Формы организации внеурочной деятельности
Чтобы не повторяться, рассматривая основные направления и формы внеурочной деятельности учащихся, особое внимание обратим на специфичные для сельской школы аспекты. При этом за основу определения направлений внеурочной деятельности возьмем Примерную программу воспитания и социализации обучающихся для начального общего образования.[5] Отметим, что в реальном воспитательном процессе все направления и формы тесно взаимосвязаны и их выделение весьма условно. В предлагаемом варианте акцент сделан на начальную ступень обучения, хотя в сельской школе любая внеурочная деятельность предполагает участие почти всех детей, при этом старшие учащиеся выступают в роли организаторов деятельности младших. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
В процессе работы по данному направлению формируются представления: - о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; - о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - о национальных героях и важнейших событиях истории России; - о правах и об обязанностях гражданина России; - о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе. Высокий уровень результатов внеурочной деятельности школьников в этом направлении характеризуется: - интересом к общественным явлениям, пониманием активной роли человека в обществе; - уважительным отношением к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения; - интересом к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, района, поселения, в котором находится образовательное учреждение; - стремлением, потребностью активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села; - чувством гордости за свою школу, свое село, город, народ, Россию; - уважением к защитникам Родины; - умением отвечать за свои поступки; - отрицательным отношением к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. Среди особых разделов внеурочной деятельности сельских школьников по данному направлению следует выделить краеведческую работу, которая является неотъемлемой частью воспитания гражданственности и патриотизма. Школьное краеведение помогает воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Изучение краеведения способствует глубокому осознанию исторических процессов. Показ исторических событий через призму местных материалов позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах, облегчить детям восприятие истории. Знакомство со знаменитыми земляками воспитывает гордость за свою Родину, родной край. Работа по краеведению объединяет всех: детский сад, предприятия, школу, клуб и т.д.
Воспитание в сельской школе неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обрядностью народа. Подлинно народная школа укрепляет связи между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, развивает чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода, использует в воспитании народную песню, музыку, танец, одежду, развивая традиционные промыслы, изучая историю, проявляя заботу о родной природе, памятниках старины. Следует помнить, что краеведение не должно становиться самоцелью. Несомненно, и детям, и взрослым интересно изучать историю родного края, его культуру, быт. В то же время «законсервированные» в школьном музее, грамотно описанные и разложенные в папки или помещенные на стенды, материалы теряют свою воспитательную значимость. Только будучи сплетенными с настоящим (через родословные семей, проведение аналогий с сегодняшним днем и другими способами), они становятся эффективной основой и средством воспитания гражданина. Краеведческая работа способствует возрождению русского национального характера, российской духовности, воспитанию чувства «малой Родины». Примером же тщательного изучения истории своей малой родины может служить опыт, имеющийся в Полянской сельской школе. Учащиеся этой школы совершили ряд археологических раскопок на месте бывшей усадьбы известного рода Карновичей. Из найденных предметов быта XVII – XVIII вв. в школе составлена выставка, материалы которой регулярно используются как на уроках, так и на внеурочных занятиях с детьми. Учащиеся школы регулярно ухаживают за огромным парком усадьбы, поддерживая его задуманную спиралевидную форму. Кроме этого тщательно изучена история этого места, а также биография наиболее видных представителей рода Карновичей. Краеведение является неотъемлемой частью внеурочной деятельности школьников в рамках программы «Русская школа». Могут вводиться программы дополнительного образования: «Родиноведение» (1–4 классы); «Русский фольклор» (1–8 классы); «В мире русских сказок» (1–4 классы); «Русская душа» (5–9 классы); «Светочи России» (7–9 классы); «Русская усадьба» (8–9 классы); «Литературное краеведение» (8–9 классы); «Математика в быту» (5–6 классы); «Ведение домашнего хозяйства» (5–9 классы); «Декоративно-прикладное искусство» (1–9 классы); «Ремесло» (5–9 классы). Формы проведения занятий разнообразны: беседы, экскурсии, семинары, лекции, тематические вечера, конкурсы, творческие путешествия, поисковая работы, проектная деятельность, уроки-концерты и др.
Рассмотрим некоторые формы краеведческой деятельности. Ознакомление учащихся с годовым циклом крестьянских праздников и связанных с ним обычаев, традиций, примет и обрядов. План внеурочной деятельности может включать проведение народных праздников (Покров, Рождество и т.д.). Каждый класс, группа детей выбирает задание собрать материал по истории возникновения того или иного праздника, о традициях, обычаях, приметах, связанных с ним, и оформить этот материал в виде презентации. Учащиеся знакомятся с этой информацией, разыгрывают театрализованные представления, воссоздающие какой-либо народный обряд или обычай, касающийся данного праздника. Сам праздник может выйти за стены школы и быть организован для всего села. В традиционный цикл могут быть включены и другие праздники, такие, как «Деревенские посиделки», «Праздник Урожая», символизирующие определенные традиции или этапы крестьянской жизни. Краеведческие исследования. Ученики могут заниматься изучением общей истории края или конкретной темой. Можно изучать историю конкретных деревень – восстановить планы населенных пунктов в конкретный исторический период (например, на начало ХХ века), исследовать подробности из истории деревни, составить наиболее интересные биографии селян, записать песни, легенды, обычаи земляков, собрать необходимый материал для музея. Частью исследовательской работы является работа в архивах, библиотеках, интернет. Учащиеся приобретают опыт систематического научного исследования, навыки работы с литературой, архивными материалами, электронными ресурсами,развивают навыки общения. Большой интерес у детей вызывают операции «Бабушкин сундучок», «Удивительные россыпи талантов», «Знакомство с чудо-мастерами». Исследовательская работа школьников опирается на личные наблюдения жизни, труда и быта населения. Она выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, тем самым расширяет их связи с окружающим миром, обеспечивает их адаптацию, активность в условиях современной жизни, повышает культурный и образовательный уровень детей.
Рефераты и устные сообщения. Ученики старших классов могут самостоятельно или с помощью взрослых подготовить исследовательские работы по темам истории, экономики родного края, изучить биографии выдающихся людей и т.д. Они могут проиллюстрировать свои сообщения фрагментами из литературы, репродукциями живописных полотен, музыкальными отрывками. Походы и экспедиции по родным местам. Экспедиции и походы, как правило, становятся частью исследовательской работы. Успех их полностью зависит от предварительной подготовки, которая включает в себя изучение архивных материалов, беседы со специалистами, составление плана и т.д. Тематика походов может быть различной – исторической, литературной, этнографической, историко-экологической и другой. Туристско-краеведческие конференции и фестивали. Школа (или несколько школ) готовит выступающих, которые оформляют альбомы, выставки, находки. В ходе конференций проводятся открытые занятия, проходит обмен опытом. На круглых столах составляются совместные туристические маршруты. Создание и работа школьных музеев. Музей – это место документирования и сохранения истории, быта, обычаев родного края, место, где зафиксирована незримая связь поколений, поэтому школьный музей не только выполняет культурно-просветительскую функцию, но и является местом встреч разных поколений: подростков, молодежи и ветеранов. Во многих школьных музеях создаются службы экскурсоводов – учащихся 6–11 классов, они сами готовят материал для экскурсий, обсуждают его с руководителем музея, сами проводят экскурсии для учеников школы. Ученики Терютинской школы помогли восстановить историю колхоза «Вперед», представили списки руководителей хозяйства, ветеранов труда. Существенную помощь в сборе экспонатов оказало и местное население, предоставив много фотографий из семейных альбомов. Например, базой для организации внеурочной деятельности стал школьный краеведческий музей в Бармановской основной школе Любимского МР Ярославской области, который открыт в 1980 году как экспозиционный. В нем около 200 экспонатов, все подлинные. Музей поддерживает связь с Любимским народным краеведческим музеем, школьным музеем Бедаревской школы. Фонды музея располагаются в двух классных комнатах. Музей состоит из четырех отделов, пяти экспозиций. Имеется книга учета экспонатов. Представлены документальные материалы, свидетельства очевидцев, воспоминания в виде настенных планшетов (информационного материала по каждому отделу); альбомных материалов (обобщение по какому-либо разделу); экспозиционного пояса, подиумов для размещения экспонатов. Содержание отделов: «Экономика», «Культура», «Быт», «История села Троицы и его края», «Сельское хозяйство», «Ремесло и промысел», «Торговля», «Образование», «Медицинское обслуживание». Коллективом школы за последние годы выполнена следующая работа: - установлены имена погибших земляков; - развернуты экспозиции «Крестьянская изба», «Общая экспозиция» (орудия труда, фотографии, документы, стенды, выставки); - выяснены история и возраст села Троица, приблизительное время появления первой церковно-приходской школы; - создана экспозиция произведений местного Троицкого ремесла; - установлены названия деревень и места нахождения специализаций по отдельным ремесленным отраслям, местонахождение первой деревянной церкви в Троицком приходе; - составлено описание бывшей дворянской усадьбы в сельце Соболево, принадлежавшей помещикам Макаровым, столбовым дворянам; - оформлены материалы о первых колхозах и их первых председателях; собраны орудия труда, использовавшиеся при обработке льна, при производстве ткани; в состав экспозиции входят почти все орудия труда, применявшиеся в земледелии и при обработке зерна; - развернута экспозиция, посвященная развитию и становлению Бармановской школы; - собран материал по народному образованию (учебники, тетради, книги, журналы и т.п.) дореволюционного и послереволюционного периода, воспоминания бывших учителей, учеников школы; - оформлены экспозиции о ветеранах войны и тыла; - ведется поисковая работа по направлениям «Дети войны», «История забытых деревень». Создание родословной является, пожалуй, одной из самых распространенных форм работы. Детям любого возраста интересно изучать материалы, касающиеся истории своей семьи, ближе узнавать жизнь бабушек и дедушек. Такая работа сближает всю семью. Дети и родители могут с оздать герб своей семьи, отражающий ее особенности. Написание сочинений, стихов о родном крае, проведение музыкальных, литературных конкурсов, организация программ, посвященных людям, живущим рядом (например, программа «От всей души»), способствуют воспитанию гуманизма, любви к Родине. Активной формой деятельности может стать освоение детьми народных промыслов на уроках труда и во внеурочное время – на занятиях кружка или клуба по интересам. Интересен для детей опыт освоения резьбы по дереву, древнейшего вида русского народного искусства, изготовления деревянной игрушки и др. Важно ознакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, прививать им любовь к традиционному ремеслу, обучать практическим навыкам резьбы по дереву, учить создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла. Краеведческая деятельность может объединять всю школу, педагогов, учащихся, родителей, селян. Она позволяет включить детей в различные виды деятельности: поисковую, проектную, трудовую, художественную и др., обеспечивая решение комплекса образовательных задач, обозначенных в ФГОС.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|