Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности.




Раздел может быть представлен следующими аспектами:

-приобретение научно-методических пособий, методических рекомендаций, периодических изданий;

-разработка актуальных для коллектива вопросов проблемными группами;

-привлечение к решению проблем внеурочной воспитательной работы специалистов, научное консультирование;

-участие представителей коллектива в деятельности региональных и муниципальных научно-методических коллективов (научно-исследовательских лабораторий, проблемных групп);

-разработка нормативных документов, положений, определяющих организацию внеурочной деятельности в учреждении, права, обязанности, ответственность субъектов воспитательного процесса.

Схема этого раздела может быть традиционной. Приведем фрагмент:

Содержание деятельности Форма представления Сроки Исполнитель Ответственный
  Разработка модели организации внеурочной деятельности Схема, обоснование В апреле 2011 Проблемная группа Заместитель директора по воспитательной работе
  Приобретение литературы по организации трудового воспитания Книги, журнал «Школа и производство» В течение всего периода Библиотекарь, учитель технологии Заместитель директора
    И т.д.        

Содержание данного раздела зависит от тех проблем, которые коллектив решает в ближайший период, и строится с учетом потребностей, заявок и предложений педагогов, модели организации внеурочной деятельности и раздела «Содержание и формы внеурочной деятельности детей», а также с учетом всех других разделов программы.

Изучение эффективности внеурочной воспитательной работы.

Важно определить критерии и соответствующие показатели, с учетом которых замеряются результаты внеурочной воспитательной работы. Следует иметь в виду, что для отслеживания результатов и эффективности внеурочной деятельности необходимы «срезовые» методики, которые проводятся в определенные промежутку времени (см. раздел 2.7).

Для составления данного раздела коллективу педагогов важно определить, какие критерии, показатели, в какие периоды и как часто будут замеряться. Можно схематично представить этот раздел (см. таблицу 10)

Таблица 10

Программа проведения мониторинга эффективности

Внеурочной деятельности

Критерии Показатели Методики Сроки Ответственный
         

 

Предлагаемые структура и содержание программы организации внеурочной деятельности школьников являются рекомендательными. Возможно найти форму программы, в которой будут представлены все разделы во взаимосвязи в виде развернутой таблицы-схемы. За основу составления такой программы можно взять общие воспитательные задачи внеурочной деятельности.

Общешкольная программа может дополняться, конкретизироваться более частными программами по отдельным проблемам, видам деятельности, для конкретных общешкольных объединений (клуб, музей, кружок, детская организация и др.) Для разработки таких программ можно воспользоваться рекомендациями и примерными программами, которые предлагаются в литературе.[9]

Например, Е.Н. Степанов предлагает структуру программы объединения дополнительного образования:

· титульный лист;

· пояснительная записка или введение;

· учебно-тематический план;

· содержание изучаемого курса;

· методическое обеспечение;

· список литературы.

Он также определяет содержательные аспекты каждого структурного элемента.

Титульный лист программы, как правило, содержит следующую информацию:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена данная программа (здесь же ставятся подпись руководителя образовательного учреждения и печать учебного заведения);

- название программы;

- возраст детей, на которых рассчитана составленная программа;

- сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы);

- Ф.И.О., должность её автора (авторов);

- название населенного пункта, в котором реализуется программа;

- год разработки программы.

В пояснительной записке или во введении целесообразно раскрыть:

- направленность программы;

- её актуальность и новизну;

- отличительные особенности данной программы от уже существующих;

- цель и задачи программы;

- возраст детей, участвующих в реализации программы;

- сроки её реализации (общая продолжительность, этапы);

- формы и режим занятий (дел);

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

Учебно-тематический план чаще всего представляется в форме таблицы. В нем указываются:

перечень разделов, тем программы;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание изучаемого курса отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы.

Раздел «Методическое обеспечение» может включать описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

- приемов и методов организации внеурочной деятельности, технического её оснащения.

Список литературы состоит из перечня публикаций и электронных источников, в которых содержится важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей, участвующих в реализации избранной ими программы.

Подчеркнем, что любая предлагаемая в литературе программа, требует корректировки или существенной доработки с учетом возможностей, пожеланий, предложений родителей и детей, а также условий, в которых будет реализовываться основной замысел программы.

 

Изучение эффективности внеурочной

Деятельности школьников

 

Изучение эффективности внеурочной деятельности детей необходимо для того, чтобы обоснованно и целенаправленно планировать и организовывать дальнейшую воспитательную работу в школе.

Изучение эффективности внеурочной деятельности невозможно без определения ее результатов.

Результат – это те изменения, которые произошли в ходе деятельности, итог проделанной работы.

Результаты внеурочной деятельности определить чрезвычайно сложно, т.к. она является частью всего воспитательного процесса, который пронизывает всю жизнедеятельность школы. Поэтому изучение результатов внеурочной деятельности и изучение результатов воспитательной работы тесно взаимосвязанные процессы, их невозможно строго разделить и зафиксировать. В этой связи мы рассмотрим в целом характеристику и способы изучения результатов воспитательной работы, а также попытаемся определить способы изучения непосредственно эффективности внеурочной деятельности.

Под результатами воспитательной работы понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. В данном случае это могут быть изменения:

- в учащихся, т.е. в их воспитанности, социализированности, образованности;

- в коллективе учащихся, т.е. в отношениях между учащимися, старшими и младшими детьми, в уровне развития детского самоуправления;

- в отношениях между педагогами и учащимися;

- во взаимодействии между педагогами и родителями, родителями и учащимися;

- в профессионализме, педагогическом мастерстве классных руководителей, учителей.

Указанные изменения не равнозначны с точки зрения оценки эффективности воспитательной работы. Так, воспитанность учащихся, в целом их развитие определяются многими факторами. Вклад педагогов в этот результат зафиксировать очень сложно. Наоборот, изменения, происходящие в коллективе учащихся, в отношениях между педагогом и учащимися, в значительной мере зависят от деятельности работников учреждения, что позволяет достаточно объективно характеризовать результат воспитательной деятельности. Тем не менее, для объективного анализа работы педагогического коллектива необходимо изучать результат с учетом всех этих изменений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью воспитательной работы понимают степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательной работы – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на результаты и эффективность воспитательной работы влияют не только условия самого учреждения, но и внешняя по отношению к нему среда. Некоторые показатели эффективности воспитательной работы не меняются, или эти изменения не существенны. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно, этот результат всегда относителен.

Для того чтобы изучить результаты воспитательной работы и внеурочной деятельности детей необходимо следующее:

- определить критерии и показатели для изучения результатов;

- подобрать или составить соответствующие методики, замеряющие эти показатели;

- провести «замер» показателей;

- обработать данные методик;

- сравнить эти данные с предыдущими материалами изучения результатов внеурочной деятельности;

- проанализировать полученную динамику показателей и сделать выводы о полученных результатах.

При изучении результатов воспитательной работы возникают сложности и проблемы, которые необходимо учитывать педагогам:

- выбор, обоснование критериев и показателей оценки результатов деятельности;

- рассмотрение многомерности результата, так как развитие одного явления связано с другим;

- учёт разноуровневости результатов, т.е. важно оценивать не только итоговые результаты, но промежуточные и текущие, чтобы регулировать своевременно воспитательную работу, а это требует, вероятно, разработки дополнительных критериев;

- отбор, разработка валидной методики оценки критериев и показателей.

Исходя из указанных проблем, более подробно остановимся на разработке критериев и показателей определения результатов и методиках их измеряющих.

Критерий – это признак, на основе которого производится оценка. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик. Отметим, что трудно провести чёткую грань между критериями и показателями. Так, например, уровень развития самоуправления можно рассматривать как критерий развития коллектива и как показатель результата воспитательной работы педагогов. В этом случае следует иметь в виду, в какой системе исследуется явление.

Требования, которые предъявляются к критериям и показателям:

- теоретическая обоснованность, т.е. критерии и показатели разрабатываются на основе имеющихся теоретических положений, раскрывающих как суть замеряемого явления, так и сам процесс разработки;

- объективность, которая достигается использованием различных источников информации при обосновании критериев и показателей и предполагает учет мнения различных специалистов в данной области знаний;

- конкретность, что означает соответствие критериев и показателей природе исследуемого явления, отражение в них специфических свойств и характеристик;

- замеряемость, т.е. возможность под выявленные показатели подобрать или разработать соответствующие методики, позволяющие фиксировать уровень развития явления, результаты работы.

При изучении результатов целесообразно иметь в виду различные подходы по определению критериев и показателей.

Условно можно выделить общие, специфичные и частные критерии и показатели. Например, существуют общие критерии и показатели результатов воспитательной работы, пригодные для любого учреждения. В то же время необходима конкретизация, уточнение, дополнение критериев и показателей для сельской школы. В результате появятся специфичные критерии и показатели. В конкретной сельской школе будут дополнены общие и специфичные критерии и показатели частными, отражающими особенности конкретной школы, актуальные проблемы, которые решаются в учреждении.

Справедливо рассмотрение В.А. Караковским критериев факта и критериев качества при изучении развития воспитательной системы, что переносимо, на наш взгляд, на любой процесс. Так, например, повышение активности детей, с одной стороны, будет проявляться в развитии мотивации, интереса к деятельности (критерий качества), а также в постоянном посещении кружка (критерий факта).

При изучении результатов исследования можно замерять непосредственные и опосредованные критерии и показатели. Например, можно зафиксировать непосредственно развитие взаимодействия детей в разновозрастной группе, кружке, секции, классе, школе в процессе организации внеурочной работы. Но это развитие подтверждается социальным развитием детей, поэтому педагогам целесообразно определить и динамику социального развития учащихся.

Целесообразно замерять прямые и косвенные результаты воспитательной работы. Прямые показатели замеряют развитие самой воспитательной деятельности, а косвенные показатели отражают в целом результаты воспитания детей и также подтверждают результаты воспитательной работы в школе. Например, активность детей, которая проявляется на занятиях в кружке, внеклассных делах должна способствовать развитию мотиваций детей, формированию личностных качеств и компетентностей.

Можно также различать результативные и процессуальные критерии, т.е. результаты воспитательной и внеурочной деятельности определяются не только динамикой развития качеств ребенка, но и тем как реализуются принципы организации воспитательной работы, используются методики и технологии при ее организации.

Таким образом, при изучении результатов внеурочной деятельности важно иметь в виду самые разные аспекты критериев и показателей. В то же время успешность подтверждается не только положительной динамикой результатов внеурочной деятельности, но и в целом развитием педагогического процесса в учреждении. Поэтому важно отслеживать развитие косвенных критериев и показателей.

Как справедливо отмечают В.И. Загвязинский и Р. Атаханов, в зависимости от содержания работы образовательного учреждения приоритет может быть отдан разным критериям, но при этом важно учитывать пять критериев: образовательный, социологический, индивидуально-личностного развития, воспитанности, здоровья и психического комфорта. Далее авторы раскрывают примерное содержание этих основных компонентов, называя их комплексными[10].

Определяя комплексные критерии и показатели успешности следует учитывать, что они связаны с особенностями образовательного учреждения. Наиболее общим подходом для определения качества образования, воспитания, обучения является степень достижения поставленных целей, адекватных современным требованиям. Все данные берутся в динамике за определенный период.

Результаты исследования могут быть признаны успешными, если по критериям развития образовательного учреждения достигнуты положительные результаты или получены положительные сдвиги по отдельным критериям при условии, что нет ухудшения по другим. Если по какому-либо критерию допущено ухудшение, то общие результаты не могут удовлетворять педагогов. Возникает вопрос о коррекции, замене используемых средств или приостановлении преобразований до выяснения причин ухудшения показателей[11].

Приступая к выбору или разработке критериев и показателей следует иметь в виду следующее:

- универсальных критериев для изучения результатов внеурочной деятельности не существует, каждый коллектив обосновывает свой вариант, исходя из задач и условий учреждения;

- критерии и показатели могут корректироваться, по мере решения задач или в связи с изменением условий учреждения;

- процесс разработки критериев и показателей достаточно длительный и сложный, требующий участия специалистов; полезно привлечение к этой деятельности всех педагогов, что также формирует их отношение, активную профессиональную позицию к внеурочной деятельности.

Подчеркнем, что прежде чем разрабатывать собственный вариант критериев и показателей для определения результатов, следует изучить тщательно литературу, т. к. существует множество методик, замеряющих развитие разных психолого-педагогических явлений. В частности, имеются конкретные методики, замеряющие уровень развития самоуправления в коллективе (М.И. Рожков), взаимодействие участников образовательного процесса (Л.В. Байбородова) и т.д.

Для изучения результатов воспитательного процесса в школе предлагаются общие критерии и показатели, а также набор методик для их замера.[12] Конкретные рекомендации по диагностике внеурочной деятельности школьников с учетом документов ФГОС второго поколения предложены Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.[13]

В документах стандарта второго поколения подчеркивается, что «в рамках деятельности парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме»[14]. Основные результаты обучения и воспитания характеризуются личностным, социальным, познавательным, коммуникативным развитием ребенка.

Оценивая достижения детей, возможно учитывать следующие уровни результатов:

- Первый уровень – школьник знает и понимает социальную реальность и повседневную жизнь, т.е. он приобрел социальные знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе;

- второй уровень – школьник ценит общественную жизнь, т.е. у него сформировано позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом;

- третий уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни, он приобрел опыт самостоятельного социального действия.[15]

На наш взгляд, выделение трех уровней весьма условно. В условиях сельской школы, когда все школьники включаются в совместную деятельность, необходимо предусмотреть достижение трех уровней результатов.

Поскольку вышеизложенные критерии результатов носят комплексный характер, т.е. достигаются в процессе всего образовательного процесса, то весьма сложно выделить и зафиксировать результат непосредственно внеурочной деятельности детей. Тем не менее можно получить некоторые данные, исходя из того, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:

- продуктивность деятельности;

- удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Эти же критерии, по мнению Е.Н.Степанова, целесообразно избрать и для выявления эффективности внеурочной деятельности.

В соответствии с критериями необходимо определить показатели и методики для изучения продуктивности организованной во внеурочное время деятельности учащихся и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности.

Наиболее сложной задачей является выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников. Многие научно-методические и практические работники считают, что «продуктом» этой деятельности могут стать сформированные у детей личностные качества и ценностные отношения. По мнению Е.Н.Степанова, данная точка зрения представляется не совсем корректной и даже утопичной. Во-первых, деятельность, в том числе и внеурочная, является не единственным фактором личностного развития ребенка. Большим развивающим потенциалом обладают сложившиеся в детском коллективе эмоционально-психологические и деловые отношения, происходящее в учебном заведении и за его пределами общение между детьми и взрослыми, а также сформированный в школьном (классном) сообществе уклад жизнедеятельности его членов. Нельзя забывать и о том, что ведущей деятельностью младших школьников психологи (В.В. Давыдов, Э.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.), основываясь на результатах многочисленных исследований, называют учебную. Именно в этой деятельности, происходящей преимущественно на уроках, формируются у растущего человека личностные новообразования.

Следовательно, не отрицая, но и не преувеличивая влияние внеурочной деятельности на развитие у учащихся личностных качеств и ценностных отношений, необходимо избрать другие показатели, характеризующие продуктивность внеурочной деятельности младших школьников. На наш взгляд, ими могут стать следующие:

- знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;

- достижения учащихся в конкретных видах внеурочной деятельности.

Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.

Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Заметим, что философы и психологи рассматривают удовлетворенность как ключевую (сущностную) характеристику счастья. Само понятие «счастье» часто определяется ими как наличие у человека чувства удовлетворенности. Оценивая эффективность внеурочной деятельности по второму критерию, субъект анализа и оценки фактически занимается поиском ответов на такие вопросы:

- Насколько счастлив ребенок, что он занимается в том или ином кружке (клубе, секции, студии), участвует в тех или иных делах?

- Счастливы ли родители от того, что их сын или дочь посещает объединение дополнительного образования, принимает участие в жизнедеятельности класса (школы)?

- Становится ли более счастливым педагог от приложения своих усилий для организации внеурочной деятельности своих воспитанников?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо выяснить: интересно ли ребенку посещать клубные (кружковые, секционные и т.п.) занятия и организуемые дела в классе, разновозрастной группе и школе; сложились у него товарищеские отношения с одноклассниками и детьми, с которыми занимается в объединении дополнительного образования; сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, чему-то научиться; хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время. Необходимо понять: как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка; что они ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности; удовлетворены ли они отношениями с классным руководителем, педагогом дополнительного образования; как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности. Надо изучить: удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности; как складываются его отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, администрацией образовательного учреждения; созданы ли условия для его профессионально-личностного роста, творческого самовыражения. Очевидно, что сформированность чувства удовлетворенности организацией и результатами внеурочной деятельности у каждого из перечисленных субъектов может рассматриваться в качестве отдельных показателей второго критерия.

Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности, можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.

Возможно также отслеживать эффективность внеурочной воспитательной работы по критерию факта и организационному критерию.

Предметом анализа и оценки могут стать следующие аспекты:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам воспитания;

- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся (Приложение 6).

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.

Например, можно использовать специальный бланк об участии ребенка во внеурочной деятельности (см. таблицу 11), который заполняется учащимся и педагогом, ответственным за организацию внеурочной деятельности, или классным руководителем.

Таблица 11

Участие ученика Димы во внеурочной деятельности

Виды и формы внеурочной деятельности Время, затраченное на внеурочную деятельности
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Деятельность в классе              
Деятельность в РВГ              
Районное или областное мероприятие              
Занятие в кружке, секции, студии и т.п. (указать название):              
танцевальный кружок              
шахматный кружок              
….              

В этот бланк могут быть занесены не только количественные параметры, но и самооценка ребенка своего участия в классных, школьных, районных (городских) и областных мероприятиях. Чтобы указать свою самооценку, учащийся закрашивает соответствующую клеточку таблицы одним из трех цветов: зеленый цвет означает позицию организатора дела, желтый – активного участника, красный – зрителя или неактивного участника (пассивного исполнителя). Заполняемые бланки на протяжении нескольких недель или месяцев позволяют судить об устойчивости интересов школьников, о выборе ими занятий в новых кружках, секциях, студиях, о преобладании той или иной позиции, занимаемой конкретным ребенком при подготовке и проведении классных, внеклассных и внешкольных дел.

Сбор и самоанализ данной информации полезен не только педагогам, но ребенку и его родителям. Можно ее фиксировать в своих портфолио, дневниках, отражая выполнение индивидуальных планов и программ.

Для проведения итогов внеурочной деятельности в школе целесообразно также вести учет занятости детей, заполняя, например, таблицу 12.

Таблица 12

Участие учащихся класса во внеурочной деятельности

в ______ 2012 года

Фамилия, имя учащегося Посещение детских объединений (по направлениям программ дополнительного образования) Классные дела Дела в разновозрастных группах Школьные, дела, внешкольные мероприятия Всего часов посещения
Художественно-эстетическое Физкультурно-спортивное …….
               
               
               
Общее количество часов              
Кол-во часов на одного обучающегося              

 

Корректно заполненная таблица позволяет педагогам систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности, об активности детей в различных делах (ибо в таблице можно использовать такие же цветовые обозначения, как и при заполнении бланков учащихся).

В условиях сельской школы сбор такой фактической информации не составляет труда, тем более эту работу могут на определенном этапе выполнять старшие ученики, руководители разновозрастных групп.

Наряду с анализом включенности детей во внеурочную деятельность важно установить, насколько она соответствует принципам организации. Как уже отмечалось ранее, в данном случае принципы могут выступать в качестве критериев анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении (см.раздел 1.3).

В соответствии с перечисленными критериями необходимо подобрать или разработать соответствующие приемы и методы (методики) анализа и оценивания. К ним можно отнести педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, беседу, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический консилиум и др.

Изучение эффективности внеурочной деятельности и воспитательной работы предусматривает исследование ее организации и предполагает:

* определение наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих положительные достижения;

* выявление существующих «пробелов», установление малоэффектив­ных влияний и отрицательных воздействий при организации внеурочной деятельности;

* установление причин, снижающих эффективность воспитательной работы;

* выявление средств, способов организации внеурочной деятельности,повышению их эффективности.

Чтобы изучить эффективность организации воспитательной работы и внеурочной деятельности необходимо собрать информацию, отражающую:

а) содержание и формы деятельности педагогов, учащихся, родителей, условия организации воспитательной работы;

б) результаты воспитательного процесса, то есть изменения в
детях, отношениях между участниками педагогического
процесса, развитии коллектива;

в) что и как из проведенного повлияло на результаты, то есть эффективность использованных воспитательных средств.

Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, учебно-воспитательных разработок дел, рабочих записей, сделанных педагогом по ходу проводимой работы, в беседе и в процессе коллективного анализа.

Наиболее доступным методом изучения эффективности используемых воспитательных средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности школы, класса, разновозрастных групп, объединений, однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью проводятся анкеты с учащимися, педагогами и родителями.

Приведем примеры вопросов анкеты, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например, конкретных дел:

- Назовите самые запомнившиеся дела учебного года.

- Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?

- Организатором каких дел в школе (разновозрастной группе) ты был? и т.п.

При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В таких анкетах чаще всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования «шкалирования» оценок и мнений (см. приложение 6). Цель такой анкеты: определить, что и в какой мере является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса.

Основным средством, влияющим на разлитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах.

Изучение эффективности формы внеурочной деятельности предусматри­вает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами,
усилиями педагогов, организаторов проводимой работы.

Результаты мероприятия характеризуются степенью решения воспитательных задач, мерой личностных достижений детей и влияния мероприятия на развитие отношений между детьми, на развитие их активности и творчества, проявление их индивидуальности, самореализацию. Для изучения результата и эффективности мероприятия используются различные способы.

1. Наблюдение заповедением учащихся в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда возможно фиксировать позицию каждого ребенка по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы воспитательной работы.

2. Наблюдение за поведением детей, их отношениями после участия в деятельности. Важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведения и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы внеурочной деятельности. Так, например, после подготовки и проведения праздника для детей детского сада школьники решили помочь в оформлении детской площадки, в благоустройстве территории детской площадки. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час достиг в определенной мере своей цели.

3. Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесооб­разно использовать часто. Важно провести анкету и том случае, когда организаторы используют данную форму впервые или сомневаются в эффективности и целесообразности тех или иных используемых средств и в целом самой формы.

Можно использовать открытые вопросы, например: Что получилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятия), стал ли ты принимать в нем участие?

Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение детей, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов.

В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Учащиеся по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы.

4. Цветограмма. Каждый ученик оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил, с помощью цветных жетонов. Содержание оценок может зависеть от характера и целей занятия.

5. Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:

а) светит солнце;

б) тучи на небе и пробиваются лучи сол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...