Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метапрограммы в проявлении эмоций и соматизации (№ 13-19)




В этой главе мы сосредоточимся на метапрограммах другого ряда — на тех, которые описывают, каким образом наши когнитив­ные (или ментальные) процессы запускают эмоции, формируя «эмоциональные» состояния сознания. Данные паттерны опера­ционной системы влияют на способы, какими мы направляем вни­мание, получаем, обрабатываем и продуцируем информацию, что, в свою очередь, отражается на наших «эмоциях».

«Эмоции» отличаются от чисто телесных ощущений (нашей кинестетики) тем, что они предполагают определенную когнитив­ную оценку или суждение. На чисто чувственном уровне (К+или~) страх, гнев, волнение, вожделение, радость и т. д, во многом связа­ны с тем же самым видом физиологического возбуждения, биохи­мическими «соками», нейротрансмиттерами и неврологией. Од­нако «эмоции» характеризуются тем, что они содержат в себе оценки.

Таким образом, «эмоции» (метакинестетика, Кт) обусловле­ны оценочным процессом и включают его. «Позитивные» эмоции связаны с ощущением, что наши ценности подтверждаются, а «негативные» — с ощущением, что они умаляются, попираются и отрицаются. *

• Здесь мы полностью соглашаемся с представлением, которое выразил Кожибски (Korzybski, 1941/1994), когда писал через де­фис такие понятия, как «мышление-эмоция», «мысле-чувства», «нейро-лингвистика» и т. д. «Сознание» и «тело» не функциони­руют и не могут функционировать обособленно. Подобный эле-^ентализм наносит на карту противоречащее фактам подобие не-Рвной системы человека. В то же время наличие между ними свя-Зи предполагает обработку информации в коре головного мозга


122______________________________ Часть II. Метапрог рамму

(и в других отделах) и соматизацию этих оценок по всему орга­низму.

/Элементализм — термин общей семантики —указыва­ет на то, что холистический феномен, например мыщ-ление-эмоции, рассматривается как состоящий из обо-собленных частей или элементов. «Противоречащий фактам» указывает в общей семантике на результат картирования. Ментальная илилингвистическая карта неточно изображает какую-то особенность.]

Тем самым* в нашем «мышлении» всегда присутствуют теле­
сные ощущения и неврология, а в «эмоциях» — «мышление» как
осознание, понимание, идеи, концепты и т. д. Всегда и неизбежно
мы имеем и можем иметь только мысли-и-эмоции сознания-тем.
Когда превалирует когнитивный аспект, мы имеем лшслм-эмоций,
а когда доминирует соматическая, чувственная, неврологическая
часть — мысли-амоцгш. : ^

Эллис выразил холистическое представление о сознании-тейе так:

Человеческое мышление и эмоции — это не совершенно разные процессы, временами они в значительной степе­ни накладываются друг на друга. Эмоции почти всегда проистекают из идей, мыслей, установок, убеждены^., имогут быть коренным образом изменены, еслимодифи-цировать мыслительные процессы, которые их порож­дают (Ellis, 1976).

То есть поскольку человек мыслит, постольку он проявляет эмо­ции. И когда человек вносит изменения в свое мышление, меня­ются и его эмоции. Именно так можно описать когнитивно-пове­денческий механизм психотерапевтического изменения.

№ 13. Стиль эмоционального совладения, или пат­терн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность

№ 14. Система отсчета или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим

№ 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мышление

№ 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлек­сивная/активная


г-яд 4. «Эмоциональные» метапрограммы__________________ 123

№ 17. Убедительность или правдоподобие: выгля­дит, звучит, ощущается правильно; придает смысл

№ 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленность/диффузность

№ 19. Эмоциональная интенсивность/насыщен­ность: скудость/изобилие

*

№13» Стиль эмоционального совладению, или паттерн реакций на стресс

Лассивность/агрессия/уверенностъ

Концепт. Данный тип сортировки относится прежде всего к «стрессу», независимо от того, принимает ли тот форму угрозы и опасности (хронической или разовой) или форму перегрузки (хронической или разовой). Как человек осмысляет и/или сорти­рует подобные стрессоры? Идет ли он навстречу им, чтобы ока­зать сопротивление и «принять вызов», или отступает, избегая их?

Синдром «бей/беги», или синдром общего возбуждения, опи­сывает неврологический процесс, о котором сигнализирует созна­тельный ум (посылая сообщения об «опасности» или «перегруз­ке»), но которым управляет исключительно «бессознательный» ум (автономная нервная система). Именно он подготавливает физиологию и неврологию к принятию энергетического состоя­ния высокого уровня для нападения или бегства. В случае неодно­кратного опыта «нападения/бегства», травмы, дистресса и т. д. мы можем научиться «отключать их» от сознания. Люди, у которых подобный стиль поведения становится «ведущей программой» при формировании реакции, оказываются в диссоциированном состо­янии, и если это происходит слишком часто, то может вызвать дис­социированные расстройства личности (см. № 15 — Ассоцииро­ванное/диссоциированное состояние).

Извлечение. «Когда вы чувствуете, что вам что-то угрожает или бросает вызов... реагируете ли вы немедленно на эмоциональ­ном уровне, желая отступить или броситься в атаку?» Предложи­те человеку привести вам несколько конкретных примеров, когда Он попадал в ситуацию сильного стресса. Какую реакцию на стресс ВЬ1 обнаруживаете: «наступательную» или «оборонительную»?

Идентификация. Наступательная и оборонительная реакции МоЦионального совладания обусловлены синдромом «бей/беги»,


124______________________________ Часть II. Метапрог

встроенным в саму нашу неврологию. Рассмотрите эти проявле­ния синдрома общего возбуждения на континууме, простираю** щемся от одной крайности (пассивность) до другой (агрессия^ Рассмотрите также, как человек реагирует в различных облас­тях жизни: работа/карьера, семья, взаимоотношения, увлечения, спорт и т. д.

1. Те, кто реагирует агрессивно, идут навстречу своим стреФ
сором.
В большинстве случаев им даже нравятся трудности, стресД
давление и приключения. Присмотритесь к автоматической и мгно­
венной реакции, выражающейся в желании принять вызов или
преодолеть стресс. Когда человек злоупотребляет подобной реак­
цией или проявляет ее, не раздумывая, он может стать вспыльчи­
вым, опасным и неуправляемым. В крайних случаях (на высоких
уровнях) он может применять тактику запугивания, угрожа;гь
людям и манипулировать ими. ш

2. Реагирующие пассивно, напротив, вечно пытаются избежать
стрессов, конфронтации, угроз и опасностей. Более всего они хо­
тят установить мир, создать гармонию и сделать так, чтобы всем
было приятно и хорошо (заискивающий тип в классификаций
Сатир,.№ 31). Если человек заходит в подобном стремлении слиш­
ком далеко, он становится услужливым угодником, «половой трдц-
кой», подкрепляя тем самым наступательные реакции других людцй
(то, что мы обычно называем «совместной зависимостью»).

....;- Оба стиля реагирования действуют как функция стресса и от­сутствия безопасности. Сообщения, сигнализирующие мозгу об «опасности» или «перегрузке»,,активизируют автономную нервную систему, продуцирующую реакцию «бей/беги». Исследуя длитель­ные близкие отношения, мы обнаружили, что, возможно, до 90% браков основаны на противоположностях. Это приводит к выво­ду, что мы обычно высоко ценим поведенческие черты противо­положного стиля и хотим вступить в брак с человеком, который ими обладает.

3. В средней части этого континуума мы находим гармоничнре
качество уверенности. В этом случае человек научился отказываться
от наступления или бегства и понял, как справляться с внутрен­
ним ощущением стресса, размышляя над стрессом и обсуждая его,
а не изживая его в действии. Мы будем по-прежнему испытывать
побуждение либо напасть, либо спастись бегством, но будем кон­
тролировать это побуждение (или управлять им), а не поддавать­
ся ему. Соответственно, мы можем сохранить достаточное присут*


п,пяа 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 125

ствие духа для того, чтобы обдумать и обсудить возникший стресс, '— качество, присущее эмоционально здоровому человеку.

Подстройка. При подстройке под агрессивно реагирующего че­ловека и коммуникации с ним возьмите какую-то его идею и «по­состязайтесь» с ней. Исследуйте ее, задайте вопросы о ней — пусть человек присоединит ее к будущему. Человек с наступательным стилем захочет, чтобы вы возразили ему, обсудили его идею, пред­ложили свои. Такие люди ценят прямоту, откровенность, конф­ронтацию и т. д. Поэтому подкрепляйте эти их качества.

Чтобы подстроиться под пассивно реагирующего человека и осу­ществить коммуникацию с ним, выслушайте его идеи вниматель­но и полностью, не прерывая его. Давайте ему вербальные и не­вербальные знаки, показывающие: «Говорите дальше. То, что вы хотите сообщить, вызывает у меня большой интерес. Я хочу по­нять вас и вашу точку зрения». Не возражайте прямо или энер­гично. Скажите о том, насколько важно достижение гармонии, мира, так чтобы всем было приятно и хорошо.

Язык. Агрессивно реагирующие люди, как правило, исполь­зуют модальные операторы возможности, а пассивно реагирую­щие — операторы необходимости. Люди с наступательным сти­лем («движение к») думают и говорят с точки зрения возможно­стей, идей и надежд. Они сосредоточены на том, чего они хотят. Люди, которые чаще отступают («движение от»), обычно дума­ют и говорят больше с точки зрения того, чего они хотят избе­жать, и о законах, правилах, протоколах и необходимых вещах, которые, как им кажется, давят на них («следует», «нужно», «при­ходится»).

Эмоции. Стрессовые реакции нападения/бегства также связаны с тем, ассоциированы или диссоциированы мы эмоционально. Реакции нападения/бегства, переживаемые при эмоциональной ассоциации, проявляются открытым и явным образом. Мы уви-Дим изменение дыхания, цвета кожи, расширение зрачков и т. д. Когда мы наблюдаем диссоциированную реакцию нападения/бегст­ва на сильный стресс, человек кажется холодным и бесчувствен­ным, неэмоциональным, безучастным и не имеющим доступа к Своей кинестетике. Такой человек может использовать «расчет­ливый модус» (№ 31). Если человек застрянет в этом модусе, он "Удет постоянно избегать осознания и выражения эмоций.

Уверенный человек может также осуществить переход к расчет-йвому модусу и диссоциации. Отличие здесь будет в имеющей-


J26______________________________ Часть II. Метапрог рамм^

ся у него возможности выбора. Когда вы спрашиваете такого человека о состоянии стресса, он может задействовать кинестети-ку, а затем сделать выбор в пользу диссоциации.

Первичные контексты. Данная метапрограмма действует пре­имущественно неврологически — в терминах чувствительности нервной системы к стрессу. Ни об одном человеке нельзя ска­зать, что он пассивный или агрессивный. Каждый из нас функ-* ционирует в пассивно-агрессивной или агрессивно-пассивной манере. Физиологическая чувствительность нервной системы^ тех, кто обычно избегает стресса, конфликта, дистресса и т. д., может иметь тоньше настроенный и более восприимчивый на­бор сенсорных рецепторов, тогда как у тех, кто идет навстречу таковым, сенсорное воздействие становится значимым намного позже; В развитии этих стилей играют роль подражание значи­мым людям и идентификация с ними. Травматический опыт, ко­торый вызывает состояния стресса, может повторяться и стать настолько хроническим, что человек окажется на одном из по­люсов континуума пассивности-агрессии. Я (ББ) заметил, что клиенты, которые борются с тем, что им кажется «неконтроли*1 руемым гневом», неизбежно сталкивались в прошлом с жесткий обращением в той или иной форме. И чаще оно имело место в период запечатления, то есть в течение первых семи лет жизни, хотя я также встречал тех, кто усвоил его в годы моделирован^!. (8^-13 лет) или социализации (13-17 лет). Детский опыт разре* шения и/или запрета в отношении гнева и страха может влиять на человека, в результате чего он оказывается на той или иной стороне данного континуума.

Самоанализ

• Пассивный/агрессивный
Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:•■*»
уровень ДА/НЕТ


4. «Эмощитальны е» ме тапрограммы____________ 1 27

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...