Основная литература. Дополнительная литература. География населения мира. Мы узнаем о составе (структуре) населения. 1. Возрастной состав населения стран мира. Понятие экономически активного населения.
Основная литература 1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. - 8-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 2000 Дополнительная литература 1. Агарышев А. А., Александров С. Н. Страны мира/Краткий политико-экономический справочник/. – 1987. 2. География в школе /И снова о соврем. Политич. Карте мира/. - №6. – 1992 3. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономич. и соцл. география мира. М.: Просвещение, 1995 4. Кузнецов А. П. География/население и хозяйство мира/. -М.: Дрофа, 1997. – с. 77-107, 7-47 5. Симагин Ю. А. Экономич. и соцл. география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: АРКТИ, 2001. – с. 9-28 6. Страны и народы/популярная энциклопедия/. -СПб.: Дельта, 1997 7. Экзаменационные вопросы и ответы. География 10-11 выпускные классы: Учебное пособие. -М.: АСТ-Пресс, 2001. – с. 72-93 8. Герасимова Т. П., Мясникова С. В. Общая география: Учеб. Для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – СПб.: Спец. Лит., 2001. - с. 186 9. Черков А. В., Полякова М. О. ГЕОГРАФИЯ. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1999. – 192с. 10. География 10 кл. Поурочные планы (I, II часть) по учебнику Гладкого Ю. Н. Изд-во «Учитель-АСТ», 2002г. 11. Ром В. Я., Дронов В. П. География России. Население и хозяйство 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 1997. – 400с 12. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Содержит более 70 тыс. статей и около 10 тыс. иллюстраций по всем отраслям знаний. http: //mega. km. ru/bes_98/encyclop. asp? rubr=68 13. Энциклопедия «Кругосвет» - содержит детальные сведения о суверенных странах мира; обширная база карт и фотографий. http: //www. krugosvet. ru/ 14. Газета «География» - одно из наиболее авторитетных отечественных научно – методических изданий. Содержит как научные материалы, так и обширную базу данных по всем вопросам преподавания географии в средней школе. http: //geo. 1september. ru/index. htm
15. Журнал «Вокруг света». Научно – популярные очерки по географии всех регионов и стран мира. Подборка фотографий. http: //www. vokrugsveta. ru/ 16. География. Информационный сайт о всех регионах и странах мира. http: //www. geo2000. nm. ru/
География населения мира. Мы узнаем о составе (структуре) населения План: 1. Возрастной состав 2. Половой состав 3. Этнолингвистический состав 4. Религиозный состав
1. Возрастной состав населения стран мира. Понятие экономически активного населения. При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: Ø дети (0 — 14 лет); Ø взрослые (15 — 64 года); Ø пожилые (65 лет и старше).
В структуре населения мира доля: детей составляет среднем 34%, взрослых — 58 %, пожилых — 8 %. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22—25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15—20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим «старением» населения в этих странах. В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40—45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5—6%.
Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую — трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения,
Экономически активное население – часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.
В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48— 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки — 35—40%. Это связано с Уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.
Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ.
Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах — 45-50%, в развивающихся — до 100%.
2. Половой состав населения. Половозрастные пирамиды Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20—30 превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104—107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны. Преобладание мужчин характерно для большинства стран Азии. Особенно велик перевес мужчин в Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан), а также в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки. Примерно равное соотношение мужчин и женщин характерно для большинства стран Африки и Латинской Америки. Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн. Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.
Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развиваюшихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых — заметно. В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|