Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.




Данное направление очень тесно связано с предыдущим, дополняет и развивает его с точки зрения формирования нравственности.

Назовем ценности, которые при этом формируются: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Традиционными источниками нравственности являются:

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

· человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). [6]

В процессе работы по данному направлению формируются:

- представления о базовых национальных российских ценностях;

- различение хороших и плохих, социально значимых и асоциальных поступков;

- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- представления о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- почтительное отношение к родителям;

- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережное, гуманное отношение ко всему живому;

- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Безусловно, все направления работы, все воспитательные мероприятия могут способствовать формированию нравственных чувств (коллективизма, чувства долга, ответственности, любви и др.) и нравственного сознания личности сельских школьников. В то же время необходимо проводить специальные мероприятия и дела, направленные на разъяснение структуры понятий «нравственный облик человека», «нравственное самосознание», «общечеловеческие нормы нравственности», а также разъяснять детям, почему надо быть добрым, почему человеческая жизнь является высшей ценностью и др. Обсуждение нравственных понятий, острых проблем в активных и диалоговых формах, решение нравственных дилемм, дебаты по проблемам нравственности важно предусмотреть при планировании внеурочной работы.

Но знание и понимание человеческих ценностей не решает проблему нравственного воспитания, воспитания гражданственности и патриотизма, если не осваивается соответствующий опыт социального и ответственного поведения. Формированию такого опыта способствует организация общественно полезной деятельности, направленной на созидание, улучшение окружающего мира, на оказание помощи людям, заботу о родителях, младших и старших.

Формированию нравственных качеств способствует организация совместной деятельности детей разного возраста, создание разновозрастных групп, где дети проявляют взаимную поддержку, где формируется взаимная чуткость, внимательность, ответственность старших и младших школьников.

Важным источником, влияющим на формирование нравственных чувств, являются средства массовой информации. Так, например, телевидение доступно сегодня каждому сельскому школьнику, который может часами смотреть разные передачи и извлекать из них важную для себя информацию, но по-разному ее интерпретировать. К сожалению, этот процесс осуществляется стихийно, не управляем или почти не управляем со стороны школы, педагогов. В то же время можно организовать различные формы внеурочной деятельности детей, предусматривающие обсуждение, оценку фильмов, спектаклей, материалов телепередач, которые вызывают интерес у детей. Обсуждение такой информации позволяет осмыслить свои первичные представления, разобраться в спорных моментах, осуществить нравственный выбор при оценке жизненных ситуаций. Кроме того, педагоги могут рекомендовать просмотр тех программ и фильмов, которые затрагивают важные нравственные, этические проблемы и могут стать основой для коллективного обсуждения.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Среди ценностей, которые при этом формируются, назовем следующие: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Деятельность детей направлена на формирование:

- представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, неуважению к результатам труда людей.

Возможности сельской школы в воспитании трудолюбия несравненно шире, чем городской, но и потребность в этом направлении воспитания значительно выше. В связи с продолжающимся оттоком населения и необходимостью изменения системы хозяйствования на селе трудовое и экономическое воспитание, основанное на современных подходах, должно становиться одним из основных в сельской школе.

Используемые формы работы, безусловно, достаточно эффективны и, как правило, предусмотрены в воспитательной системе каждой сельской школы. Однако в воспитании трудолюбия и положительного отношения к труду есть еще и социально-нравственный аспект, предполагающий осознание каждым ребенком того, что человек не может жить без труда, что все создано трудом, формирование потребности трудиться и стремление к созиданию. В этом могут помочь беседы и диспуты («Зачем человеку трудиться»), встречи с людьми труда, успешными тружениками села.

Большой интерес вызывает у большинства учеников работа на пришкольном участке. Они выращивают рассаду и овощи, делают заготовки, тем самым обеспечивая необходимыми продуктами школьную столовую, что позволяет сделать горячее питание в школе доступным всем детям без исключения. Дети видят результаты своего труда, пользуются ими. В некоторых школах вся первая четверть проводится под знаком труда – подводятся итоги работы на пришкольных участках, проходит праздник труда.

Некоторые школы на учебно-опытном участке выращивают овощи, цветы, рассаду. Излишки продукции продаются, в результате школы ежегодно имеет на спецсчете определенную сумму денежных средств, из которых выплачивается заработная плата учащимся.

Хороший результат дает организация трудовых дел: субботников, строительства спортивной площадки, озеленения села и других, где на равных трудятся и учителя, и дети, и родители. Школьники с удовольствием участвуют в трудовых десантах по благоустройству школьной территории, детского сада, по сбору лекарственного сырья, озеленению села и окрестных деревень, выращивают цветы.

Для приобщения подрастающего поколения к условиям экономики на селе важно иметь программы «Сельский дом и семья», «Фермерская школа», «Хозяин (хозяйка) сельского дома», программы экономического образования, «Основы ведения домашнего хозяйства» (отдельно для мальчиков и девочек), сельскохозяйственный труд в средних и старших классах. Все эти курсы имеют прикладную направленность, дают знания, необходимые в быту и производительном труде.

Важно учащимся сельской школы осваивать такие способы деятельности, которые они могли бы использовать в личном подсобном хозяйстве и в своей дальнейшей жизни.

Рыночная экономика ставит задачу специального экономического образования сельских школьников. В этой связи необходимо подготовить школьников к труду с различными формами собственности (крестьянская усадьба, кооператив, товарищество и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...