Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система отсчета или авторитет




^утренняя/внешняя; отнесение к себе/ отнесение к другим,

Концепт. Нам присущи два фундаментальных способа оцен­ки человека, ситуации, опыта или идеи. Мы можем оценивать их исходя из нашей собственной системы отсчета (внутренней спо-соб) или исходя из чего-то находящегося вне нас (внешний спо­соб). Данная метапрограмма определяет, как мы позиционируем яяйа.локус суждения, то есть где находится основание нашего суж­дения, когда мы совершаем те или иные действия или выносим оценку, —т внутри или вне нас. Кого (или что) мы используем в качестве точки отсчета?

Извлечение. «На что вы прежде всего направляете свое вни-г мание или ориентируетесь — на себя или на других (или нечто внешнее по отношению к вам)?», «На чем вы основываете свое мнение?»

Идентификация

1. Отнесение к себе. Те, кто действует внутренне/интерналъ-
по,
оценивают происходящее на основании того, что они считают
уместным. Они сами себе мотивируют и сами принимают реше­
ния. Они делают выбор и обосновывают собственные действия и
результаты. Они могут получать информацию от других, но все­
гда принимают решение самостоятельно. То есть они живут «из­
нутри» (отметьте сходство с № 4). Для таких людей точкой отсче­
та являются они сами, поэтому они способны принимать реше­
ния самостоятельно и обладают внутренним знанием того, что они
чувствуют, ценят, хотят, в чем нуждаются и во что верят.

2. Отнесение к другим. Те, кто действует впешне/экстерналь-
но,
оценивают происходящее на основании того, что думают дру-
ые.
Они обращаются к другим людям за руководством, мотива­
цией и решениями. Они ощущают более сильную потребность в об­
ратной связи в отношении своих решений и результатов и могут
испытывать растерянность при отсутствии руководства и обрат­
ной связи со стороны других. Они живут «извне» и часто выбира-
Ют стиль, состоящий в «угождении людям». Некоторые чувствуют
Сеоя настолько зависимыми от других, что живут, ориентируясь
исключительно на чьи-то ценности и убеждения. У этих людей точ­
ка отсчета находится вовне, поэтому они нуждаются в обратной


128______________________________ Часть II. Метапрограмм у

связи и информации от других, чтобы определиться в своих зна­ниях, представлениях, желаниях, убеждениях, чувствах и ценностях;

Язык. Один из лингвистических ключей, к которому стоит прислушаться, предполагает использование слова «вы» людьми с внешней ориентацией, когда они говорят о себе. Люди с внут­ренней ориентацией употребляют личное местоимение «я» бо­лее свободно.

Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопроса: «Как вы определяете, что приняли верное решение, действовали пра­вильно, хорошо выполнили работу или выбрали наиболее подхо­дящий банк (автомобиль и т. д.)?», «Когда вам требуется принят! решение, как вы обычно это делаете?», «Какого рода информация вам нужна для принятия решений?» Посмотрите, скажет ли вам человек, что он принимает решение сам или что он получает ин­формацию из какого-то внешнего источника. Вот превосходнй] дополнительный вопрос: «Вы черпаете все знания изнутри или кто-то должен вам подсказать?»

Люди с внутренней ориентацией скажут: «Я просто знаю. Я чувст­вую это. Это кажется правильным». Люди с внешней ориентацй-ей ответят примерно так: «Мой шеф говорит мне. Я сверяюсь с цифрами...» Те, кто исходит из собственного внутреннего состоя­ния, будут говорить о своих ценностях, убеждениях и представде^ ниях. Они будут излагать свое мнение уверенно и прямо. Те, кто исходит из какого-то внешнего источника, будут говорить об уми­ротворении и ублажении других.

Подстройка. При подстройке и коммуникации с людьми, ори­ентирующимися на себя, подчеркните, что они обладают внутрен­ним знанием. «Решение должны принять вы — оно принадлежит вам», «А как считаете вы?» Помогите человеку внести ясность в свои мысли. В случае внешней ориентации сделайте упор на то, что думают другие. Приведите статистику, факты и свидетельства значимых людей. «Большинство людей считают это изделие (эту услугу) очень полезным».

Люди, которые ориентируются на себя, используют свою внут­реннюю систему отсчета. Чтобы решить, например, какую им ку­пить стереосистему, они идентифицируют при этом свои личные склонности. Те, кто ориентируется на других и использует вне­шнюю систему отсчета, беспокоятся о склонностях других людф и информации из других источников (СМИ, отзывы покупателей, реклама). Сложнее распознать паттерн людей, которые исполь-


4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 129

зуют внутреннюю систему с внешней проверкой или внешнюю си­стему с внутренней проверкой.

Эмоции. У тех, кто ориентируется на себя, также преобладает независимое мышление, и им не нужно мнение других людей в ка­честве подтверждения. Они доверяют собственным представле­ниям, ценностям, убеждениям, желаниям, вкусам и т. д. Соответ­ственно, у них формируются эмоции независимости, автономии, уверенности, ясности, самомотивации, проактивности. Те, кто ори­ентируется на других, чувствуют себя менее уверенно и ищут под­тверждения со стороны. Как правило, они ценят четкие указа­ния, награды, обратную связь, признание и т. д. Кроме того, они охотнее действуют в качестве командного игрока, получая удоволь­ствие от этой роли.

Статистика. Люди с внутренней ориентацией часто становят­ся предпринимателями, лидерами и первооткрывателями. Они про­кладывают новые пути. Руководство этими людьми, которым при­суще саморегулирование, предполагает прозрачную коммуника­цию в отношении целей, процедур или критериев, а затем предоставление им свободы действий. Они не любят плотной опеки В областях, где решающую роль играет внешний контроль, люди с внешней ориентацией оказываются в более благоприятных ус­ловиях ввиду их «программы» «идти вовне» для получения фак­тов и цифр. Руководить тем, кто использует внешнюю систему отсчета, намного легче. Такие люди обычно готовы и склонны по­лучать обратную связь и информацию из внешнего источника. Но они также больше нуждаются в похвале, подтверждении и одоб­рении.

Зрелость. Процесс созревания начинается с младенчества и дет­ства, когда мы используем исключительно внешнюю систему от­счета — ориентируясь на наших родителей. Подрастая, мы все боль­ше и больше развиваем внутреннюю систему отсчета, проникаясь Все большей уверенностью в своих мыслях, ценностях, убеждени­ях, навыках, вкусах и т. д. Большинство моделей личности рас­сматривают ментально и эмоционально здорового человека как все более склоняющегося к внутренней ориентации без потери способности прибегать к внешней ориентации, когда это необхо­димо.

Первичные контексты. Моделирование и идентификация с ран­ними моделями способствует либо разрешению, либо запретам. Ровни вознаграждения одного или другого стиля — отнесения к


130 Часть II. Mentani

себе или к другим. Культурные нормы на Западе, как правило^; побуждают и обусловливают женщин практиковать внешнюю, ориентацию, а мужчин — внутреннюю. Мак-Коннелл приводит данные исследования региональных контекстов (сравнение севе­ра США с югом), где указывается на преобладание интернализу* ющих людей над экстернализующими (McConnell, 1977, pp. 298-302).

Самоанализ

• Отнесение к другим/отнесение к себе (внешняя/внутренняя!
система отсчета)

• Сбалансированность внешней и внутренней ориентации

• Внешняя ориентация, проверяемая внутренней

• Внутренняя ориентация, проверяемая внешней

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

• В случае внешней ориентации:
ориентация на кого или на что?
Референтный человек или группа?

№ IS* Тип эмоционального состояния

Ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление

Концепт. Мы можем обрабатывать данные одним из двух способов — ассоциированно или диссоциированно. При диссо­циации мы осмысляем и обрабатываем данные, сохраняя неко­торую «психологическую дистанцию» от эмоционального воз­действия материала. При диссоциированной репрезентации мы скорее видим свой более молодой образ, чем смотрим на про­исходящее собственными глазами. Мы видим, слышим, обоня­ем и ощущаем репрезентации, как будто они находятся «вот там». Мы вышли из образа, чтобы можно было поразмышлять «о» про­исходящем.


4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 13_1

При ассоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, спол­на переживая их эмоциональное воздействие. Когда мы создаем ассоциированную репрезентацию, мы видим то, что увидели бы, если бы «вошли» в кинофильм. И, соответственно, мы слышим то, что услышали бы, если бы действительно были на месте собы­тий; мы обоняем, ощущаем на вкус и осязаем объекты как непос­редственно присутствующие. «Входя» в картину, мы начинаем мыслить «в» происходящем.

Извлечение. «Вспомните какую-нибудь рабочую ситуацию, ко­торая некогда причинила вам беспокойство...*, «На ваш взгляд, какое переживание, связанное с работой, доставило вам наиболь­шее удовольствие или радость...?», «Когда вы принимаете реше­ние, то опираетесь скорее на рассудок и логику, личные ценности или на что-то иное?»

Идентификация и проявление эмоций. Наблюдая ключи глаз­ного доступа, обратите внимание, осуществляет ли человек кинесте­тическую обработку (см. Приложение III). Если он получил до­ступ к кинестетической модальности и остается в ней, вы можете предположить, что он находится в ассоциированном состоянии. Если он получил доступ к кинестетическому осознанию, но не остается в нем, предположите диссоциацию.

1. Диссоциация. Чтобы идентифицировать диссоциацию, обра­
тите внимание на эмоциональный аффект человека — он будет
слабым, притуплённым или мягким. Человек использует комму­
никативную категорию Сатир «расчетливый» (№ 31). Он будет
говорить о переживании, а не из него. Человек будет действовать
исходя скорее из рассудка и логики, чем из эмоций. Это соответ­
ствует описанной Уильямом Джемсом категории «практического
ума» (James, 1890), тогда как ассоциированное состояние соответ­
ствует его категории «чувствительного ума».

2. Ассоциация. При ассоциированных репрезентациях мы бу­
дем испытывать (или воспроизводить чувства) из полновесного
телесного состояния, как бы снова переживая образы, звуки и
ощущения. Данное состояние может варьироваться от очень лег­
кого и слабого до крайнего и избыточного. Чем интенсивнее эмо­
циональная ассоциация, тем больше изменений произойдет с цветом
кожи, дыханием, мышечным напряжением и всеми остальными
физиологическими признаками.

3. Выбранный баланс. Хотя всем нам присущи излюбленные
способы восприятия данных (ассоциированно или диссоциирован-
Но), человек может замкнуться либо в одном, либо в другом со-


132______________________________________ Часть II. Метапрог рамму

стоянии, утратив ту гибкость сознания, которая позволяет ассо­циироваться или не ассоциироваться по своему выбору.

Подстройка и язык. Используйте язык ассоциации, если вы хотите подстроиться под кого-то, уже находящегося «там», и язык диссоциации в случае человека, психологически не проникшего^ ся переживанием.

Примерно 50% населения США составляют люди, которые ори­ентируют себя преимущественно в одном состоянии: ассоциативной! и диссоциативном. Что касается тендерных данных, то среди жен­щин мышление или диссоциацию используют 45% в сравнении с 50% среди мужчин. Уровень объективности обусловлен исполь­зованием данного стиля, а зачастую и принятием третьей перцеп­тивной позиции, или метапозиции.

Мыслительный стиль диссоциации обусловливает теоретиче­скую ориентацию, скептицизм, эмпиризм, привычку тестировать реальность, экспериментальный подход, развитие навыков в интел­лектуальных сферах (лекции, исследования, наука, технология); че­ловек ценит порядок, достижения, доминирование и надежность^ Эмоциональный стиль ассоциации обусловливает ориентацию на социальные отношения, духовность, заботу, присоединение и вос­приимчивость, когда ценностями являются внимание, эмпатия, по­нимание и поддержка.

Когнитивное искажение в РЭТ. Когда мы переживаем силь­ный дистресс, боль, травму и расстройство и остаемся в этом со­стоянии, воспринимая его как хроническое, мы почти неизбежщ демонстрируем когнитивное искажение, которое Эллис (Ellis, 1976) обозначил ставшими популярными терминами когимаризация (awfulizing) и катастрофизация (catastrophizing). Мы использу­ем эти не имеющие референтов слова (они не относятся ни к чему реальному или фактическому!) и тем самым усиливаем свою эмо­циональную боль. При кошмаризации мы преувеличиваем нега­тивный, нежелательный опыт. Мы можем также поддаваться ис­кажению, называемому эмоционализацией. Эллис описывает его как переоценку значимости эмоций и настроения, когда предпо­лагается, что, если мы чувствуем что-то, это должно «быть реаль­ным». «Я чувствую себя противным жалким неудачником, следо­вательно, я противный жалкий неудачник». Эмоционализация при­водит к виктимному образу мыслей и чувств (то есть мы начинаем мыслить и чувствовать, как жертва), к бессилию, импульсивно­сти и реактивности, нетерпеливости.


Глава.


4. «Эмоциональные* метапрограммы_________________ 133


Первичные контексты. Обусловлены главным образом моде­лированием, идентификацией, отрицанием моделей, количеством и уровнями травматических переживаний, навыками преодоления трудностей или отсутствием этих навыков, культурными норма­ми, разрешением или запретом одного из паттернов. На Западе женщинам намного чаще дают разрешение на проявление чувств и ассоциированную обработку информации, а мужчин чаще при­зывают к мышлению и диссоциированной сортировке.

Самоанализ

• Ассоциированный/диссоциированный (чувства/мышле­
ние)

Контексты

• Негативные эмоции • Позитивные эмоции

• Настоящее • Прошлое_Будущее

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:______

• Высокий/средний/ низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ

№ 16. Тип соматической реакции

Инертная/рефлексивная/активная (активность от низкой до высокой)

Концепт. Некоторые люди обрабатывают информацию очень энергично, быстро и импульсивно — в активном стиле. Другие обращаются с информацией намного более тщательно, вдумчиво, медленно и т. д. — в рефлексивном стиле. Третьи, по-видимому, занимаются обработкой информации очень мало, или, по край­ней мере, с большой неохотой — инертный стиль.

Извлечение. «Когда вы попадаете в новую ситуацию, то, оце­нив ее, обычно действуете быстро или осуществляете детальный анализ всех последствий, прежде чем действовать?»

Идентификация

1. Активные люди ориентируют себя как деятели. Они явля­йся инициаторами событий. Зачастую они сначала действуют, а


134_______________________________ ' Часть II. Метапрограм м

затем думают! Будучи предпринимателями и деловыми людьми,
именно они формируют облик мира. И хотя они, как правило, до­
пускают многочисленные ошибки, они также завершают намечен*
ное и намного чаще добиваются успеха. г

2. Рефлексивные люди предпочитают исследование и обдумЙ^
вание действиям. Это делает их более пассивными, поскольку
прежде чем действовать, им нужно все спокойно взвесить. Они
придерживаются убеждения: «Ничего не делайте второпях!» Те,
у кого оба этих стиля смешаны, исповедуют более сбалансирован­
ный и здоровый подход. Обратите внимание на то, что они дейст|
вуют преимущественно в аудиально-дигитальном (№ 3) и расчет»
ливом (№ 31) модусах.

3. Те, кто реагирует инертно, ни исследуют, ни действуют; они
предпочитают игнорировать и избегать.

Подстройка и язык. Подстраивайтесь в своей коммуникаций под каждый стиль, апеллируя к ценностям того или иного чело* века.

Первичные контексты. Включают в себя физиологические схемы и предрасположенность. Определенные психоактивные средства увеличивают обусловленность моторной коры к действию. Также влияют моделирование, идентификация и отрицание мо­делей. Дети, у которых схемы в целом настроены на ускоренное «проигрывание» когнитивного осознания, должны научиться за­медлять этот процесс, «думать» и т. д. Травматический опыт, ин­дуцирующий реакцию нападения/бегства (№ 13), может привод дить к реактивному стилю.

Самоанализ

• Активный/рефлексивный/инертный

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_____

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ


*• nOn Л «Эмоциональные» метапрограммы 135

/ЯД ОМ______________ ■—' * '

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...