Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Данное направление очень тесно связано с предыдущим, дополняет и развивает его с точки зрения формирования нравственности. Назовем ценности, которые при этом формируются: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира. Традиционными источниками нравственности являются: · патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); · социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); · гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); · семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); · труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); · наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); · традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах; · искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); · человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). [6] В процессе работы по данному направлению формируются: - представления о базовых национальных российских ценностях; - различение хороших и плохих, социально значимых и асоциальных поступков; - знание правил поведения в школе, семье, общественных местах; - представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; - почтительное отношение к родителям; - уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережное, гуманное отношение ко всему живому; - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Безусловно, все направления работы, все воспитательные мероприятия могут способствовать формированию нравственных чувств (коллективизма, чувства долга, ответственности, любви и др.) и нравственного сознания личности сельских школьников. В то же время необходимо проводить специальные мероприятия и дела, направленные на разъяснение структуры понятий «нравственный облик человека», «нравственное самосознание», «общечеловеческие нормы нравственности», а также разъяснять детям, почему надо быть добрым, почему человеческая жизнь является высшей ценностью и др. Обсуждение нравственных понятий, острых проблем в активных и диалоговых формах, решение нравственных дилемм, дебаты по проблемам нравственности важно предусмотреть при планировании внеурочной работы.
Но знание и понимание человеческих ценностей не решает проблему нравственного воспитания, воспитания гражданственности и патриотизма, если не осваивается соответствующий опыт социального и ответственного поведения. Формированию такого опыта способствует организация общественно полезной деятельности, направленной на созидание, улучшение окружающего мира, на оказание помощи людям, заботу о родителях, младших и старших. Формированию нравственных качеств способствует организация совместной деятельности детей разного возраста, создание разновозрастных групп, где дети проявляют взаимную поддержку, где формируется взаимная чуткость, внимательность, ответственность старших и младших школьников. Важным источником, влияющим на формирование нравственных чувств, являются средства массовой информации. Так, например, телевидение доступно сегодня каждому сельскому школьнику, который может часами смотреть разные передачи и извлекать из них важную для себя информацию, но по-разному ее интерпретировать. К сожалению, этот процесс осуществляется стихийно, не управляем или почти не управляем со стороны школы, педагогов. В то же время можно организовать различные формы внеурочной деятельности детей, предусматривающие обсуждение, оценку фильмов, спектаклей, материалов телепередач, которые вызывают интерес у детей. Обсуждение такой информации позволяет осмыслить свои первичные представления, разобраться в спорных моментах, осуществить нравственный выбор при оценке жизненных ситуаций. Кроме того, педагоги могут рекомендовать просмотр тех программ и фильмов, которые затрагивают важные нравственные, этические проблемы и могут стать основой для коллективного обсуждения. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Среди ценностей, которые при этом формируются, назовем следующие: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость. Деятельность детей направлена на формирование: - представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества; - уважения к труду и творчеству старших и сверстников; - представлений об основных профессиях; - ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности; - представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - умения соблюдать порядок на рабочем месте; - бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, неуважению к результатам труда людей. Возможности сельской школы в воспитании трудолюбия несравненно шире, чем городской, но и потребность в этом направлении воспитания значительно выше. В связи с продолжающимся оттоком населения и необходимостью изменения системы хозяйствования на селе трудовое и экономическое воспитание, основанное на современных подходах, должно становиться одним из основных в сельской школе. Используемые формы работы, безусловно, достаточно эффективны и, как правило, предусмотрены в воспитательной системе каждой сельской школы. Однако в воспитании трудолюбия и положительного отношения к труду есть еще и социально-нравственный аспект, предполагающий осознание каждым ребенком того, что человек не может жить без труда, что все создано трудом, формирование потребности трудиться и стремление к созиданию. В этом могут помочь беседы и диспуты («Зачем человеку трудиться»), встречи с людьми труда, успешными тружениками села.
Большой интерес вызывает у большинства учеников работа на пришкольном участке. Они выращивают рассаду и овощи, делают заготовки, тем самым обеспечивая необходимыми продуктами школьную столовую, что позволяет сделать горячее питание в школе доступным всем детям без исключения. Дети видят результаты своего труда, пользуются ими. В некоторых школах вся первая четверть проводится под знаком труда – подводятся итоги работы на пришкольных участках, проходит праздник труда. Некоторые школы на учебно-опытном участке выращивают овощи, цветы, рассаду. Излишки продукции продаются, в результате школы ежегодно имеет на спецсчете определенную сумму денежных средств, из которых выплачивается заработная плата учащимся. Хороший результат дает организация трудовых дел: субботников, строительства спортивной площадки, озеленения села и других, где на равных трудятся и учителя, и дети, и родители. Школьники с удовольствием участвуют в трудовых десантах по благоустройству школьной территории, детского сада, по сбору лекарственного сырья, озеленению села и окрестных деревень, выращивают цветы. Для приобщения подрастающего поколения к условиям экономики на селе важно иметь программы «Сельский дом и семья», «Фермерская школа», «Хозяин (хозяйка) сельского дома», программы экономического образования, «Основы ведения домашнего хозяйства» (отдельно для мальчиков и девочек), сельскохозяйственный труд в средних и старших классах. Все эти курсы имеют прикладную направленность, дают знания, необходимые в быту и производительном труде. Важно учащимся сельской школы осваивать такие способы деятельности, которые они могли бы использовать в личном подсобном хозяйстве и в своей дальнейшей жизни. Рыночная экономика ставит задачу специального экономического образования сельских школьников. В этой связи необходимо подготовить школьников к труду с различными формами собственности (крестьянская усадьба, кооператив, товарищество и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|