Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемно-тематический день




Ярким, убедительным подтверждением внешней и внутренней интеграции являются проблемно-тематические дни, которые получили распространение в последние годы в ряде сельских школ Ярославской области. Планирование, подготовка, проведение, подведение итогов такого дня позволяют включить каждого ребенка в различные виды деятельности и обеспечить его занятость во внеурочное время творческой и продуктивной работой.

Главная цель проблемно-тематического дня – сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире. Основной идеей такого дня является выявление жизненно важной для детей проблемы, решение которой предполагает интеграцию всех или большинства областей знаний, он обеспечивает формирование универсальных учебных действий и личностных качеств учащихся, объединяет в творческом поиске усилия педагогов, учащихся, родителей, а возможно и представителей социума. Организация проблемно-тематического дня предполагает целенаправленную подготовку в течение недели (возможно и дольше) целостного и яркого события с учетом актуальной проблемы, которая пронизывает учебный процесс, многие учебные занятия и осуществляется во внеурочное время (см. приложения 7-10).

Проблемно-тематический день – это яркое событие, позволяющее каждому ученику найти ответы на важные и значимые для него вопросы, при этом поиск ответов осуществляет сам ребенок под руководством педагогов, приобретая для этого необходимые знания из тех дисциплин, которые он изучает.

Что дает такой день ребенку? Позволяет осознать следующее:

- взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придется решать в жизни;

- взаимосвязь всех явлений окружающей жизни и взаимосвязь всех учебных предметов;

- необходимость приобретать знания, чтобы решать жизненные проблемы;

- любую жизненную проблему может и способен решать сам человек;

- личную ответственность за принятие решений;

- важность и полезность обучения в школе.

Что дает проблемно-тематический день педагогам? В реальности реализовать целостный, системный подход к организации образовательного процесса в сельской школе, в частности в начальных классах:

- интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных «доз», которые могут ярко завершать учебную неделю;

- на каждом этапе образовательного процесса определять для ребенка привлекательную перспективу, которая станет важным мотивом его учебной деятельности;

- целенаправленно организовывать внеурочную деятельность, органично соединив ее с учебным процессом, избавиться от случайности и стихийности в организации образовательного процесса;

- оптимально использовать финансовые и кадровые ресурсы.

Отличительные признаки проблемно-тематического дня:

- наличие актуальной проблемы, которая чаще всего представлена в виде вопроса, решение которого связано с поиском информации самими детьми в течение подготовки и проведения дня;

- общая проблема может разбиваться на подвопросы, каждый из которых рассматривается детьми самостоятельно за отведенный промежуток времени (на занятии, экскурсии, встрече, дискуссии, после уроков, дома и т.п.);

- целостность дня, т.е. подчиненность проблеме, его интегративный характер, когда явно отсутствуют разграничение учебных предметов, учебных занятий и воспитательных мероприятий, а каждый этап дня, каждое действие детей соответствуют поставленной проблеме;

- гибкость в организации дня, отсутствие жестких временных и организационных рамок; в этот день проводятся не занятия по расписанию, а встречи детей, педагогов, родителей, специалистов по обсуждению конкретных проблем, время и место проведения которых строго не ограничивается, а гибко регулируется в зависимости от объема обозначенных детьми вопросов;

- значительную часть дня составляют импровизация, творчество, обсуждения, практическая деятельность детей, проектная и исследовательская работа;

- в подготовке и проведении дня участвуют родители, местные специалисты и жители, учащиеся старших классов, выпускники, учащиеся из других школ.

Проблемно-тематический день – это результат совместного творчества и поиска взрослых и детей в школе и дома, на уроке и во внеурочное время.

Назовем принципы организации проблемно-тематического дня.

1. Опора на личный опыт детей, что означает:

- выявление проблемы, которая связана с интересами и потребностями детей;

- доступность формулировки проблемы и возможность ее решения самими детьми при соответствующем педагогическом сопровождении;

- организацию целеполагания, обеспечивающего положительную мотивацию участия детей в деятельности;

- решение конкретных практических задач, показывающих личный вклад ребенка, значимость действий для его жизни, семьи, близких людей;

- организацию рефлексии с учетом обсуждаемых проблем.

2. Социально-практическая направленность деятельности детей, предполагающая:

- выявление проблем, связанных с жизнью села, его перспективами, интересами жителей;

- участие детей в обсуждении социально-значимых проблем;

- реальный вклад детей в изменение окружающей среды через решение практико-ориентированных задач, выполнение практических работ;

- взаимодействие с жителями села, специалистами различных производств;

-проведение экскурсий, исследовательской работы, «вхождение в реальную жизнь села».

3. Разнообразие и вариативность, направленные на создание эмоциональной атмосферы, развитие активности детей, что предусматривает:

- включение детей в различные виды и способы деятельности;

- использование игровых, соревновательных приемов;

- создание ситуаций выбора и принятия решений;

- предоставление каждому ребенку возможности высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу;

- разнообразие обстановки проведения занятий;

- разнообразие и сменяемость контактов детей, их ролевых позиций;

- оптимальное сочетание групповой и индивидуальной работы.

4. Комфортность и естественность образовательной среды, что означает:

- отсутствие давления, навязывания мнений со стороны взрослых;

- принятие каждого мнения, решения, одобрение полученного результата;

- добровольность участия ребенка в обсуждении проблемы и деятельности;

- создание атмосферы успеха и экспериментирования;

- поддержка, одобрение самостоятельности суждений, проявления инициативы;

- возможность выбирать и не соглашаться с мнением большинства, двигаться своим путем и темпом.

Как определяется тематика проблемно-тематических дней? У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающее главную идею, значимую для детей и обозначающую их позицию. При определении тематики и содержания тематических дней учитывается следующее:

- воспитательные задачи школы, образовательная программа и план внеурочной деятельности детей;

- содержание учебного материала по различным дисциплинам и на разных ступенях обучения;

- интересы и потребности детей;

- актуальность проблем села, региона, страны;

- предложения родителей, проблемы, которые их волнуют;

- текущие проблемы и ситуации.

Взрослые и дети вместе осуществляют поиск тем и проблем для обсуждения.

Возможны разные подходы к определению содержания таких дней.

1. Определяется тема, а затем проблемы, которые будут обсуждаться. Например, проблемы тематического дня «Я и вода» в Плещеевской основной школе Ярославской области были следующими:

- Какую воду мы пьем? (обсуждение сопровождалось исследованием состава воды из разных местных источников и разработкой рекомендаций по ее очистке и употреблению) – материал химии и биологии;

- Как защитить внутренние воды своего региона? (проводилась очная и заочная экспедиции по рекам и озерам, конкурсы, викторина, защита проектов) – география, ОБЖ;

- Сколько стоит вода? (учащиеся решали практические задачи по употреблению воды и определению способов ее экономии) – физика, биология, экономика;

- Как вести себя на воде? (обсуждались вопросы, с которыми могут столкнуться дети, находясь на реке, озере, разыгрывались ситуации, проводились конкурсы) – физкультура, ОБЖ, биология.

Завершался день творческой встречей с местными поэтами, художниками, интересными людьми поселка, на которой было представлено детское творчество (рисунки, стихи, сочинения по теме дня), создавались совместные экспромтные творения детей и взрослых.

В этом случае используется соответствующий учебный материал из разных дисциплин при рассмотрении конкретной проблемы.

2. Определяется проблема дня с учетом темы какого-либо предмета, а затем проводятся учебные занятия по всем остальным предметам, при этом на каждом занятии разбирается аспект этой проблемы. За основу планирования дня берутся темы по образовательным стандартам учебных дисциплин и наполняются содержанием с учетом проблемы. Например, проблема дня связана с темой курса «Окружающий мир» и посвящена животным: «Почему их называют нашими меньшими братьями?» Соответственно на русском языке отбираются связанные с этой проблемой тексты, на математике - задачи, чтении – рассказы и т.п. После уроков организуется трудовой десант, связанный с заботой о животных, или проектная деятельность по разработке живого уголка, проведению акций защиты животных.

3. Определяется тема и соответственно ей ряд практико-ориентированных проблем, которые полезны и интересны самим детям и их родителям, при этом учебный материал используется в интегрированном виде безотносительно к какой-либо теме образовательного стандарта по предмету. Примером является проблемно-тематический день «Один день из жизни семьи»:

- «Ремонт в доме».

- «Мой дом – моя крепость».

- «Самая нужная вещь в доме».

- «Выращивание культурных растений».

- «Герб моей семьи».

- «Читаем всей семьей».

Возможны и другие варианты определения содержания проблемно-тематического дня. Так, например, в одной из школ был проведен день «Крепка семья – крепка держава», в ходе которого на каждом учебном предмете рассматривалась конкретная проблема, связанная с этой темой (см. схему 2).

 

 

Схема 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...