Метапрограммы в проявлении эмоций и соматизации (№ 13-19)
В этой главе мы сосредоточимся на метапрограммах другого ряда — на тех, которые описывают, каким образом наши когнитивные (или ментальные) процессы запускают эмоции, формируя «эмоциональные» состояния сознания. Данные паттерны операционной системы влияют на способы, какими мы направляем внимание, получаем, обрабатываем и продуцируем информацию, что, в свою очередь, отражается на наших «эмоциях». «Эмоции» отличаются от чисто телесных ощущений (нашей кинестетики) тем, что они предполагают определенную когнитивную оценку или суждение. На чисто чувственном уровне (К+или~) страх, гнев, волнение, вожделение, радость и т. д, во многом связаны с тем же самым видом физиологического возбуждения, биохимическими «соками», нейротрансмиттерами и неврологией. Однако «эмоции» характеризуются тем, что они содержат в себе оценки. Таким образом, «эмоции» (метакинестетика, Кт) обусловлены оценочным процессом и включают его. «Позитивные» эмоции связаны с ощущением, что наши ценности подтверждаются, а «негативные» — с ощущением, что они умаляются, попираются и отрицаются. * • Здесь мы полностью соглашаемся с представлением, которое выразил Кожибски (Korzybski, 1941/1994), когда писал через дефис такие понятия, как «мышление-эмоция», «мысле-чувства», «нейро-лингвистика» и т. д. «Сознание» и «тело» не функционируют и не могут функционировать обособленно. Подобный эле-^ентализм наносит на карту противоречащее фактам подобие не-Рвной системы человека. В то же время наличие между ними свя-Зи предполагает обработку информации в коре головного мозга 122______________________________ Часть II. Метапрог рамму (и в других отделах) и соматизацию этих оценок по всему организму.
/Элементализм — термин общей семантики —указывает на то, что холистический феномен, например мыщ-ление-эмоции, рассматривается как состоящий из обо-собленных частей или элементов. «Противоречащий фактам» указывает в общей семантике на результат картирования. Ментальная илилингвистическая карта неточно изображает какую-то особенность.] Тем самым* в нашем «мышлении» всегда присутствуют теле Эллис выразил холистическое представление о сознании-тейе так: Человеческое мышление и эмоции — это не совершенно разные процессы, временами они в значительной степени накладываются друг на друга. Эмоции почти всегда проистекают из идей, мыслей, установок, убеждены^., имогут быть коренным образом изменены, еслимодифи-цировать мыслительные процессы, которые их порождают (Ellis, 1976). То есть поскольку человек мыслит, постольку он проявляет эмоции. И когда человек вносит изменения в свое мышление, меняются и его эмоции. Именно так можно описать когнитивно-поведенческий механизм психотерапевтического изменения. № 13. Стиль эмоционального совладения, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность № 14. Система отсчета или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим № 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоциированное;чувства/мышление № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлексивная/активная г-яд 4. «Эмоциональные» метапрограммы__________________ 123 № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл
№ 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленность/диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие * №13» Стиль эмоционального совладению, или паттерн реакций на стресс Лассивность/агрессия/уверенностъ Концепт. Данный тип сортировки относится прежде всего к «стрессу», независимо от того, принимает ли тот форму угрозы и опасности (хронической или разовой) или форму перегрузки (хронической или разовой). Как человек осмысляет и/или сортирует подобные стрессоры? Идет ли он навстречу им, чтобы оказать сопротивление и «принять вызов», или отступает, избегая их? Синдром «бей/беги», или синдром общего возбуждения, описывает неврологический процесс, о котором сигнализирует сознательный ум (посылая сообщения об «опасности» или «перегрузке»), но которым управляет исключительно «бессознательный» ум (автономная нервная система). Именно он подготавливает физиологию и неврологию к принятию энергетического состояния высокого уровня для нападения или бегства. В случае неоднократного опыта «нападения/бегства», травмы, дистресса и т. д. мы можем научиться «отключать их» от сознания. Люди, у которых подобный стиль поведения становится «ведущей программой» при формировании реакции, оказываются в диссоциированном состоянии, и если это происходит слишком часто, то может вызвать диссоциированные расстройства личности (см. № 15 — Ассоциированное/диссоциированное состояние). Извлечение. «Когда вы чувствуете, что вам что-то угрожает или бросает вызов... реагируете ли вы немедленно на эмоциональном уровне, желая отступить или броситься в атаку?» Предложите человеку привести вам несколько конкретных примеров, когда Он попадал в ситуацию сильного стресса. Какую реакцию на стресс ВЬ1 обнаруживаете: «наступательную» или «оборонительную»? Идентификация. Наступательная и оборонительная реакции МоЦионального совладания обусловлены синдромом «бей/беги», 124______________________________ Часть II. Метапрог встроенным в саму нашу неврологию. Рассмотрите эти проявления синдрома общего возбуждения на континууме, простираю** щемся от одной крайности (пассивность) до другой (агрессия^ Рассмотрите также, как человек реагирует в различных областях жизни: работа/карьера, семья, взаимоотношения, увлечения, спорт и т. д.
1. Те, кто реагирует агрессивно, идут навстречу своим стреФ 2. Реагирующие пассивно, напротив, вечно пытаются избежать ....;- Оба стиля реагирования действуют как функция стресса и отсутствия безопасности. Сообщения, сигнализирующие мозгу об «опасности» или «перегрузке»,,активизируют автономную нервную систему, продуцирующую реакцию «бей/беги». Исследуя длительные близкие отношения, мы обнаружили, что, возможно, до 90% браков основаны на противоположностях. Это приводит к выводу, что мы обычно высоко ценим поведенческие черты противоположного стиля и хотим вступить в брак с человеком, который ими обладает. 3. В средней части этого континуума мы находим гармоничнре
п,пяа 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 125 ствие духа для того, чтобы обдумать и обсудить возникший стресс, '— качество, присущее эмоционально здоровому человеку. Подстройка. При подстройке под агрессивно реагирующего человека и коммуникации с ним возьмите какую-то его идею и «посостязайтесь» с ней. Исследуйте ее, задайте вопросы о ней — пусть человек присоединит ее к будущему. Человек с наступательным стилем захочет, чтобы вы возразили ему, обсудили его идею, предложили свои. Такие люди ценят прямоту, откровенность, конфронтацию и т. д. Поэтому подкрепляйте эти их качества. Чтобы подстроиться под пассивно реагирующего человека и осуществить коммуникацию с ним, выслушайте его идеи внимательно и полностью, не прерывая его. Давайте ему вербальные и невербальные знаки, показывающие: «Говорите дальше. То, что вы хотите сообщить, вызывает у меня большой интерес. Я хочу понять вас и вашу точку зрения». Не возражайте прямо или энергично. Скажите о том, насколько важно достижение гармонии, мира, так чтобы всем было приятно и хорошо. Язык. Агрессивно реагирующие люди, как правило, используют модальные операторы возможности, а пассивно реагирующие — операторы необходимости. Люди с наступательным стилем («движение к») думают и говорят с точки зрения возможностей, идей и надежд. Они сосредоточены на том, чего они хотят. Люди, которые чаще отступают («движение от»), обычно думают и говорят больше с точки зрения того, чего они хотят избежать, и о законах, правилах, протоколах и необходимых вещах, которые, как им кажется, давят на них («следует», «нужно», «приходится»). Эмоции. Стрессовые реакции нападения/бегства также связаны с тем, ассоциированы или диссоциированы мы эмоционально. Реакции нападения/бегства, переживаемые при эмоциональной ассоциации, проявляются открытым и явным образом. Мы уви-Дим изменение дыхания, цвета кожи, расширение зрачков и т. д. Когда мы наблюдаем диссоциированную реакцию нападения/бегства на сильный стресс, человек кажется холодным и бесчувственным, неэмоциональным, безучастным и не имеющим доступа к Своей кинестетике. Такой человек может использовать «расчетливый модус» (№ 31). Если человек застрянет в этом модусе, он "Удет постоянно избегать осознания и выражения эмоций. Уверенный человек может также осуществить переход к расчет-йвому модусу и диссоциации. Отличие здесь будет в имеющей- J26______________________________ Часть II. Метапрог рамм^ ся у него возможности выбора. Когда вы спрашиваете такого человека о состоянии стресса, он может задействовать кинестети-ку, а затем сделать выбор в пользу диссоциации.
Первичные контексты. Данная метапрограмма действует преимущественно неврологически — в терминах чувствительности нервной системы к стрессу. Ни об одном человеке нельзя сказать, что он пассивный или агрессивный. Каждый из нас функ-* ционирует в пассивно-агрессивной или агрессивно-пассивной манере. Физиологическая чувствительность нервной системы^ тех, кто обычно избегает стресса, конфликта, дистресса и т. д., может иметь тоньше настроенный и более восприимчивый набор сенсорных рецепторов, тогда как у тех, кто идет навстречу таковым, сенсорное воздействие становится значимым намного позже; В развитии этих стилей играют роль подражание значимым людям и идентификация с ними. Травматический опыт, который вызывает состояния стресса, может повторяться и стать настолько хроническим, что человек окажется на одном из полюсов континуума пассивности-агрессии. Я (ББ) заметил, что клиенты, которые борются с тем, что им кажется «неконтроли*1 руемым гневом», неизбежно сталкивались в прошлом с жесткий обращением в той или иной форме. И чаще оно имело место в период запечатления, то есть в течение первых семи лет жизни, хотя я также встречал тех, кто усвоил его в годы моделирован^!. (8^-13 лет) или социализации (13-17 лет). Детский опыт разре* шения и/или запрета в отношении гнева и страха может влиять на человека, в результате чего он оказывается на той или иной стороне данного континуума. Самоанализ • Пассивный/агрессивный • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:•■*» 4. «Эмощитальны е» ме тапрограммы____________ 1 27
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|