Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы проведения фандрейзинга в музеях




ПРИВЛЕЧЕНИЕ И АККУМУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ (ФАНДРЕЙЗИНГ)

 

Упоминавшаяся проблема «сшивания» бюджет­ных денег со средствами из других источников применительно к сфере представляет особо вы­раженный интерес в плане технологии ее ре­шения.

Речь идет о технологии фандрейзинга (fundraising, FR) - привлечения и аккумулирова­ния средств из различных источников. По сво­ей сути фандрейзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут «всерьез и надол­го», для создания основных фондов, и отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время, тогда как фандрейзинг свя­зан обычно с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ, не на созда­ние основных фондов, а на деятельность. В этом плане очевидно, что фандрейзинг - технология, чрезвычайно свойственная сфере культуры, как и социально-культурной сфере в целом.

Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фанд­рейзинга.

Первый вид фандрейзинга. Если задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конк­ретных средств под реализацию проектов, то данный вид фандрейзинга можно назвать про­ектным. Проектный фандрейзинг является наи-

 

 

более удобной формой привлечения средств, как для са­мой организации культуры, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлече­ния значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммер­ческих выгод от финансирования проекта.

Второй вид фандрейзинга. В случае направления при­влеченных средств на покрытие текущих расходов можно считать такой вид фандрейзинга оперативным. Оператив­ный фандрейзинг является наименее эффективной фор­мой привлечения средств в организацию культуры, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается за­интересованность вкладчиков в подобном финансирова­нии. Чаще всего оперативный фандрейзинг применяется организациями культуры, находящимися в критическом финансовом положении. В этой ситуации они в силу сво­ей общественной значимости могут привлечь от государ­ства и частных лиц средства на погашение своих долгов.

В качестве примера можно привести опыт Метропо­литен-музея. В 1998 г. в связи с резким сокращением бюджетного финансирования у музея образовались долги

 

Та6лица 7

Этапы проведения фандрейзинга в музеях

 

Этапы фандрейзинга Составляющие этапа
1. Планирование   Разработка содержательной программы привле­чения средств. Определение расходов организации культуры на предстоящий период. Выбор видов фандрейзинга
2. Реализация   Выбор методов проведения фандрейзинга. Уста­новление ответственности за проведение фандрейзинга. Выделение средств на реализацию фандрейзинга
3. Контроль Осуществление контроля за ходом реализации фандрейэинга. Корректировка планов с учетом произошедших изменений
4. Анализ Определение эффективности этапа планирова­ния. Анализ эффективности этапа реализации. Оценка эффективности конечных результатов

 

по уплате коммунальных расходов и заработной плате пи общую сумму 7,8 млн. долларов, что заставило музей обратиться к оперативному фандрейзингу, с помощью которого были собраны средства на покрытие текущих расходов.

Для оценки эффективности конечных результатов фандрейзинга используются коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг (Кобор) и коэффициент рентабельности фандрейзинга (Рф).

Коэффициент окупаемости расходов на фандрейзинг показывает, сколько раз за выбранный период расходы на фандрейзинг окупаются за счет привлеченных в ходе фандрейзинга средств.

 

Коэффициент рентабельности фандрейзинга показы­вает, сколько прибыли (разница между привлеченными средствами и расходами на фандрейзинг) приходится на единицу привлеченных от фандрейзинга средств.

 

Для каждого вида фандрейзинга можно выделить част­ные показатели эффективности. Так, для проектного фанд­рейзинга актуальными будут показатели доходности про­екта, расходы на проект и др. Для оперативного фандрей­зинга целесообразно применять коэффициенты покрытия различных видов расходов (коммунальных расходов, рас­ходов на заработную плату и др.).

Анализ фандрейзинга в государственных учреждени­ях культуры Москвы и Санкт-Петербурга за 2001-2002 гг. показал, что учреждения культуры активно раз­рабатывают фандрейзинговые программы для привлече­ния внебюджетного финансирования. Так, в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Большом драматическом театре им. Товстоногова, Большом и Мариинском театрах чет­ко прослеживается тенденция роста привлеченных ис­точников финансирования за счет фандрейзинга.

Фандрейзинг данных учреждений культуры ориенти­рован в большей степени на привлечение иностранных ресурсов как наиболее стабильного источника финанси­рования в российских условиях. Привлечение средств из

 

 

зарубежных источников происходит через представитель­ства и благотворительные организации, действующие от имени учреждения культуры за рубежом. Открытие ино­странных представительств преследует цели не только привлечения инвестиций в учреждение культуры, но и расширения его деятельности за рубежом. В задачи таких представительств входят организация культурно-просветительских мероприятий, разработка системы членства и т.д. Так, новой политикой Государственного Эрмитажа стало открытие в 2000-2001 гг. представительств музея в Амстердаме и Лондоне.

Создание благотворительных организаций при учреж­дениях культуры является важной особенностью фанд­рейзинга музеев и театров Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее распространенными формами благотворитель­ных организаций выступают благотворительные общества и фонды. Целью данных благотворительных структур яв­ляется привлечение средств не в бюджет учреждения куль­туры, а в специально созданные юридически самостоя­тельные организации, что обеспечивает более высокий уровень финансового менеджмента.

В качестве примера можно привести зарубежные об­щества друзей Мариинского театра, которые организуют гастроли, фестивали театра, стажировки для артистов» сбор средств для постановки опер, поддержания и рестав­рации исторического здания театра в Санкт-Петербурге и др. Центральное общество, созданное в 1993 г. в Лондо­не, руководит деятельностью трех других организаций в Нью-Йорке, Хельсинки и Токио.

Одним из основных направлений работы обществ дру­зей Мариинского театра является привлечение членских взносов со стороны физических и юридических лиц. Сум­мы членских взносов для физических лиц дифференциру­ются по трем категориям: простое индивидуальное член­ство (75 долларов США), льготное для студентов и пенсио­неров (45 долларов США) и привилегированное (золотое - 375 долларов США), а для юридических лиц существует категория корпоративного членства с суммой взноса 1500 долларов США.[1]

 

 

В зависимости от величины взноса члены получают различные привилегии, например, лазерные диски с записями лучших опер, регулярную информацию о репертуаре Мариинского театра, право участия в ежегодных встречах друзей с артистами театра. Кроме того, члены могут заказать лучшие билеты на все представления Мариинского театра и совершить эксклюзивные туры на основные оперные фестивали, в которых принимает участие театр. Вслед за Мариинским театром подобные зарубеж­ные общества друзей были открыты Эрмитажем, Третья­ковской галереей и др.

Другим примером благотворительной организации при учреждении культуры может служить опыт работы благо­творительного Фонда Эрмитажа в Нидерландах, созданно­го в 1994 г. при поддержке правительства Нидерландов и ЮНЕСКО. Основными целями Фонда являются обеспече­ние безопасности и сохранности коллекций Государствен­ного Эрмитажа, организация выставок, научных, образо­вательных программ музея и т.д. В настоящее время Фонд, объединивший ведущие голландские компании и организации культуры, проводит широкомасштабную кам­панию по сбору средств на реализацию проекта под назва­нием «Новая крыша для мастеров в Эрмитаже». Проект предусматривает не только ремонт кровли зданий Эрми­тажа, но и всех архитектурных деталей крыши. В ноябре 1998 г. была завершена первая стадия проекта, в ходе которой голландские мастера провели модернизацию сис­тем освещения музейных залов Рембрандта и частичную реконструкцию крыш Эрмитажа.

Как свидетельствует структура доходов исследуемых учреждений культуры, их фандрейзинг достаточно успеш­но решает задачи привлечения финансирования. Так, до­ходы от фандрейзинга в бюджете Эрмитажа составляют 35%, в Третьяковской галерее - 33% (рис. 5, 11).

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...