Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологического статуса и функционального состояния




 

 

"Г" Показатели методик (стэн) группа психиче­ского здо­ровья
многоуровневый личностный опросник (МЛО) ситуативная тревожность (Методика Спилберга) интегральный показатель функцио­нального состояния (АСС)
6 и более 6 и более 6 и более Группа I
            Группа II
            Группа III

Примечание, При вынесении Итогового заключения учитываются минималь­ные показатели по каждой из методик. Общая группа психического здоро­вья не может быть выше минимальной группы по любой из методик. Если хотя бы по одному из приведенных показателей вынесено заключение о со­ответствии группе III, то общее заключение — группа III.

При работе с тестом Спилбергера (приложение 31.2) используют шкалу реактивной тревожности. Ее показатель, равный 6 стэнам и более, свидетельствует о соответствии его общепринятой норме. Уровень в 3-5 стэнов указывает на повышенный Уровень тревожно­сти, а 1-2 — на чрезмерно высокий уровень ситуативной тревожности.

Методика АСС (приложение 31.3) направлена на оценку субъек­тивного самочувствия и наличия соматических жалоб у пострадав­ших. Показатель АСС в 6 стэнов и более при отсутствии или наличии единичных жалоб указывает на удовлетворительное функциональ­ное состояние. Снижение показателя до 3-5 стэнов в сочетании с жа­лобами на состояние здоровья свидетельствует о наличии погранич­ных функциональных состояний. Значение, равное 1-2 стэнам, в со­четании с большим количеством жалоб на состояние здоровья отра­жает неудовлетворительное функциональное состояние организма военнослужащего.

Оценка физиологических резервов организма осуществляется с помощью стандартных нагрузочных проб Штанге и Генча (приложе­ние 31.4). Интегральная оценка в 6 стэнов и более соответствует удовлетворительному функциональному состоянию организма. Cужение показателя до 3-5 стэнов — пограничный уровень резервных возможностей. Интегральный показатель в пределах 1 -2 стэнов указывает на неудовлетворительное состояние физиологических резервов организма военнослужащих.

Результаты психологического и психофизиологического обследования пострадавших служат основой для принятия решения о необходимости проведения мероприятий психологической коррекции с той или иной группой пострадавших. Как правило, лица, отнесен­ные к первой группе психического здоровья, в психотерапевтиче­ских мероприятиях не нуждаются, лица же второй группы, наобо­рот, нуждаются в них. Соответствующие третьей группе также нуж­даются в этом, но им целесообразно пройти контрольный осмотр у, врача-психиатра, поскольку своевременное оказание не только психологической, но и специализированной медицинской помощи по зволяет избежать тяжелых последствий, вызванных психотравмирующими обстоятельствами.

Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапев­тических мероприятий при массовой психической травматизации

Проведение психокоррекционных мероприятий при массовой пси­хической травматизации, вызванной воздействием различных экстре­мальных факторов, существенным образом отличается от оказания психотерапевтической помощи в обычных условиях. Эти отличия заключаются в том, что число нуждающихся существенно превосхо­дит возможности психологов. Поэтому предпочтение следует отдавать групповым методам психотерапии, что, однако, не умоляет значимости и индивидуальных способов оказания психотерапевтической помощи. Кроме того, места (помещения), в которых проводятся такие меро­приятия, как правило, не имеют соответствующего оборудования.

Показаниями к осуществлению психокоррекционных мероприятий служат результаты психологического обследования. Наличие выра­женной невротической симптоматики (повышенный уровень тревоги, контролируемое чувство страха, вегетативные дисфункции, расстрой­ство ночного сна, снижение порогов переносимости различных нега­тивных факторов окружающей среды, астено-депрессивные, сенесто-ипохондрические и психосоматические проявления и др.) свидетельствует о снижении функционального и психического состояния человека, гтри массовой психической травматизации, вызванной воздействием факторов экстремальной обстановки, чаще других регистрируются ас­тенические и астено-депрессивные состояния, проявляющиеся в чувстве повышенной утомляемости, истощаемости, слабости, утраты способно­сти к продолжительному физическому или умственному напряжению, аффективной лабильности с преобладанием сниженного настроения и слезливости, раздражительной слабости, частых головных болях, расстройствах сна, гнетущей безысходной тоски, восприятии своего ок­ружения и своего будущего только в мрачном свете, двигательной за­торможенности, отсутствии мотивации к деятельности, наличии суи­цидальных мыслей.

Поэтому основной целью психологической и фармакологической коррекции пострадавших, в таких условиях будет:

• снижение уровня тревоги и нервно-психического напряжения;

• формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в своих силах;

• оптимизация функционального состояния организма.

Наиболее оптимальные методы коррекции психического и функ­ционального состояния пострадавших от воздействия психотравмирующих факторов экстремальной обстановки — рациональная пси­хотерапия (как правило, проводится индивидуально), активная и пас­сивная мышечная релаксация (осуществляется как в составе группы, так и индивидуально; приложение 31.5), а также индивидуальное применение психофармакологических препаратов.

При осуществлении мероприятий психологической коррекции целесообразно проводить не менее 3 сеансов, наибольший же эффект достигается при проведении 5-6 сеансов. Эти мероприятия можно проводить в любом помещении и даже на открытом воздухе при тем­пературе +15 °С и выше.

Следует отметить, что психофармакологическая коррекция осу­ществляется врачем-психиатром! Как правило, психолог, не имею­щий специальной подготовки, не должен использовать фармаколо­гические препараты. Соответственно ему нужно принять меры к тому, чтобы в случае необходимости пострадавший был направлен на осмотр к психиатру. Признаками психотических реакций служат эксплозив­ные или ступорозные проявления, аутизм или чрезмерная агрессив­ность, психопатические черты и социальная дезадаптация, деперсо­нализация, наличие галюцинации и др.

В заключение следует отметить, что указанный выше порядок paJ боты психологов, оказывающих помощь пострадавшим в результате! воздействия психотравмирующих факторов, порожденных экстре-! мальными ситуациями, не исключает творчества специалиста. Эт особенно справедливо в отношении проведения психологической коррекции и психотерапии. Известно, что у большинства практикующие психологов есть свои, наиболее излюбленные, методы оказания пси-; хотерапевтического воздействия на пациента (клиента). Все наиболее любимые или наиболее отработанные методы могут быть использованы и при оказании массовой психологической помощи пострадавшим в условиях воздействия факторов экстремальной обстановки. Однако при этом нужно соблюсти важнейший принцип: оказанное воздействие не должно наносить вреда человеку, поскольку в подоб­ных условиях любая ошибка психолога может иметь крайне негатив­ные последствия.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику чрезвычайных ситуаций.

2. Назовите основные этапы организации мероприятий по оказанию психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуа­циях.

3. Дайте общую характеристику поведенческих и психических реак­ций человека в экстремальных ситуациях.

4. Что вы знаете о психогенных расстройствах, возникающих при экстремальных ситуациях?

5. Каковы психические механизмы психогенных нарушений в экстре­мальных условиях?

6. Расскажите о методике оценки психического состояния пострадавших, нуждающихся в специализированной психологической по­мощи.

7. Расскажите об общих принципах осуществления психокоррекционной и психотерапевтической помощи пострадавшим в чрезвы­чайных ситуациях.

8. Расскажите о структуре предназначении методики «Адаптивность».

9. Что вы знаете о методиках оценки функционального состояния человека?

10. Расскажите об методах пассивной и активной мышечной релаксации.

 

Приложение 31.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...