Отражение как всеобщее свойство материи, его формы
Вопрос 49 Философия о смысле жизни человека Разные учения по-разному отвечают на этот вопрос. Представители т. н. материалисты в ответе на этот вопрос обращаются к объективной действительности и физической природе. Так называемые идеалисты обращаются к пониманию смысла жизни к Богу, разуму, духу и т. д. Сегодня существует множество подходов. В России литература традиционно рассматривала эту тему. Вл. Соловьев «Путь от зверочеловека до Богочеловека» Л. Н. Толстой смысл и цель жизни в самосовершенствовании личности. Но смысл жизни нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. Итог размышлений Толстого «это тайна». В 20-м веке примечательные взгляды экзистенциалистов: 1. религиозные экзистенциалисты – жизнь трагична и это преодолевается продолжением ее в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души. 2. атеистический подход. Жизнь бессмысленна и абсурдна, но надо помогать друг другу преодолевать трагизм. Современный словарь дает набор подходов в понимании смысла жизни: 1. потребление (материальное или духовное) 2. жизнь ради общества (семья, община) 3. божественный смысл 4. эволюционный, космический смысл. Вопрос 52 Общество как саморазвивающаяся система, его структура Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы. Классы – большие группы людей различающихся - по их месту в исторически определенной системе общественного производства, - по их отношению к средствам производства, - по их роли в общественной организации труда, - по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
- классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада. Это основные класообразующие признаки. К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни… В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии: 1. В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж. 2. Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции. 3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование. Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества. 1. Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением. 2. Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения. 3. Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения. 4. Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения. Вопрос 55 Общественное сознание, его структура Общественное сознание 1. Отражение общественного бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической, правовой и нравственной идеологии, в религии и мифах, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом.
2. Оказывает воздействие на общественное бытие: идеи, когда они овладевают массами, становятся материальной силой. 3. Не есть «сумма сознаний отдельных личностей», а качественно особая духовная система, которая живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает воздействие на каждого человека. 4. есть отвлечение от всего личного, индивидуального. Взгляды, идеи определенных социальных групп. Общественное бытие – есть социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. I. Чувственно-эмпирический уровень ü Обыденное сознание ü Общая психология · Психология классов, социальных групп · Психология наций, народностей, национальных групп ü Психология профессиональная ü Эмпирические знания ü Народное художественное творчество II. Теоретический уровень ü Теоретическое сознание ü Общественная идеология ü Научные знания Вопрос 56 Формы общественного сознания Политическое сознание, или идеология, - совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций и государств. Политическое умонастроение граждан определяется экономическим и государственным строем общества. Политическая идеология реализуется в деятельности политич. партий и государства. Отражается на всех сферах жизни общества. Правовое сознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Научное сознание – система знаний, их духовное производство. Практическая деятельность на их основе. Религиозное сознание – являет собой выражение признания Абсолютного начала, Бога, от которого зависит все, в т.ч. и человек, и стремление согласовывать свою жизнь с волей Абсолюта. Нравственное сознание – система неписаных законов, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.
Эстетическое сознание – феномен духовной культуры. Чувство прекрасного, эстетическое чувство. Вопрос 53 Основные сферы общественной жизни Первая сфера (Количественная характеристика) Представляет собой совокупность средств производства, элементов производственной и социальной инфраструктуры, человеческих поселений и жилищ, природных комплексов, полностью или частично втянутых в процесс материально-производственной деятельности. Вторая сфера (качественная характеристика) Включает в себя систему общественных отношений, дает возможность увидеть и оценить масштабы разнообразных социальных связей того или иного общественного субъекта, содержит в себе меру их взаимопересечения, опосредованности и многообразия. Вопрос 43
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|