Средства для понимания людей
Развитие навыков чтения людей требует ряда инструментов. Какие средства для понимания людей больше других понадобятся вам при использовании этой модели? 1. Сенсорное осознание. Раскрывайте свои глаза, уши и дру 2. Разграничение описательных и оценочных терминов. Это 3. Выделение лингвистических маркеров. Данные маркеры яв
Тот, кто производит визуальную обработку (№ 3), использует визуальные слова («вижу», «смотрю», «цвет» и т. д.); человек, производящий кинестетическую обработку, использует слова, отно- fnnea j!'- Метапрограммы для понимания людей______________ 77 сяшиеся к чувствам и ощущениям («чувствую», «тяжелый», «глад 4. Расширение и углубление знаний о паттернах. Паттер 5. Очистка кинестетических каналов. Одно из наших средств Когда люди говорят о своем подходе к окружающим с позиции чувств, они обычно имеют в виду способность воспринимать свои собственные чувства, а не чувства другого человека. Однако это ведет к чтению мыслей, проекции и явным галлюцинациям в отношении других! Эмоции, которые, как им кажется, они слышат, видят и ощущают в других, исходят от них самих. Именно способность проводить грань между тем, что мы воспринимаем как информацию, идущую от других, и тем, что мы порождаем внутри себя, отличает эффективных коммуникаторов от «чтецов мыслей».
6. Переход к мета. Переходите к метауровням — темперамен 78____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания граммах человека в текущем контексте?*; «Какую информацию это дает обо мне и: моих метапрограммах?* 7. Постоянные сомнения в достоверности своего «чтения*. Проверяйте свои заключения и допущения. Спрашивайте челог века о его мыслях, эмоциях, предпочтениях и т. д. Собирайте больше информации и сверяйте ее с общей конфигурацией черт человека. Заключение Н ЛП сначала предлагает нам средство для управления собственным мышлением, а затем — модель для понимания других людей. Начиная с пресуппозиции, что каждому из нас присущ уникальный мир мышления, эмоций, значений, опыта и т. д., мы стараемся понять других людей с точки зрения их ментальных карт мира. Это относится также к их стилю метакартирования (метапрограммы). Признание и оценка существующих между людьми различий позволяет нам подстроиться под их модель мира, вместо того чтобы спорить с ними по ее поводу. Насколько же содержательнее этот процесс! В последующих главах мы дадим наиболее полный перечень метапрограмм, которые описаны на данный момент. Однако этот список, разумеется, не исчерпывает данный предмет. Фактически* как нам кажется, мы только приступили к изучению огромной области знаний, связанных с тем, как люди сортируют, отбирают и воспринимают информацию. ЧАСТЬ II Метапрограммы Перечень метапрограмм «Ментальные» метапрограммы № 1. Размер чанка: общий план/специфика; глобальность/ детали; дедукция, индукция, абдукция Л» 2. Тип связки: присоединение/отсоединение; тождество/ различие; согласие/несогласие
№ 3. Тип репрезентативной системы: визуалъная/аудиалъ-ная/кинестетическая/аудиально-дигиталъная № 4. Стиль сбора информации: аптайм/даунтайм № 5. Эпистемологический тип: сенсоры/интуитивисты № 6. Тип перцептивных категорий: полярности/континуум № 7. Тип сценарного мышления: сценарий с лучшим случаем/худшим случаем; оптимисты/пессимисты № 8. Тип перцептивной устойчивости: проницаемость/непроницаемость № 9. Тип фокусировки: помехоустойчивые/непомехоустойчивые № 10. Философская направленность: почему/как; причины/ процесс решения №11. Тип структурирования реальности: аристотелевский/ неаристотелевский (статичный/процессуальный) № 12. Предпочитаемый канал коммуникации: вербальный (дигитальный)/невербалъный(аналоговый)/сбаланси-рованпый «Эмоциональные» метапрограммы № 13. Стиль эмоционального совладания, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/уверенность № 14. Система отсчета или авторитет: внутренняя/внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим № 15. Тип эмоционального состояния: ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление Перечень метапрограмм 81 № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлексивная/ активная № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл № 18. Тип эмоциональной направленности: направленность/ диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие '%:■:-Щф «Волевые» метапрограммы цг № 20. Тип мотивирующей направленности: навстречу/от; прошлые достижения/будущие возможности; приближение/избегание № 21. Волевой выбор при адаптации: возможности/процедуры № 22. Тип адаптации: суждение/восприятие;управление/под-стройка № 23. Модальные операторы обоснования: необходимость/ возможность (желание); кнут/пряник № 24. Тип предпочтения: первичный интерес: люди/места/ объекты/деятельность/информация № 25. Тип целеустремленности — адаптация к ожиданиям: перфекционизм/оптимизация/скептицизм № 26. Ориентиры при покупке: стоимость/удобство/качество/время
№ 27. Тип ответственности: повышенная/пониженная/сбалансированная № 28. Степень доверия к людям: недоверчивость/доверчивость (паранойя/наивность) ?; Метапрограммы внешней «реищии» № 29. Способ восстановления энергии: экстрпверт/амби-верт/интроверт № 30. Сотрудничество и руководство: независимый/командный игрок/руководитель № 31. Коммуникативная установка: коммуникативные категории *6 32. Общая реакция: конгруэнтная/неконгруэнтная/сопер-ничество/сотрудничество/полярность/метапозиция № 33. Тип соматической реакции: а1стивный/рефлексишш1/оба 82_____________________ Часть П. Метапрограммы № 34. Предпочтения в работе: объекты/системы/дюди/ин- формация № 35. Способ сравнения: количественный/качественный № 36. Источник знаний: моделирование/концептуализация/ демонстрация/опыт/пвторитетное мнение № 37. Завершенность/окончательность: завершенность/не* завершенность № 38. Социальная презентация: проницательный и искусный/ искренний и безыскусный № 39. Тип иерархического доминирования: власть/союз/дай, стижения Мета-метапрограммы № 40. Ценности: эмоциональные потребности; сйстемыубёж* дений № 41. Отношение к «наставлению»-: сильная воля/уступчивость № 42. Самооценка: высокая/низкая; условная/безусловная № 43. Уверенность в себе: низкая/высокая №44. Самоощущение: мышление/эмоции/воля/тело/роль '№ 45. Самоцелостность: конфликтующее несоответствие^ гармоничная интеграция Ли 46. Сортировка «времени»-: прошлое/настоящее/будущее № 47. Ощущение «времени»: «во времени*/«сквозь время*; последовательная/случайная сортировка № 48. Доступ ко «времени»-: случайный/последовательный, № 49. Сила эго: неустойчивость/устойчивость № 50. Нравственные качества: слабое/сильное суперэго № 51. Каузативный тип: беспричинность; линейная, множественная, личностная, внешняя, магическая, корреляционная причинно-следственная связь Глава 3 «Ментальные» метапрограммы , Метапрограммы мышления, сортировки, восприятия (№ 1*12) Эти метапрограммы описывают преимущественно операцион
Ниже мы приводим краткое описание паттерна каждой метапрограммы и объясняем, с помощью каких вопросов или процессов ее моэкно «извлечь». На наших семинарах мы обычно посвящаем много времени примерам, демонстрациям и экспериментальной лабораторной работе, чтобы учащиеся могли приобрести навыки выявления" й использования метапрограмм. Здесь мы предлагаем модель с некоторыми практическими приложениями. Уф - № 1. Размер чанка: общий план/специфика; глобальность/детали; дедукция, индукция, абдукция № 2. Тип связи: присоединение/отсоединение; тождество/различие; согласие/несогласие № 3. Тип репрезентативной системы: визуальная/ аудиалъная/кинестетическая/аудиально-диги-тальная № 4. Стиль сбора информации: аптайм/даунтайм 84_______________________________ Часть II. Метапрограммы * № 5. Эпистемологический тип: сенсоры/интуити -висты № 6. Тип перцептивных категорий: полярности/ континуум № 7. Тип сценарного мышления: сценарий с лучшим случаем/худшим случаем; оптимисты/пессимисты № 8. Тип перцептивной устойчивости: проницаемость/непроницаемость № 9. Тип фокусировки: помехоустойчивые/непомехоустойчивые № 10. Философская направленность: почему/как; причины/процесс решения № 11. Тип структурирования реальности: аристотелевский/неаристотелевский (статичный/ процессуальный) № 12. Предпочитаемый канал коммуникации: вербальный (дигитальный)/невербаль-ный (аналоговый)/сбалансированный № i. Размер чанка/стиль рассуждений Общий план/специфика; глобальность/детали; дедукция, индукция, абдукция Концепт. Что касается размера «чанка» (блока) информации которым человек предпочитает оперировать в процессе мышления, коммуникации, научения и т. д., люди обычно придерживаются одной из двух генеральных линий, а третья играет менее заметную»! роль. Дедуктивные мыслители начинают с глобального и движут* ся вниз, индуктивные начинают с конкретных деталей и движутс^ вверх, а абдуктивные используют метафоры и аналогии и мыслям «отвлечённо». Извлечение. «Когда вы берете в руки книгу или думаете о предстоящих занятиях, на что вы обращаете внимание в первую очередь — на общую картину, книжную обложку или на конкретны^ данные относительно ее ценности?». «Если мы решим работать вместе над каким-то проектом* захотите ли вы сначала узнать, что мы будем делать в целом, или предпочтете услышать различные подробности?» . «Ментальные» метапрограммы___________________ 85 Описание 1. Некоторые люди предпочитают начинать с конкретной ин 2. Напротив, другие люди предпочитают начинать с общей кар Рассмотрим вертикальный континуум, который простирается от мельчайших деталей специфики к наивысшей и наиболее глобальной перспективе. Способность двигаться от конкретного к абстрактному характеризует научную форму интуиции. В этом случае человек производит укрупнение, переходя ко все более высоким уровням информации. Способность разукрупнять, опускаясь, к специфике, характеризует философскую форму интуиции. Она позволяет человеку использовать абстрактные концепты. Джеймс и Вудсмолл разработали схему, которая служит моделью для этого вертикального континуума и которую они назвали «иерархией идей» (James & Woodsmall, 1988). Мы адаптировали эту схему и назвали ее «Иерархией языка на шкале специфики и абстракции» (Рис. 3.1). 3. Бейтсон (Bateson, 1972,1979) описывает третий стиль, аб- 86____________________ Часть П. Метапрограммы^ дение «на стороне») посредством моделей окольного мышления — аналогий, метафор, историй и т. д. Говоря о латеральном, или отвлеченном, мышлении, отличающемся от восхождения (индукции^ и нисхождения (дедукции) на шкале абстракции/специфики, Бейт-# сон (Bateson, 1979) использовал термин абдукция для описания! случая, когда мы думаем о каком-то одном предмете посредством! размышления о чем-то ином. Он противопоставил абдукцию индукции и дедукции (или дополнил ею эти процессы). A6& имеет место, когда человек использует лозунги, притчи, образ! коаны, загадки, истории, метафоры, поэзию, мифы и т. д. для bi ражения абстракции нового, высшего уровня. При латеральш (абдуктивном) мьпилении мы движемся (концептуально) в сто-* рону и думаем о примерах. Мы можем также делать это до или» после укрупнения и разукрупнения. (Пример абдукции см, на рис. 3.1: «маркетинговые менеджеры — менеджеры — финансовые! менеджеры».) Идентификация 1. Глобальная сортировка/дедукция- Те, кто сортирует обобщен^ 2. Детальная сортировка/индукция. Те, кто сортирует, опираясь; 3. Латеральная сортировка/абдукция. Мы рассуждаем не толь ^Ментальные* метапрограммы 87> Рис* 3.1. Иерархия языка на шкале специфики и абстракции Часть II. Метапрограмм^ истории^ рассказа и т. д. (поэтического мышления). В этом случае S мы размышляем об одном предмете с точки зрения другого. Бейт- \ сон объясняет, что его творческая деятельность во многом обусловь лена его абдуктивным мьпилением. Джеймс и Вудсмолл подсчитали, что 15% людей функциони* руют исходя из специфики, 25% — исходя из специфики с добави лением определенной глобальности, а 60% — исходя из глобал$| ности Games & Woodsmall, 1988). Язык. Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопро-| са: «Что вам требуется в первую очередь, когда вы слышите нечто*! новое, —■ общая дсартина или детали?» Наличие множества робностей, деталей и перечней в речи человека обычно указыв на детальный стиль обработки. Если человек рассуждает в терми* нах общих принципов и концептов, вероятно, перед вами тот, кто: предпочитает глобальную сортировку. Знание того, как и на ка-! ком уровне человек обрабатывает информацию, может стать для нас хорошей подсказкой, как осуществить эффективную комму^ никацию с этим человеком. Йегер характеризует язык в верхнещ части шкалы как «метаслова» (Yeager, 1985, р. 153). Подстройка. Чтобы подстроиться и осуществить коммуникач! Если вы имеете дело с человеком, сортирующим посредством гештальтов, то, используя специфику, вы, скорее всего, быстро вызовете у него скуку и/или фрустрацию. Если вы предлагаете челсИ веку, сортирующему детально, общие понятия, то, вероятно, вызо-J вете у него недоверие и растерянность, поскольку ваша коммушй; кация будет для него слишком расплывчатой и нереалистичной;* Чтобы стать первоклассным коммуникатором, определите, где на шкале специфики/абстракции находится человек, и подавайте своя информацию на этом уровне. Данная модель и вопросы двух моделей НЛП (метамодели и Милтон-модели) предоставляют в наше распоряжение языковы<| паттерны для движения вверх и вниз по иерархическому конти-' нууму с учетом размера чанка. р/л ва 3. «Ментальные» метапрограммы Когнитивное искажение в РЭТ. Aral Стратегия научения Джима (она также является его «репрезентативным» козырем) состоит в том, что он предпочитает и часто использует определенную репрезентативную систему. Однако, будучи склонен к глобальной сортировке, он слишком быстро переходит к чрезмерному обобщению и использует слишком много расплывчатых слов, суще-ствительных^ которые не имеют референтов, глаголов, ярлыков и т. д., и поэтому приходит к неадекватным заключениям. В данном случае он сделал вывод: «Я не способен играть в команде. Я всегда буду неудачником. У меня все валится из рук!» Проблема, которая возникает в связи с чрезмерным использованием паттерна индуктивных рассуждений* заключается в том, что человек погружается в детали и теряет ориентацию. Первичные контексты. Данные паттерны могут порождаться моделирующими родительскими фигурами, которые демонстрировали либо глобальную, либо детальную сортировку; родительскими фигурами, которые злоупотребляли одним из этих стилей, так что ребенок стал ценить противоположный; травмирующим опытом с учителем или властной фигурой, которые заставляли ребенка смотреть на все в глобальном масштабе или выискивать детали. Самоанализ • Конкретизированная индуктивная сортировка/глобальная де • Латеральная сортировка или абдукция. • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: 2. Тип связи присоединение/отсоединение; тождество/различие; согласие/несогласие Концепт. Как правило, когда мы впервые сталкиваемся с новой информацией, мы обрабатываем ее одним из двух базовых способов. Мы можем выискивать либо то, что соответствует или S[0______________________ Часть II. Метапрограмм^ тождественно нашим существующим знаниям, либо то, что отлм- Извлечение. Спросите человека: «Какую связь вы прежде веет Идентификация. Как вы «управляете своим мозгом», когда впервые пытаетесь понять что-то новое? Выискиваете ли вы прежде всего схожие элементы и присоединяете новое к тому, что уже знач ете? Или в первую очередь стараетесь найти различия? Или сначала следуете одному паттерну, а затем сразу же переходите к дру-$ гому? 1. Сортировка на тождество. Люди, которые присоединяют* 2. Сортировка на различия. Те, кто отсоединяет, сначала заме Гцпй п 3. «Ментальные» метапрограммы для таких людей как музыка. Людей, которые осуществляют отсоединение в крайней форме, вдохновляют революционные изме-? нения. (Согласно оценкам, так сортирует 5-10% населения СЦ1 А.). Представьте себе человека, сортируюшл л) одни различия, который вступает в брак с тем, кто выискивает только тождества! 3. «Присоединение с исключением» относится к тем, кто снача 4. «Отсоединение с исключением» характеризует тех, кто сна 5. Сортировка на тождества и различия в равной мере. Харак Присоеди- Присоеди- Сбалансиро- Отсоединение Отсоединение Тождество Тождество •<— В равной —► Различия Различия с исключениями мере с исключениями Рис. 3.2. Сортировка на присоединение и отсоединение Язык. Люди, которые присоединяют, сообщат вам о схожести объектов. Они фокусируются на вещах, которые остаются стабильными. Те, кто отсоединяет, будут говорить о различии объектов. Вы услышите, как они произносят слова «новый», «измененный*» 92__________________________________ Часть П. Метапрограмм «иной» и «революционный». Люди, которые присоединяют Подстройка. Имея дело с теми, кто присоединяет, выделяйте области взаимного согласия, безопасности, которые желательно вам обоим, и игнорируйте различия, особенно на первых поразь Соприкасаясь с людьми, которые отсоединяют, подчеркивайте различия объектов, новизну, особенности, даже революционны© изменения. Говдрите о возможных приключениях и развитии1; С теми, кому в той ли иной мере присущи оба этих качества (любой из паттернов с исключениями), переходите в разговоре от соответствий к несоответствиям. Эмоции. В процессе общения мы часто обнаруживаем, что с теми, кто отсоединяет, трудно иметь дело. Это объясняется тем, что они мысленно опровергают все, что мы говорим! Их сознание постоянно находит контрпримеры нашим утверждениям. Когда вы предлагаете идею, совет, догадку, они мгновенно переключа! ются на противоположную репрезентацию и отвечают: «Да, но...», демонстрируя, почему идея не сработает или что она является" необоснованной. Если подобная реакция является постоянной, она может вызвать сильную фрустрацию! Поэтому предлагайте идею как нечто, что, вероятно, не сработает. Тогда они опровергнут это утверждение. Возрастает вероятность, что они назовут вам ряд причин, по которым она сработает! «У меня есть серьезные опасений в отношении того, сможем ли мы выполнить этот проект вовремя...» Полярность. Термин сортировщики относится к тем, кому присущи крайние паттерны отсоединения. Эти люди автоматически демонстрируют реакцию, противоположную той, что вы желаете. Когда такое случается, подыграйте их полярности конгруэнтно и искренне! В «Сказках дядюшки Римуса» Братец Кролик просит Братца Лиса не бросать его в терновый куст (на самом деле именно этого он и добивается). Язык. Когда вы предлагаете присоединяющим людям нечто новое, они обычно отвечают сравнением с чем-то подобным: «Не похоже ли это на...?» Они сначала схватывают подобия. Как правило, такие люди чувствуют себя вполне комфортно с теми или иными тенденциями, воспринимая в основном сходство, а не разли: ** „п Я «Ментальные» метапрограммы 93 JjtfWL^------ ■--------------------------------- *--------------------------------------------------------------------- я убеждая их, старайтесь попадать в их зону комфорта и под-еркивайте подобие вашего предложения тому, что им знакомо. Статистика. Большинство людей присоединяют, а не отсоединяют, что объясняет успех стандартизированных продаж в США. Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) говорят, что 5-10% людей используют тождество, 55-65% — тождество с исключениями, 20-25% — различия с исключениями и только 5-10% используют одни различия. Первичные контексты. Обусловлены родительскими фигурами, которые моделируют присоединение или отсоединение» Если родительские фигуры злоупотребляют одним из стилей, ребенок может приучиться ценить противоположный. Травматический опыт с родителем, учителем или властной фигурой, которые категорически запрещали ребенку выражать свое несогласие, может вызвать у ребенка страх перед отсоединением или, напротив, обусловить его решение всегда не соглашаться! Самоанализ • Тождество, присоединение/различия, отсоединение Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: № 3. Тип репрезентативной системы Вщ^(тъная/аудиалышя/кинестетг4ческая/аудиа71ъно-дигиталъная Концепт. Мозг «думает» или продуцирует «мысли» посредством процесса ре-презентации сенсорных данных, которые мы Срабатываем с помощью наших внешних органов чувств. Таким °бразом мы «видим» образы и картины; «слышим» звуки, шум, мУзыку, слова; «ощущаем» чувства, движения и т. д. НЛП назы: вает эти сенсорные системы ввода и обработки информации реп-Р^ептативными системами. Они представляют собой существен-' Ь1е компоненты нашего «мышления». Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975) также подмети- и> что у каждого человека обычно формируется «наиболее пред- Часть Я. Метапрограмм^ почитаемая» репрезентативная система, которую он использует^ своем «мышлении» чаще всего. Так, некоторые люди чаще оперируют в визуальной системе, другие — в аудиалыюй системе, третьи — в кинестетической, а еще кто-то — в аудиалъно-дигитакь^ пой (языковой). (Увлечение чтением, высшее образование и т. д^ могут побуждать человека все в большей и большей степени жить в «мире слов».) После того как Бэндлер и Гриндер обозначили сен» сорный канал, на который человек полагается в первую очередь, как его наиболее предпочитаемую репрезентативную систему, они определили ту систему, которую человек использует чаще всего для доступа к хранимым данным, как ведущую систему. Эти cms темы часто различаются. В результате человек может видеть некую сцену и припоминать ее визуально (ведущая система), но не осознавать, что он использует этот процесс, а испытывать только5 некое ощущение (то есть использовать свою кинестетическую репрезентативную систему). Извлечение* «Когда вы думаете о чем-то или изучаете что-то новое, какой сенсорный канал вы предпочитаете использовать?», «Какой канал вы задействуете чаще всего?» Идентификация. Мы можем обнаружить данный паттерн обработки информации двумя основными способами: 1) прислушиваясь к предикатам (глаголам, наречиям, прилагательным),,ко? торые употребляет человек, и 2) оценивая паттерны глазного до? ступа. Мы можем прислушиваться к предикатам, относящимся к визуальной, аудиалыюй и/или кинестетической системам. Мы также можем следить за сканирующими движениями глаз чело? века: движение глаз вверх обычно указывает на визуальный до? ступj движение вниз и вправо — на кинестетический,,горизонталь* ное движение глаз на одном уровне, а также вниз, и влево — на аудиальный (см. Приложение III). 1. Визуальная репрезентативная система. Люди, которые обрабатывают и организуют свой мир визуально, обычно сидят прямо» поднимают глаза вверх при визуализации, дышат верхней частью грудной клетки, говорят на высоких тонах, быстро передвигаются и используют визуальные предикаты (вижу, представляю, ясноа картина и т. д.). Визуалы смотрят на собеседника и хотят, чтобы тот смотрел на них во время разговора. Что касается телесной комплекции, то многие визуалы выглядят худыми и поджарыми. Те, кто сортирует визуально, как правило, нуждаются в «пространстве», которое они могут видеть. Поэтому при коммуникаЛ 3. «Ментальные* метапрограммы ции с ними отступайте назад, оставляя им место для наблюдения. 2. Аудиалъная репрезентативная система. Люди, которые об 3. Кинестетическая репрезентативная система. Люди, которые
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|