Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 32. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности




Н. Е. Пурнис, Е. А. Соловьева

Вводные замечания. Современное развитие общества требует от пси­хологии труда создания новых методов, которые бы способствовали ] личностному и профессиональному росту специалиста. Именно в про­фессиональной деятельности человек стремится реализовать свои луч­шие качества. Все чаще исследователи и практики обращаются к идеям и методам искусства. Несомненно, в познании человеком са­мого себя и окружающего его мира психология и искусство дополня­ют и обогащают друг друга.

В этой связи значительный интерес представляет такая относи­тельно новая для отечественной науки отрасль психологического знания и психологической практики, как арт-терапия.

Первоначально она применялась в практике лечения неврозов, и главной целью занятий было стимулирование и облегчение выраже­ния пациентом той проблематики, которая трудна для вербализации, или выявление содержания тех эмоциональных переживаний, кото­рые не осознаны пациентом. Теперь арт-терапия активно использу­ется в образовательном процессе, в консультировании, при оказании помощи лицам, испытывающим личностные кризисы, а также в про­граммах поддержки и повышения психологического здоровья, осно­ванных на принципах гуманистической психологии.

Арт-терапия способна стать инструментом творческой, внутри-личностной, межличностной и культурной коммуникации. Творче­ская деятельность (в частности, художественное творчество) может исцелять людей, будучи тесно связанной с историей культуры.

Теоретической базой арт-терапии служит аналитическая психо­логия К.-Г Юнга. Значимыми положениями выступают представле­ния о целостной личности и процессе индивидуации; о гармонии меж­ду сознанием и бессознательным как основе психического здоровья; о роли экспрессивной деятельности, в частности «экспрессивного письма», в нахождении этой гармонии; о символической природе коллективного бессознательного.

Представления К.-Г. Юнга о целостной личности проистекают из понятий ведущих и второстепенных психологических функций. Для человека как индивидуума важно развитие всех функций, но как чле­на общества более существенным оказывается развитие ведущей из них. Общество ценит человека по какой-либо основной его функции, реализованной в профессиональной деятельности: хороший врач, ар­хитектор, шофер. Энергетические возможности организма и психики ограничены, поэтому развитие ведущей функции часто осуществляет­ся за счет второстепенных. Причину неврозов, психических заболева­ний Юнг видел именно в однобоком развитии индивидуальности: ес­ли человек развивает одну функцию, он теряет себя; если развивает индивидуальность, то утрачивает связи с обществом, перестает соот­ветствовать общественным нормам. Отсюда вытекает необходимость отыскать резервы для развития целостности личности.

Юнг полагал, что основу психологического здоровья человека со­ставляет то хрупкое равновесие, которое устанавливается между тре­бованиями внешнего мира и потребностями внутреннего. По его мнению, экспрессивные формы искусства — это важный путь к внут­реннему миру чувств и образов человека, а бессознательная психика рассматривается им не только как хранилище вытесненных эмоций, но и в качестве источника здоровья и трансформации личности.

Принципы психологической коррекции в профессиональной пси­хогигиене и психопрофилактике также базируются на представлени­ях о целостной личности. Л. Н. Корнеева считает, что психологиче­ская коррекция отдельных свойств личности затруднена в связи с высокой мерой связанности структуры личности. Даже в тех случа­ях, когда ставится конкретная задача по снижению уровня тревож­ности или повышению эмоциональной устойчивости профессиона­ла, реально приходится иметь дело с комплексом взаимосвязанных качеств личности. Поэтому в профессиональной психогигиене воз­растает роль коррекционных методов, обращенных именно к целост­ной личности[23].

В современной психологии разделяют понятия психического здо­ровья и психологического здоровья. Первый термин относится глав­ным образом к отдельным психическим процессам и механизмам, а второй — к личности в целом. Психологическое здоровье тесно связано со всеми проявлениями человеческого духа, это позволяет вы членить психологический аспект проблемы здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и др.

В арт-терапевтической работе можно выделить три направления:

• психотерапевтическое,

• психолого-педагогическое;

• психологическое[24]

Психотерапевтическое направление связано с воздействием на' когнитивную и эмоциональную сферы личности больного человека, когда другие возможности такого воздействия ограничены. При этом преследуется цель раскрытия переживаний пациента, осознания им собственных желаний, потребностей, отношений со значимыми дру­гими, помощи в отреагировании сильно переживаемых эмоций, про­явлении реакций со значимыми другими.

Психолого-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве. В процессе арт-тера­пии человек учится активнее вовлекать фантазию, формулировать мысли, осознавать те ограничения, которые существуют в реальности с ее социальными законами, а также реализовывать свои творческие потребности.

Психологическое направление опирается на использование регу­лятивной, коммуникативной и катарсической функций искусства. Две первые реализуются в процессе формирования у человека ценно­го социального навыка, помогающего раскрыть логику и доводы ранее несознаваемых поступков, отклонений в своем поведении, воздейст­вия собственной личности на окружающих и т. д. Катарсическая функция состоит, с одной стороны, в разрядке чувств, а с другой — в том, что арт-терапия (как исцеление) — это прежде всего собирание целостности личности. Результатом художественного творчества является законченное произведение — единственный продукт дея­тельности человека, в котором он воспроизводит собственную струк­туру, т. е. самого себя и окружающий его мир. В процессе арт-терапии возможно восстановление и развитие тех «второстепенных функций», которые являются резервом личностного развития.

Будучи методом психологической работы, арт-терапия позволяет одновременно создавать определенную творческую ситуацию, обра­щаться к внутренним образам человека в обход эго-цензуры и выво­дить эти образы на сознательный уровень. Она также предоставляет уникальную возможность для того, чтобы исследовать бессознатель­ные процессы, выразить и актуализировать латентные идеи и состоя­ния, те социальные роли и формы поведения, которые пребывают в вытесненном виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.

Основные компоненты технологического уровня арт-терапии, ко­торые могут быть значимы для психологического сопровождения профессиональной деятельности, таковы:

• аксиологический: введение человека в мир ценностей, сопровож­дение и помощь в выборе личностно значимой системы ценност­ных ориентации;

• деятельностно-творческий: развитие разнообразных способов дея­тельности, творческих и коммуникативных способностей;

• личностный: самопознание, развитие рефлексии, саморегуляции, личностный рост, стремление к самоактуализации;

• когнитивный: участник арт-терапии попутно получает знания о человеке как таковом, его эмоциях, темпераменте, стилях взаимо­действия и способах реагирования[25]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...