Система отсчета или авторитет
^утренняя/внешняя; отнесение к себе/ отнесение к другим, Концепт. Нам присущи два фундаментальных способа оценки человека, ситуации, опыта или идеи. Мы можем оценивать их исходя из нашей собственной системы отсчета (внутренней спо-соб) или исходя из чего-то находящегося вне нас (внешний способ). Данная метапрограмма определяет, как мы позиционируем яяйа.локус суждения, то есть где находится основание нашего суждения, когда мы совершаем те или иные действия или выносим оценку, —т внутри или вне нас. Кого (или что) мы используем в качестве точки отсчета? Извлечение. «На что вы прежде всего направляете свое вни-г мание или ориентируетесь — на себя или на других (или нечто внешнее по отношению к вам)?», «На чем вы основываете свое мнение?» Идентификация 1. Отнесение к себе. Те, кто действует внутренне/интерналъ- 2. Отнесение к другим. Те, кто действует впешне/экстерналь-
128______________________________ Часть II. Метапрограмм у связи и информации от других, чтобы определиться в своих знаниях, представлениях, желаниях, убеждениях, чувствах и ценностях; Язык. Один из лингвистических ключей, к которому стоит прислушаться, предполагает использование слова «вы» людьми с внешней ориентацией, когда они говорят о себе. Люди с внутренней ориентацией употребляют личное местоимение «я» более свободно. Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопроса: «Как вы определяете, что приняли верное решение, действовали правильно, хорошо выполнили работу или выбрали наиболее подходящий банк (автомобиль и т. д.)?», «Когда вам требуется принят! решение, как вы обычно это делаете?», «Какого рода информация вам нужна для принятия решений?» Посмотрите, скажет ли вам человек, что он принимает решение сам или что он получает информацию из какого-то внешнего источника. Вот превосходнй] дополнительный вопрос: «Вы черпаете все знания изнутри или кто-то должен вам подсказать?» Люди с внутренней ориентацией скажут: «Я просто знаю. Я чувствую это. Это кажется правильным». Люди с внешней ориентацй-ей ответят примерно так: «Мой шеф говорит мне. Я сверяюсь с цифрами...» Те, кто исходит из собственного внутреннего состояния, будут говорить о своих ценностях, убеждениях и представде^ ниях. Они будут излагать свое мнение уверенно и прямо. Те, кто исходит из какого-то внешнего источника, будут говорить об умиротворении и ублажении других.
Подстройка. При подстройке и коммуникации с людьми, ориентирующимися на себя, подчеркните, что они обладают внутренним знанием. «Решение должны принять вы — оно принадлежит вам», «А как считаете вы?» Помогите человеку внести ясность в свои мысли. В случае внешней ориентации сделайте упор на то, что думают другие. Приведите статистику, факты и свидетельства значимых людей. «Большинство людей считают это изделие (эту услугу) очень полезным». Люди, которые ориентируются на себя, используют свою внутреннюю систему отсчета. Чтобы решить, например, какую им купить стереосистему, они идентифицируют при этом свои личные склонности. Те, кто ориентируется на других и использует внешнюю систему отсчета, беспокоятся о склонностях других людф и информации из других источников (СМИ, отзывы покупателей, реклама). Сложнее распознать паттерн людей, которые исполь- 4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 129 зуют внутреннюю систему с внешней проверкой или внешнюю систему с внутренней проверкой. Эмоции. У тех, кто ориентируется на себя, также преобладает независимое мышление, и им не нужно мнение других людей в качестве подтверждения. Они доверяют собственным представлениям, ценностям, убеждениям, желаниям, вкусам и т. д. Соответственно, у них формируются эмоции независимости, автономии, уверенности, ясности, самомотивации, проактивности. Те, кто ориентируется на других, чувствуют себя менее уверенно и ищут подтверждения со стороны. Как правило, они ценят четкие указания, награды, обратную связь, признание и т. д. Кроме того, они охотнее действуют в качестве командного игрока, получая удовольствие от этой роли. Статистика. Люди с внутренней ориентацией часто становятся предпринимателями, лидерами и первооткрывателями. Они прокладывают новые пути. Руководство этими людьми, которым присуще саморегулирование, предполагает прозрачную коммуникацию в отношении целей, процедур или критериев, а затем предоставление им свободы действий. Они не любят плотной опеки В областях, где решающую роль играет внешний контроль, люди с внешней ориентацией оказываются в более благоприятных условиях ввиду их «программы» «идти вовне» для получения фактов и цифр. Руководить тем, кто использует внешнюю систему отсчета, намного легче. Такие люди обычно готовы и склонны получать обратную связь и информацию из внешнего источника. Но они также больше нуждаются в похвале, подтверждении и одобрении.
Зрелость. Процесс созревания начинается с младенчества и детства, когда мы используем исключительно внешнюю систему отсчета — ориентируясь на наших родителей. Подрастая, мы все больше и больше развиваем внутреннюю систему отсчета, проникаясь Все большей уверенностью в своих мыслях, ценностях, убеждениях, навыках, вкусах и т. д. Большинство моделей личности рассматривают ментально и эмоционально здорового человека как все более склоняющегося к внутренней ориентации без потери способности прибегать к внешней ориентации, когда это необходимо. Первичные контексты. Моделирование и идентификация с ранними моделями способствует либо разрешению, либо запретам. Ровни вознаграждения одного или другого стиля — отнесения к 130 Часть II. Mentani себе или к другим. Культурные нормы на Западе, как правило^; побуждают и обусловливают женщин практиковать внешнюю, ориентацию, а мужчин — внутреннюю. Мак-Коннелл приводит данные исследования региональных контекстов (сравнение севера США с югом), где указывается на преобладание интернализу* ющих людей над экстернализующими (McConnell, 1977, pp. 298-302). Самоанализ • Отнесение к другим/отнесение к себе (внешняя/внутренняя! • Сбалансированность внешней и внутренней ориентации • Внешняя ориентация, проверяемая внутренней • Внутренняя ориентация, проверяемая внешней Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: • В случае внешней ориентации: № IS* Тип эмоционального состояния Ассоциированное/диссоциированное; чувства/мышление Концепт. Мы можем обрабатывать данные одним из двух способов — ассоциированно или диссоциированно. При диссоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сохраняя некоторую «психологическую дистанцию» от эмоционального воздействия материала. При диссоциированной репрезентации мы скорее видим свой более молодой образ, чем смотрим на происходящее собственными глазами. Мы видим, слышим, обоняем и ощущаем репрезентации, как будто они находятся «вот там». Мы вышли из образа, чтобы можно было поразмышлять «о» происходящем.
4. «Эмоциональные» метапрограммы_________________ 13_1 При ассоциации мы осмысляем и обрабатываем данные, сполна переживая их эмоциональное воздействие. Когда мы создаем ассоциированную репрезентацию, мы видим то, что увидели бы, если бы «вошли» в кинофильм. И, соответственно, мы слышим то, что услышали бы, если бы действительно были на месте событий; мы обоняем, ощущаем на вкус и осязаем объекты как непосредственно присутствующие. «Входя» в картину, мы начинаем мыслить «в» происходящем. Извлечение. «Вспомните какую-нибудь рабочую ситуацию, которая некогда причинила вам беспокойство...*, «На ваш взгляд, какое переживание, связанное с работой, доставило вам наибольшее удовольствие или радость...?», «Когда вы принимаете решение, то опираетесь скорее на рассудок и логику, личные ценности или на что-то иное?» Идентификация и проявление эмоций. Наблюдая ключи глазного доступа, обратите внимание, осуществляет ли человек кинестетическую обработку (см. Приложение III). Если он получил доступ к кинестетической модальности и остается в ней, вы можете предположить, что он находится в ассоциированном состоянии. Если он получил доступ к кинестетическому осознанию, но не остается в нем, предположите диссоциацию. 1. Диссоциация. Чтобы идентифицировать диссоциацию, обра 2. Ассоциация. При ассоциированных репрезентациях мы бу
3. Выбранный баланс. Хотя всем нам присущи излюбленные 132______________________________________ Часть II. Метапрог рамму стоянии, утратив ту гибкость сознания, которая позволяет ассоциироваться или не ассоциироваться по своему выбору. Подстройка и язык. Используйте язык ассоциации, если вы хотите подстроиться под кого-то, уже находящегося «там», и язык диссоциации в случае человека, психологически не проникшего^ ся переживанием. Примерно 50% населения США составляют люди, которые ориентируют себя преимущественно в одном состоянии: ассоциативной! и диссоциативном. Что касается тендерных данных, то среди женщин мышление или диссоциацию используют 45% в сравнении с 50% среди мужчин. Уровень объективности обусловлен использованием данного стиля, а зачастую и принятием третьей перцептивной позиции, или метапозиции. Мыслительный стиль диссоциации обусловливает теоретическую ориентацию, скептицизм, эмпиризм, привычку тестировать реальность, экспериментальный подход, развитие навыков в интеллектуальных сферах (лекции, исследования, наука, технология); человек ценит порядок, достижения, доминирование и надежность^ Эмоциональный стиль ассоциации обусловливает ориентацию на социальные отношения, духовность, заботу, присоединение и восприимчивость, когда ценностями являются внимание, эмпатия, понимание и поддержка. Когнитивное искажение в РЭТ. Когда мы переживаем сильный дистресс, боль, травму и расстройство и остаемся в этом состоянии, воспринимая его как хроническое, мы почти неизбежщ демонстрируем когнитивное искажение, которое Эллис (Ellis, 1976) обозначил ставшими популярными терминами когимаризация (awfulizing) и катастрофизация (catastrophizing). Мы используем эти не имеющие референтов слова (они не относятся ни к чему реальному или фактическому!) и тем самым усиливаем свою эмоциональную боль. При кошмаризации мы преувеличиваем негативный, нежелательный опыт. Мы можем также поддаваться искажению, называемому эмоционализацией. Эллис описывает его как переоценку значимости эмоций и настроения, когда предполагается, что, если мы чувствуем что-то, это должно «быть реальным». «Я чувствую себя противным жалким неудачником, следовательно, я противный жалкий неудачник». Эмоционализация приводит к виктимному образу мыслей и чувств (то есть мы начинаем мыслить и чувствовать, как жертва), к бессилию, импульсивности и реактивности, нетерпеливости. Глава. 4. «Эмоциональные* метапрограммы_________________ 133 Первичные контексты. Обусловлены главным образом моделированием, идентификацией, отрицанием моделей, количеством и уровнями травматических переживаний, навыками преодоления трудностей или отсутствием этих навыков, культурными нормами, разрешением или запретом одного из паттернов. На Западе женщинам намного чаще дают разрешение на проявление чувств и ассоциированную обработку информации, а мужчин чаще призывают к мышлению и диссоциированной сортировке. Самоанализ • Ассоциированный/диссоциированный (чувства/мышле Контексты • Негативные эмоции • Позитивные эмоции • Настоящее • Прошлое_Будущее • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:______ • Высокий/средний/ низкий • Ведущая метапрограмма: № 16. Тип соматической реакции Инертная/рефлексивная/активная (активность от низкой до высокой) Концепт. Некоторые люди обрабатывают информацию очень энергично, быстро и импульсивно — в активном стиле. Другие обращаются с информацией намного более тщательно, вдумчиво, медленно и т. д. — в рефлексивном стиле. Третьи, по-видимому, занимаются обработкой информации очень мало, или, по крайней мере, с большой неохотой — инертный стиль. Извлечение. «Когда вы попадаете в новую ситуацию, то, оценив ее, обычно действуете быстро или осуществляете детальный анализ всех последствий, прежде чем действовать?» Идентификация 1. Активные люди ориентируют себя как деятели. Они являйся инициаторами событий. Зачастую они сначала действуют, а 134_______________________________ ' Часть II. Метапрограм м затем думают! Будучи предпринимателями и деловыми людьми, 2. Рефлексивные люди предпочитают исследование и обдумЙ^ 3. Те, кто реагирует инертно, ни исследуют, ни действуют; они Подстройка и язык. Подстраивайтесь в своей коммуникаций под каждый стиль, апеллируя к ценностям того или иного чело* века. Первичные контексты. Включают в себя физиологические схемы и предрасположенность. Определенные психоактивные средства увеличивают обусловленность моторной коры к действию. Также влияют моделирование, идентификация и отрицание моделей. Дети, у которых схемы в целом настроены на ускоренное «проигрывание» когнитивного осознания, должны научиться замедлять этот процесс, «думать» и т. д. Травматический опыт, индуцирующий реакцию нападения/бегства (№ 13), может привод дить к реактивному стилю. Самоанализ • Активный/рефлексивный/инертный Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:_____ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: *• nOn Л «Эмоциональные» метапрограммы 135 /ЯД ОМ______________ ■—
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|