Философское понятие материи
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека. Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией). Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты). Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер. В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта: 1. логический – материя как философская категория; 2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность; 3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение; 4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений. В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов: 1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека; материя – это то, отражением чего является сознание, мышление. Вопрос 33 Движение и его сущность. Основные формы движения материи Исторически сложилось две концепции в понимании движения. М етафизический субстанциализм: Объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений Движение – нечто внешнее, налагающееся на объект Абсолютизация субстанции (метафизический материализм) Идеалистический релятивизм: Отрицание субстанции вообще Провозглашение чистого движения, существующего без всякого носителя Абсолютизация движения (идеализм) Движение – всякий процесс изменения, всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и во времени. 1. Движение абсолютно и относительно 2. покой – момент движения 3. покой всегда относителен 4. абсолютного покоя не существует. Движение материальное и идеальное. Материальное: ü Основные формы движения (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная); ü Материальные процессы (материальное производство). Это относится к общественному бытию. Идеальное: ü Идеальные процессы (духовное производство, духовная культура, духовная деятельность, мышление субъекта). Это относится к общественному сознанию. Вопрос 34 Понятия пространства и времени Исторически сложилось две концепции в понимании пространства и времени Субстанциальная концепция: пространство и время – нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность, время – чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты (Демокрит – Ньютон). Реляционная концепция: пространство и время не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время – последовательность их состояний (Аристотель-Лейбниц).
Пространство и время – общие формы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентация). Пространство: ü Трехмерно ü Однородно(равноправие всех его точек) ü Изотропно (равноправие всех его направлений). Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность. Время: ü Одномерно (равноправие всех моментов времени); ü Необратимо. Всеобщие свойства: Объективность пространства и времени; Всеобщность пространства и времени. Вопрос 36
Понятие закона и философских категорий Закон - общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений. Законы подразделяются на общие и специфические. Общие законы – законы действующие во всех сферах действительности (в природе, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики. Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менее ограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения, распростр. только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы). Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно 3. закон отрицания отрицания) - законы изменения и развития. Они носят всеобщий, необходимый характер. Онтологические категории: Бытие – ничто Сущность – явление (сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них; явление – есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности. Сущность близка к закону, сущность и явление могут переходить друг в друга). Единое – многое Целое – часть (часть – предмет (явление, процесс), входящий в состав другого предмета (…) и выступающий в качестве элемента его содержания) Качество – количество (качество – совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет. Количество – совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величину, степень проявления тех или иных свойств)
Содержание – форма Единичное – общее Возможность - действительность. Вопрос 37 Основные законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей - дает ответ на вопрос – почему происходит развитие - вскрывает источник развития - характеризует процесс развития в целом. 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений - дает ответ на вопрос – как происходит развитие - вскрывает «механизм» развития - характеризует процесс развития в целом. 3. Закон отрицания отрицания - дает ответ на вопрос – какова тенденция развития - вскрывает общую тенденцию развития - характеризует процесс развития в целом. Вопрос 38 Категории диалектики Причина – следствие Необходимость – случайность Возможность - действительность Содержание – форма Сущность – явление Отдельное (единичное - особенное – общее) Вопрос 39
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|