.) в процессе учебных занятий по ряду дисциплин, изучения элективных курсов и во внеурочное время, привлекая родителей и выпускников школы. При этом стимулировались взаимодействие и совместный поиск учителей, классных руководителей, социальных партнеров.

Общешкольные «ключевые» дела. Это понятие введено В.А. Караковским, под руководством которого впервые такие дела стали проводиться в городской школе. В сельской школе более благоприятные условия для проведения общешкольных ключевых дел по причинам, которые изложены в разделе 3.

В основе дела лежит яркая, привлекательная, значимая и в то же время понятная всем идея (тема, проблема), которая определяется и разрабатывается всеми членами коллектива. При планировании ключевого дела предусматривается, как провести данную идею через учебный процесс и внеурочную деятельность. Так, например, определяются специальные темы учебных занятий, учителя включают в содержание урока специальные вопросы, проблемы для обсуждения, учебные задачи и т.п.

В отличие от обычных школьных, ключевые дела предполагают участие в их подготовке и проведении всех классных коллективов и школьных объединений. Они рассматриваются как значительные «воспитательные дозы». В небольшой сельской школе такие дела могут проводиться ежемесячно, некоторые из них приобретают традиционный характер. Их воспитательная эффективность, влияние на развитие взаимосвязей в школе повышаются, если:

- дела приобретают комплексный характер, то есть охватывают различные сферы и виды деятельности школьников, воздействуют на сознание, чувства, поведение детей, предусматривают и учитывают многообразие интересов и потребностей детей, способствуют формированию различных качеств и отношений;

- создается возможность для одновременного и добровольного участия в деле всех членов школьной общности, то есть учащихся, педагогов, родителей, выпускников, жителей села;

- обеспечивается высокий уровень творчества, познавательный характер и общественная направленность деятельности; предусматривается забота друг о друге и других людях;

- организуется сотворчество и сотрудничество старших и младших школьников, взрослых и детей на всех этапах ключевого дела;

- обеспечиваются добровольность включения школьников в деятельность временных и постоянных разновозрастных объединений, свобода выбора видов и форм работы, ролей и своей позиции на всех ее этапах;

- используются элементы сюрпризности, неожиданного и эффектного, создающие атмосферу эмоционального единения участников дела.

Ключевые дела представляют собой комплекс различных творческих дел, выполнение проектов. Покажем это на примере некоторых ключевых творческих дел:

- «Мне о России надо говорить»: «Легенды нашего края», Час общения «Деревня моя», краеведческое лото «Знаешь ли ты свой край», час общения «Мой край давным-давно», «Семейные альбомы на классный вернисаж»;

- «Фестиваль творчества»: «Фестивальная ромашка», «Фестивальный калейдоскоп», «Эстафета веселых экспромтов», «Фестивальная карусель», «Слет туристов», «Алло, мы ищем таланты», «Бабушкин сундук», вечер «Лире звучать».

Общешкольные ключевые дела предполагают формирование разновозрастных объединений для выполнения различных видов деятельности. Такие дела позволяют оптимально использовать кадровые и материальные ресурсы школы и социума для решения воспитательных, содержательных, организационных задач и представляют детям возможность выбирать виды и способы деятельности в соответствии со своими интересами.

День свободного выбора и творчества. Это эффективное интегративное комплексное образовательное и диагностическое средство. В этот день у ребенка есть возможность сделать осознанный выбор, принять самостоятельное решение, чем ему заниматься, в каких видах деятельности участвовать. В такие Дни создаются разновозрастные группы с учетом познавательных интересов и желаний детей. День может включать: 1) уроки по выбору; 2) занятия по интересам; 3) час свободного общения школьников и педагогов; 4) коллективное творческое дело. В такой день учащиеся имеют возможность выбирать, пробовать себя, проявить свои интересы и потребности. Они участвуют в нетрадиционных учебных занятиях, в совместной работе с учащимися других классов, когда сочетаются учебные и досуговые формы организации деятельности детей.

Уроки по выбору и последующее выяснение причин прихода учащихся на данный урок позволяют изучить мотивацию учения и поведения детей, отношение к предметам и учителям.

Изучение и развитие направленности, мотивации и интересов школьников осуществляются при выборе внеурочных занятий. Целесообразно привлечение к проведению уроков по выбору, занятий по интересам студентов, местных и районных специалистов, родителей. Такие дни, как правило, разрабатываются педагогами и учащимися. Они разнообразят школьную жизнь, развивают их общение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...