Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философское понятие материи




Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

1. логический – материя как философская категория;

2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

Вопрос 33

Движение и его сущность. Основные формы движения материи

Исторически сложилось две концепции в понимании движения.

М етафизический субстанциализм:

Объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений

Движение – нечто внешнее, налагающееся на объект

Абсолютизация субстанции (метафизический материализм)

Идеалистический релятивизм:

Отрицание субстанции вообще

Провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя

Абсолютизация движения (идеализм)

Движение – всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и во времени.

1. Движение абсолютно и относительно

2. покой – момент движения

3. покой всегда относителен

4. абсолютного покоя не существует.

Движение материальное и идеальное.

Материальное:

ü Основные формы движения (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная);

ü Материальные процессы (материальное производство). Это относится к общественному бытию.

Идеальное:

ü Идеальные процессы (духовное производство, духовная культура, духовная деятельность, мышление субъекта). Это относится к общественному сознанию.

Вопрос 34

Понятия пространства и времени

Исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени

Субстанциальная концепция: пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность, время – чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты (Демокрит – Ньютон).

Реляционная концепция: пространство и время не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время – последовательность их состояний (Аристотель-Лейбниц).

Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). Пространство:

ü Трехмерно

ü Однородно(равноправие всех его точек)

ü Изотропно (равноправие всех его направлений).

Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время:

ü Одномерно (равноправие всех моментов времени);

ü Необратимо.

Всеобщие свойства:

Объективность пространства и времени;

Всеобщность пространства и времени.

Вопрос 36

 

Понятие закона и философских категорий

Закон - общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений.

Законы подразделяются на общие и специфические.

Общие законы – законы действующие во всех сферах действительности (в природе, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики.

Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менее ограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения, распростр. только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы).

Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно 3. закон отрицания отрицания) - законы изменения и развития. Они носят всеобщий, необходимый характер.

Онтологические категории:

Бытие – ничто

Сущность – явление (сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них; явление – есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности. Сущность близка к закону, сущность и явление могут переходить друг в друга).

Единое – многое

Целое – часть (часть – предмет (явление, процесс), входящий в состав другого предмета (…) и выступающий в качестве элемента его содержания)

Качество – количество (качество – совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет. Количество – совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величину, степень проявления тех или иных свойств)

Содержание – форма

Единичное – общее

Возможность - действительность.

Вопрос 37

Основные законы диалектики

1. Закон единства и борьбы противоположностей

- дает ответ на вопрос – почему происходит развитие

- вскрывает источник развития

- характеризует процесс развития в целом.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

- дает ответ на вопрос – как происходит развитие

- вскрывает «механизм» развития

- характеризует процесс развития в целом.

3. Закон отрицания отрицания

- дает ответ на вопрос – какова тенденция развития

- вскрывает общую тенденцию развития

- характеризует процесс развития в целом.

Вопрос 38

Категории диалектики

Причина – следствие

Необходимость – случайность

Возможность - действительность

Содержание – форма

Сущность – явление

Отдельное (единичное - особенное – общее)

Вопрос 39

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...