Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин)




Фамилия_________________________________

Дата____________________________

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и варианты возможных ответов [справа). Зачеркните напротив ка­ждого предложения цифру, соответствующую тому варианту, который в наибольшей степени отражает то, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ-МОМЕНТ. Работайте сосредоточившись, не задумывайтесь надолго.

 

  Нет, это со­всем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1.Я спокоен     Э  
2. Мне ничто не уг­рожает        
3. Я нахожусь в на­пряжении        
4. Я испытываю со­жаление        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чув­ство внутреннего удовлетворения        
11.Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
  15. Я не чувствую скованности, напря­женности        
  16. Я доволен        
  17 Я озабочен        
  18. Я слишком возбу­жден, и мне не по себе        
  19. Мне радостно        
  20. Мне приятно        
           

Таблица 31 10

Перевод «сырых» значений субъективного самочувствия

В становую шкалу

Стоны
                   
11 и менее 12-14 15- 23-28 29- 34-38 39- 43-45 46-47 48-
Неудовлетво­рительное субьективное самочувствие Удовлетво­рительное субьектив­ное само­чувствие Хорошее субъективное самочувствие

Приложение 31.4

ОЦЕНКА РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ

Оценка резервных возможностей кардиореспираторной системы осу­ществляется для определения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что существенно дополняет данные психологического и социально-психологического обследования в пла­не прогнозирования уровня психического здоровья обследуемых лиц. Изучение функционального состояния при массовых обследованиях це­лесообразно проводить групповым методом [по 15-30 чел.) В связи с ограниченной возможностью индивидуального обследования в экстремальных ситуациях используются доступные и информативные методики, позволяющие самим пострадавшим определять показатели функционального состояния.

Таблица 31.11

Перевод «сырых» значений в стеновую шкалу

    Стоны    
                   
49 и менее 50-56 57- 70- 88-95 96- 102-110 111-113 114- 121 и бо­лее
Неудовле­творительное состояние резервных возможно- стей кардио-респиратор- нои системы Пограничное состояние резервных возможно- стей кар- диореспира-торной системы Удовлетворительное состояние резервных воз­можностей кардиореспираторной системы
К 1-2 3-5 6-10  

Целесообразно использовать нагрузочные пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генча). Проба Штанге заключается в максимальной задержке дыхания на вдохе, после 3 дыхательных циклов на 3/4 от глубины полного вдоха. Проба вы­полняется стоя. Вначале дается краткая инструкция:

Сейчас вы сделаете три вдоха и выдоха. Вдох делается примерно на 3/4 от глубины полного вдоха. Затем по моей команде делаем полный вдох, зажи­маем пальцами правой руки нос и в таком положении максимально задер­живаем дыхание. Я буду отсчитывать время по секундомеру. Запомните то время, когда Вы прекратите выполнение пробы. Приготовились. Делаем три вдоха и выдоха: один, два, три. Делаем глубокий вдох, зажимаем паль­цами нос. Отсчет времени! Одна секунда, две, три, четыре...

Отсчет времени продолжается до тех пор, пока последний обследуемый не закончит выполнение пробы.

Проба Генча выполняется аналогично. Промежуток между двумя проба­ми не должен быть менее 3 мин. После 3 вдохов и выдохов по команде обследуемый делает максимально глубокий вдох, затем полный выдох, зажимает нос пальцами правой руки и в таком положении находится до тех пор, пока в состоянии продолжать выполнение задания. Руководи­тель обследования по секундомеру внятно отсчитывает время, пока по­следний обследуемый не закончит пробу.

Вынесение заключения о функциональном состоянии кардиореспира­торной системы осуществляется по формуле:

Проба Штанге (с) + проба Генча(с) 100

Рассчитанные по формуле «сырые» значения показателей резервных возможностей кардиореспираторной системы переводятся по таблице в 10-балльную шкалу нормального распределения (стэны). Лица, уровень резервных возможностей которых колеблется в пределах 1—2 стэнов, отличаются низкими показателями функционального со­стояния организма. Они нуждаются в углубленном медицинском обсле­довании и мероприятиях психофармакологической коррекции.

Приложение 31.5

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния

1. Рациональная психотерапия [20]

Сущность метода рациональной психотерапии (РТ) состоит в логическом подтверждении и формировании правильного понимания того, каковы причины временного ухудшения психофизиологического состояния лю­дей, которые пострадали от воздействия психотравмирующих обстоя­тельств экстремальной ситуации.

Основными показаниями к РТ выступает наличие у пострадавшего не­вротических реакций, и состояний, а также девиантных форм поведения. Главное при осуществлении РТ — это выработка у индивида правильного отношения к наблюдаемым психосоматическим изменениям, понимание им природы возникновения нарушений и формирование устойчивой уста­новки на то, что данные отклонения в состоянии здоровья ситуативно обусловлены и имеют транзиторный характер.

РТ характеризуется относительно директивным подходом с привлечени­ем авторитета психолога (врача), его опыта и знаний, а также методик убеждения, разъяснения и ободрения пострадавших. Мероприятия РТ осуществляются как в группе, так и индивидуально. Групповая РТ (группа 15-20 чел.) может осуществляться в любых при­способленных для этого помещениях или на открытом воздухе (если это позволяют погодные условия). Ориентировочное время одной беседы — 35-40 мин.

При проведении РТ психолог (врач) должен уверенным тоном, толково и доходчиво объяснить с точки зрения учения о высшей нервной деятель­ности, учения об эмоциональном стрессе и других причины и механизм возникновения невротических симптомов и наблюдаемых психосоматических изменений у военнослужащих в условиях боевой обстановки. Как правило, одной беседы бывает вполне достаточно, чтобы успокоить слу­шателей, которые начинают понимать, что какой-то странной болезнью, а происходит совершенно естественная и обратимая физиологическая] реакция на ситуации эмоционального стресса.

В процессе беседы психолог (врач) должен довести до слушателей, что существуют достаточно простые и действенные методы и способы снятия излишнего нервно-психического напряжения, которые могут применять­ся в сложной психотравмирующей обстановке: активная и пассивная мы­шечная релаксация, использование некоторых фармакологических пре­паратов и др.

При проведении РТ осуществляется и реконструкция нарушенных отно-шений личности, коррекция неадекватных поведенческих реакций и форм ее проявления. Необходимо особо подчеркивать, что наличие невроти- ческих реакций и состояний может негативным образом сказываться на межличностных отношениях в воинском коллективе. Поэтому психолог (врач) должен сделать особый упор на то, что в экстремальных условиях необходимо более внимательно относиться к окружающим, всячески поддерживать и ободрять их, сдерживать проявление собственных негативных эмоций.

Индивидуальная РТ должна быть адресована пострадавшим, которые по результатам психодиагностического обследования имеют выраженные отклонения от допустимых значений (чрезмерный уровень ситуативной тревожности, астено-депрессивные или психотические реакции, резкое ухудшение субъективного самочувствия и др.). Кроме того, индивидуаль­ную РТ целесообразно проводить с лицами, которые предпочитают инди­видуальную беседу групповой. Причем содержание беседы зависит от конкретных условий и обстоятельств, а также от личностных особенно­стей пострадавшего.

Индивидуальная РТ осуществляется в условиях конфиденциальности. Беседа направляется психологом или врачом-психиатром. Вначале па­циента необходимо убедить, что она нацелена на благо пострадавшего, а информация не станет достоянием окружающих. Затем целесообразно дать возможность пострадавшему выговориться, «выплеснуть» все свои негативные эмоции, которые у него накопились. Для этого психолог (врач) может использовать методику «возбуждающих воспоминаний», т. е. в процессе беседы целенаправленно затрагивать особо волнующие пострадавшего моменты.

В процессе индивидуальной РТ необходимо добиться полного доверия со стороны пациента. Для этого психолог (врач) должен внимательно слу­шать, не перебивая собеседника, всячески демонстрируя ему свою ис­кренность и доброжелательность. Поэтому время одной беседы может достигать 1-1,5 ч.

Нередко представленная возможность выговориться обладает для по­страдавшего в экстремальной ситуации катарсическим эффектом (эмоциональная разрядка, испытываемая пациентом в процессе сопережи­вания).

Тем не менее для закрепления достигнутого результата на завершаю­щем этапе беседы психологу (врачу) следует доказать (или опровергнуть) аргументами основные положения, связанные с представлением паци­ента о сущности тех или иных вопросов, которые касаются болезненных состояний, и обязательно постараться внушить уверенность в благопо­лучном исходе.

2. Активная мышечная релаксация [21]

Под активной мышечной релаксацией (AMP) подразумевается процесс выполнения человеком ряда простейших упражнений, которые снижают непроизвольное напряжение поперечно-полосатой мускулатуры и тем самым приводят к значительному снижению тревожности, ослаблению чрезмерной нервно-психической напряженности и уменьшению пато­генного действия эмоционального стресса.

При постоянных непродолжительных по времени ежедневных занятиях у индивида отмечается прогрессирующая тенденция к развитию «привыч­ки отдыхать» в любых условиях профессиональной деятельности, тем самым формируется психологическая установка, характеризующаяся меньшей возбудимостью и подверженности стрессам, в том числе и в условиях боевой обстановки.

Использование метода AMP показано тем, у кого выражены, нервно-психическое напряжение, невротические реакции, сопровождающиеся фобиями и нарушениями сна. Кроме того, данная методика показана специалистам, чья профессиональная деятельность предполагает нахо­ждение в одном положении во время работы или связана с большими физическими нагрузками.

Обучение приемам AMP осуществляется психологом или врачом-пси­хиатром как в группе (по 8-10 чел.), так и индивидуально. Во время инст­руктивного, ознакомительного занятия его руководителем даются общие инструкции, объясняются принципы действия AMP отрабатываются ос­новные приемы, создается позитивная установка о благоприятном дей­ствии данной методики на организм человека.

На инструктивно-ознакомительное занятие отводится 25-30 мин. Об­щий курс самостоятельных занятий AMP должен длиться 2-3 недели по 15-20 мин ежедневно. Пострадавшим вначале дается следующая инструкция:

Сейчас вы готовы к тому, чтобы последовательно напрягать, а затем рас­слаблять основные группы мышц тела, чтобы снять излишнее нервно-психическое напряжение. Сядьте поудобнее (можно лечь на спину). Вы можете ослабить или снять стесняющие детали вашей одежды — ремни, галстуки и др. Закройте глаза. Внимательно слушайте мои команды и ста­райтесь точно их выполнять. Относительно каждой группы мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, я буду давать подробные инструкции по выполнению релаксационных упражнений. Не начинайте выполнять упраж­нения, пока я не скажу: «Начали!» Запомните, что при выполнении всех по­следующих упражнений AMP вы будете делать глубокий вдох и одновре­менно сильно напрягать соответствующие группы мышц. Подчеркиваю, что напряжение мышц осуществляется только на вдохе!

Во время полного выдоха эта группа мышц расслабляется с одновремен­ной фиксацией вашего внимания на тех приятных ощущениях, которыми сопровождается процесс расслабления мышц [ощущение тепла, прият­ной тяжести и истомы в мышцах, уменьшение чувства усталости и др.]. Примерное соотношение времени вдоха и выдоха 1:5: на 1 единицу вре­мени вдоха (и напряжения группы мышц) 5 единиц времени выдоха (и рас­слабления мышц). В общей сложности будут задействованы 14 основных групп мышц.

1. Правая кисть. Сейчас по моей команде вы сделаете глубокий вдох и одновременно сильно-сильно сожмете правую кисть в кулак. Затем по команде, осуществите полный выдох, одновременно расслабляя кисть и фиксируя свое внимание на тех приятных ощущениях, которые появляются у вас в расслабленных мышцах кисти. Приготовились! Делаем глубокий вдох и сильно сжимаем в кулак кисть правой руки. Раз! Делаем полный выдох и одновременно разжимаем кисть. Два! Сосредоточьте свое внимание на том, как в мышцах кисти появляется приятная тяжесть, мышцы наполняются теплом. Три! Почувствуйте, как из мышц уходит усталость. Четыре! Зафиксируйте в своей памяти это возникающее чувство приятного расслабления и успокоения. Пять! {Повторить 1-2 раза.)

2. Левая кисть. Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае. [Повторить 1—2 раза.)

3. Правое плечо. По моему сигналу вы сделаете глубокий вдох, одновре­менно сильно сожмете в кулак правую кисть и напряжете бицепс правой руки. Приготовились! Делаем глубокий вдох, сильно сжимаем в кулак правую кисть и напрягаем бицепс правой руки. Раз! Делаем полный выдох, расслабляем кисть и бицепс. Два! Сосредоточьте свое внима­ние на том, как в мышцах правой руки появляются приятные ощуще­ния. Три! Чувство усталости покидает ваше тело. Четыре! Вы расслабляетесь и отдыхаете. Зафиксируйте в памяти те приятные ощущения тепла и покоя, которые появляются в мышцах вашей правой руки. Пять! [Повторить 7-2 раза.)

4. Левое плечо. Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае. [Повторить 1-2 раза.)

5. Мышцы лба. На вдохе максимально поднимите вверх брови (как будто вы чему-то сильно удивились). При этом глаза остаются закрытыми. Раз! На выдохе расслабьте мышцы лба. Почувствуйте, как мышцы лба расслабляются. [Повторить 1-2 раза.)

6. Мышцы носа и век. Глаза остаются закрытыми. На вдохе сильно на­морщите нос и крепко зажмурьте глаза (как будто в глаза попало мы­ло). Раз! На выдохе расслабьте мышцы носа и мышцы век. Дайте себе возможность почувствовать, как у вас расслабляются мышцы лица. (Повторить 1-2 раза.)

7. Мышцы рта. Глаза закрыты. На вдохе оскальтесь, резко напрягите мышцы рта, при этом углы рта сильно опустите книзу. Раз! На выдохе расслабьте мышцы рта. Почувствуйте, как у вас расслабляются мыш­цы рта, расслабляются все мышцы лица.

8. Мышцы шеи. На вдохе голову сильно наклонить вперед, лопатки макси­мально поднять вверх и сдвинуть их к позвоночнику. Раз! На выдохе рас­слабить мышцы шеи, лопатки резко «бросить» вниз. Прочувствуйте и за­фиксируйте в памяти, как в мышцах шеи и в области воротниковой зоны появляется тепло и чувство приятной тяжести. [Повторить 1—2 раза.)

8. Мышцы живота. На вдохе сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы живота. Раз! На выдохе расслабить мышцы живота и прочувствовать, как приятное тепло разливается в области солнечного сплетения, как мышцы живота наполняются приятной тяжестью. Почувствуйте, как вас покидает чувство усталости и возникает успокоение. [Повторить 1 -2 раза.)

 

10. Мышцы области промежности. На вдохе сильно напрячь и втянуть внутрь мышцы промежности. Раз! На выдохе расслабьте мышцы про­межности и почувствуйте, как в них появляется приятное чувство теп­ла и тяжести. [Повторить 1-2 раза).

11. Мышцы правого бедра. На вдохе резко напрягите мышцы правого бедра. Раз! На выдохе осуществите расслабление мышц бедра. За­фиксируйте в своей памяти то приятное чувство тяжести и тепла, ко­торое появляется в мышцах бедра. [Повторите 1-2 раза.)

12. Мышцы левого бедра. Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае. [Повторить 1 -2 раза.)

13. Мышцы правой стопы. Ногу вытяните вперед. Поставьте ее на пятку. На вдохе большой палец правой ноги максимально потяните на себя. Раз! На выдохе расслабьте икроножную мышцу, «опустите» большой палец. Зафиксируйте в своей памяти те приятные ощущения тепла и тяжести, которые появляются в икроножной мышце и мышцах стопы. Все мышцы вашего тела сейчас очень тяжелые. Вы расслаблены. За­помните эти приятные ощущения. В течение некоторого времени на­слаждайтесь этим ощущением расслабления (здесь пауза 2-3 мин]. [Повторить 1-2 раза.)

14. Мышцы левой стопы. Упражнение выполняется, как и в предыдущем случае. [Повторить 1-2 раза.)

В завершающей части ознакомительного занятия, стремясь удостове­риться, что военнослужащие запомнили порядок работы с группами мышц, они перечисляются еще раз. Одновременно подчеркивается: фик­сация приятных ощущений, возникающих при мышечной релаксации, осуществляется только на выдохе.

3. Пассивная мышечная релаксация [22]

Метод пассивной мышечной релаксации (ПМР) заключается в сосредо­точении внимания человека на сенсорных сигналах, которые поступают из конкретных групп поперечно-полосатых мышц, и последующем их расслаблении в процессе непосредственной концентрации внимания на этих мышечных группах.

Показания к использованию данного метода такие же, как и в случае с активной мышечной релаксацией. Однако это наиболее действенный способ нормализации элементов сна, которые нарушаются первыми в экстремальных условиях.

Преимущество метода ПМР состоит в том, что человек может занимать­ся пассивной релаксацией в любых условиях, не мешая окружающим и не привлекая к себе внимание.

Обучение пострадавших приемам ПМР осуществляется психологом или врачом-психиатром как в групповом, так и в индивидуальном режиме. Во время ознакомительного занятия даются общие инструкции, объясняют­ся принципы действия ПМР отрабатываются основные приемы и эле­менты данной методики. Общее время инструктажа — 20—25 мин. Само­стоятельные занятия ПМР осуществляются, как правило, перед сном в течение 15—20 мин. Кроме того, данная методика может использовать­ся днем в удобное время, чтобы снять излишнее нервно-психическое напряжение. Основным ее недостатком оказывается то, что она, как и дру­гие формы умственного воображения, недостаточно эффективна при появлении отвлекающих мыслей или при наличии низкого уровня интел­лектуального развития. В этом случае целесообразно использовать метод активной мышечной релаксации.

Непосредственно перед началом занятия пострадавшим дается следую­щая инструкция:

Известно, что излишнее мышечное напряжение приводит к стрессу, тре­воге и ухудшению сна. Поэтому если вы научитесь снимать чрезмерное мышечное напряжение, сможете уменьшать стресс и тревогу,- нормали­зовать свой сон. То, что вы будете делать, заключается в расслаблении основных мышечных групп вашего тела. Это достигается благодаря со­средоточению внимания на каждой группе мышц, которую я буду назы­вать. Запомните, что ежедневные непродолжительные занятия помогут вам научиться достигать состояния глубокой релаксации лишь путем концентрации внимания на расслаблении каждой из различных групп мышц вашего тела.

Закройте глаза. Устройтесь поудобнее, обопритесь спиной на стену или примите позу «кучера, спящего на дрожках». (Можно лечь на спину.) Пом­ните, что вы должны сосредоточиться на том, что все ваши мышцы рас­слаблены.

1 Мышцы головы. Начнем с того, что сделаем глубокий вдох [пауза 3 с). А сейчас на выдохе ощутите расслабление всех мышц головы по мере того, как теплая волна начинает спускаться с макушки вниз. Сосредо­точьтесь на мышцах лба. Почувствуйте, как мышцы лба стали тяжелы­ми и расслабленными. Сосредоточьте свое внимание на том, что лоб становится тяжелым и расслабленным [пауза 10с). Тепло опускается ниже на мышцы век и носа. Прочувствуйте, как мышцы век тяжелеют, будто наливаются свинцом. Мышцы носа расслабляются, становятся тяжелыми. По всем мышцам лба, веки носа разливается приятное те­пло. Оно опускается ниже, на мышцы рта. Мышцы рта расслабляются, становятся тяжелыми. Нижняя челюсть немного отвисает. Сосредо­точьте свое внимание на том, как мышцы рта и челюсти становятся тяжелыми и расслабленными. Все неприятные мысли улетучиваются, все заботы и тревоги покидают вас [пауза 10с).

2. Мышцы шеи и плеч. Теперь ощутите, как теплая волна расслабления опускается к мышцам шеи. Все мышцы шеи расслабляются, налива­ются теплом, становятся тяжелыми. Сосредоточьте свое внимание на том, как все мышцы шеи стали тяжелыми и расслабленными, голова повисла, чувство безмятежного покоя и расслабления охватывает все ваше тело, вы отдыхаете и расслабляетесь [пауза 10с).

Теперь сосредоточьте свое внимание на том, как приятная волна теп­ла спускается к мышцам плечевого пояса. Почувствуйте, как мышцы плечевого пояса стали расслабленными и тяжелыми. Сосредоточьте свое внимание на том, что все мышцы шеи, мышцы плечевого пояса стали тяжелыми и расслабленными. Чувство напряжения и усталости покидает ваше тело. Вы расслабляетесь и отдыхаете [пауза 10с).

3. Мышцы рук. Почувствуйте, как приятная теплая волна расслабления спускается к рукам и разливается по всем мышцам. Все мышцы рас­слабляются, становятся тяжелыми, будто наливаются свинцом. Рас­слаблены мышцы предплечий, расслабляются мышцы кистей рук. Прият­ное тепло разливается по всем мышцам рук. Все ваше тело отдыхает. Чувство усталости покидает ваше тело. Вы расслабляетесь и отдыхаете. Хорошо запомните возникшие ощущения. Теперь лишь одно воспоми­нание об этих ощущениях будет приводить к их появлению [пауза 10с).

4. Мышцы груди и живота. Сосредоточьте свое внимание на мышцах гру­ди и живота. Почувствуйте, как чувство напряжения покидает мышцы груди и живота. Они расслабляются. Дыхание становится ровным и спокойным. Спокойный вдох [пауза 2 с), выдох. Вдох, выдох. С каждым выдохом спадает напряжение мышц всего тела. Вы отдыхаете. Вы расслаблены [пауза 10с).

5. Мышцы ног. Сосредоточьте свое внимание на мышцах ног. Почувст­вуйте, как теплая волна расслабления опускается к бедрам. В то время как вы переводите свое внимание на мышцы бедер, голова, шея, пле­чи, руки, кисти рук остаются расслабленными [пауза 5 с). Мышцы бе­дер становятся теплыми и тяжелыми, как будто наливаются свинцом [пауза 5 с). Тепло спускается ниже, охватывает голени. Мышцы голе­ней расслабляются, становятся тяжелыми и теплыми. Почувствуйте, как обе икроножные мышцы становятся расслабленными. Сосредо­точьте свое внимание на том, как икры становятся тяжелыми и рас­слабленными [пауза 5 с). Тепло опускается ниже, разливается по мыш­цам стоп. Позвольте своим стопам стать тяжелыми и расслабленными [пауза 5 с). Сосредоточьте свое внимание на том, как мышцы бедер, мышцы голени и мышцы стоп стали тяжелыми, расслабленными, как будто налиты свинцом. Хорошо запомните возникшие ощущения. Те­перь лишь одно воспоминание об этих ощущениях будет приводить к их появлению [пауза 10 с).

6. Заключительная часть. Почувствуйте, как все мышцы вашего тела сейчас расслаблены. Расслаблены мышцы лба, век, шеи, рта [пауза 5 с). Расслаблены и отдыхают мышцы шеи и плеч [пауза 5 с). Стали рас­слабленными и тяжелыми все мышцы рук [пауза 5 с). Почувствуйте, как напряжение покинуло мышцы груди и живота. Все мышцы груди и живота расслаблены. Дыхание ровное и спокойное [пауза 5 с). Сосре­доточьте свое внимание на том, что все мышцы ваших ног стали тяже­лыми и расслабленными. Приятное тепло разливается по вашим бедрам, голеням, стопам. Все мышцы ног стали тяжелыми и расслабленными [пауза 5 с). Все основные мышцы вашего тела сейчас расслаблены. Вы отдыхаете. Чувство усталости покидает ваше тело. Повторяйте на выдохе: «Я спокоен», «Я расслаблен». Побудьте в течение нескольких минут в состоянии расслабления. Продолжайте отдыхать и расслаб­ляться, повторяя про себя на выдохе: «Я расслаблен...», «Я споко­ен...», «Я расслаблен...», «Я спокоен...» [пауза 5 мин). 7 Переход к бодрствованию. В тех случаях, когда метод ПМР будет при­меняться в течение рабочего дня, по завершении упражнений необхо­димо применять мобилизующие формулы: «Я хорошо отдохнул и рас­слабился. Сейчас я буду считать от 1 до 5. На каждый счет я буду чув­ствовать, как я становлюсь все более и более бодрым, а мое тело ста­новится отдохнувшим. Когда я дойду в счете до 5, то сразу открою глаза и буду чувствовать себя бодрым, свежим, полным энергии и готовым хорошо выполнять свои профессиональные обязанности. Один! Я чув­ствую себя бодрым и свежим. Два! Все мышцы моего тела отдохнули и наполнились силой. (Потянитесь! Повращайте кистями рук и стопами ног.) Три! Я чувствую себя сильным. (Потянитесь!) Четыре! Я готов к работе. Пять! Открыть глаза.

 

Рекомендуемая литература

Александровский Ю. А. Психоневрологические расстройства при ава­рии на Чернобыльской АЭС//Медицинские аспекты аварии на Чернобыльской АЭС. Киев: Здоров'я, 1988. С. 171-177.

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М: Наука, 1976.

Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс; Ростов-на-Дону Феникс, 1997.

Александровский Ю. А., Лобастое О. С, Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных условиях. М.. Медицина, 1991.

Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983.

Ковалевский Ю. Н. Стихийные бедствия и катастрофы. Рига, 1986.

Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981.

Маклаков А. Г Адаптационный потенциал личности // Психологиче­ский журнал. 2000. №1. С. 21-36.

Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Шамрей В. К. Особенности оказания психологической помощи родственникам членов экипажа АПЛ «Курск» // Психологический журнал. 2000. № 2.

Решетников М. М., Баранов А. Ю., Мухин А. П., Чермянин С. В. Уф имская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятель­ности людей // Психологический журнал. Т 11. № 1. 1990.

С. 95-101. Селье Г Стресс без дисстресса. Рига: Виеда, 1992.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...