Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как метапрограммы могут превращаться в метасостояния




Хотя метапрограммы не включают в себя мысли, относящиеся к содержанию (то есть к конкретной общей картине или ее деталям, о которых думает человек), они все-таки предполагают структуриру­ющие ее (гештальт или деталь) мысли. Соответственно, подобные мыс­ли обычно вызывают сопряженные эмоции.

Поскольку метапрограммы функционируют на метауровне, один из этих «паттернов сортировки/восприятия» инициирует пере­ход к ментально-телесному состоянию (которое соответствует его структуре). В результате метапрограммы могут обусловливать определенное метасостояние.

Под метасостоянием понимается ментально-телесное состояние, включающее в себя такие мысли, чувства и физиологические про­цессы, которые выходят за рамки первичного состояния, созданно­го первичными мыслями и эмоциями (страхом, гневом, симпати­ей, антипатией, спокойствием, напряжением, радостью, печалью). Метасостояние описывает состояние, относящееся к состоянию, например: «страх в связи с моим гневом», «чувство вины по поводу моей радости», «восторг от моих знаний» и т. д. Холл (Hall, 1995, 1996) разработал данную модель, опираясь на предложенную Ко-жибски модель абстракций второго и третьего порядка (Korzybsky, 1933/1934), уровни научения Бейтсона (Bateson, 1972,1979) и опи­санный в НЛП процесс «перехода к мета».

Механизм, который позволяет нам вызывать метасостояния, в первую очередь охватывает наше рефлексивное сознание. Речь идет о том, что наше сознание отражает само себя. Когда это про­исходит, сознание возвращается к собственным прошлым продук­там. Благодаря рефлексивному сознанию мы мыслим о нашем мышлении, испытываем чувства по поводу своих чувств и т. д. Механизм рефлексии наделяет нас способностью совершать мета-шаги к высшим логическим уровням. Когда мы рефлексивно пе­реходим на эти уровни, такой опыт в итоге становится привыч­ным и превращается в наши перцептивные системы отсчета.

[Примеры рефлексивного сознания в повседневной жизни: страх перед собственным страхом (паранойя), боязнь собственного гнева (страх, направленный на себя само­го), чувство вины за боязнь собственного гнева, чувство безнадежности в отношении избавления от вины за бо­язнь собственного гнева (!)]


46_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

Следующий шаг предполагает превращение этих метастру-ктур в оболочки сознания, так что состояние, образно выражаясь, начинает поглощать наши первичные состояния. Данный процесс заключается в том, что оболочки фильтруют всю входящую ин­формацию и результирующее восприятие/понимание. Затем, когда эти оболочки сознания окружают нас все более плотным кольцом, они вызывают все большую зависимость всех процессов — науче­ния, памяти, восприятия, поведения и коммуникации (LMPBC) — от состояния.

В конце концов они превращаются в то, что мы можем на­звать метасостоянием, внутри которого оказываются заключен­ными все наши прочие состояния. Первичное состояние функ­ционирует как бы внутри более широкого контекста метасосто-яния. Также возможно, что данное метасостояние будет включено в другое метасостояние, более высокого порядка. Когда метасо-стояния перерастают в «мегасостояния» — оболочки сознания, которые функционируют как психическая сила, пронизывающая все стороны жизни, — они начинают восприниматься и ощущаться нами как «реальность».

Чтобы сделать эти концепты наглядными, представьте, что вы вбираете в себя все ваши состояния, признавая их. Затем эта боль­шущая оболочка начнет влиять на многие другие состояния сознания: «я», негативные и позитивные эмоции, ошибочные дейст­вия. Тогда одобрение будет функционировать как первичный фильтр восприятия, а также как постоянная черта характера, си­стема убеждений и диспозиционный стиль при самоориентации в мире (рис. 1.3).

[Возвращаясь к более раннему примеру: страх перед соб­ственным страхом порождает гештальт «паранойи». Гнев в связи со страхом перед собственным страхом по­рождает гешталып «гнева, направленного на себя само­го». Или более позитивный вариант: принятие (призна­ние) себя, затем одобрение своего принятия себя, затем уважение к себе за оценку своего принятия себя!]

Если мы встраиваем оболочки метасостояний в саму структу­ру нашего сознания, тогда нам не нужно достигать состояния оцен­ки, признания или любого другого. Тогда одобрение станет неотъем­лемой частью нашей структуры сознания и будет функциониро­вать просто как наш способ восприятия мира. Нам больше не


Глава 1. Что мы понимаем под метапрограммами?___________ 47

Рис. 1.3. Оболочки сознания /метапрограммы

придется достигать состояния уважения к людям, эта оболочка сознания будет управлять всеми нашими мыслями и эмоциями. Она станет тогда самой большой оболочкой (или мегасостояни-ем), пронизывая всю нашу жизнь.

Идентификация оболочек

Мы, люди, постоянно формируем метасостояния, или оболоч­ки сознания, — просто мы обычно делаем это без одобрения, при­знания, уважения, чувства собственного достоинства или других ресурсов; мы делаем это с презрением, упреками, страхом, гневом, ужасом, скептицизмом, пессимизмом и т. д. Будучи рефлексивны­ми существами, то есть существами, у которых постоянно возника­ют мысли о собственных мыслях и которые неизбежным образом привыкают к собственным мыслям и чувствам, мы уже действуем исходя из своих мегасостояний и оболочек сознания. Учитывая это, нам необходимо сначала выявить свои конструкции, с тем чтобы произвести их экологическую оценку. Затем мы сможем определить, какие из них ликвидировать, трансформировать, модернизировать или достроить.


ОО


Таблица 1.1. Классификация метапрограмм и мета-метапрограмм


 
 


Обработка Чувства Выбор Реагирование Концептуализация/ семантика
         
Когнитивная/ Эмоции/соматика Воля/желания Реакции/поведение Категории Канта
перцептивная        
№ 1.Размер чанка № 13.Эмоциональное № 20. Мотивирующая № 29. Способ № 40. Ценности
  совладение направленность восстановления Перечень ценностей
Общий план/специфика Пассивность/агрессия Навстречу/от энергии  
Глобальность/детали   Приближение/избегание Экстраверт/амбиверт/  
      интроверт  
№ 2. Тип связи № 14. Система отсчета № 21. Волевой выбор № 30. Сотрудничество № 41. Отношение
Присоединение/ Внутренняя/внешняя при адаптации Независимый/ к наставлению
отсоединение Отнесение к себе/ и руководство командный игрок/ Сильная воля/
Тождество/различие отнесение к другим Возможности/ руководитель уступчивость
    процедуры    
№ 3. Репрезентативная № 15. Эмоциональное № 22. Тип адаптации № 31. Коммуникативная № 42. Самооценка
система состояние   категория  
VAKOAd Ассоциированное/ Суждение/восприятие Обвиняющий/ Высокая/низкая
  диссоциированное; Управление/подстройка заискивающий/ Условная/безусловная
  Чувства/мышление   расчетливый/  
      отвлекающийся/  
      уравновешенный  
№ 4. Стиль сбора № 16. Соматические № 23. Модальные № 32. Общая реакция № 43. Уверенность
информации реакции операторы   в себе
"Аптайм"/"даунтайм" Активные/ Необходимость/ Конгруэнтная/неконгру- Специфические навыки
  рефлексивные/ возможность энтная/конкуренция/  
  инертные (желание) сотрудничество/поляр-  
      ность/метапозиция  

 

/ № 5. Эпистемоло- № 17. Убедительность № 24. Предпочтения № 33. Соматическая № 44. Самоощущение \
{гический тип | или правдоподобие   реакция \
Сенсоры/ «Убедительные* образы, Люди/места/объекты/ Активный/ Тело/сознание/эмоции/
интуитивисты звуки, ощущения; деятельность/ рефлексивный/оба роли
| наличие смысла информация    
         
№ 6. Перцептивные № 18. Эмоциональная № 25. Адаптация № 34. Предпочтения № 45. Самоцелост-
категории направленность к ожиданиям в работе ность
Полярности/ Направленность/ Перфекционизм/ Объекты/системы/ Конфликтующее
континуум диффузностъ оптимизация/ люди/информация несоответствие/
    скептицизм   гармоничная
        интеграция
№ 7. Сценарное № 19. Эмоциональная № 26. Ориентиры № 35. Способ № 46. Сортировка
мышление насыщенность при покупке сравнения «времени»
Лучший случай/ Скудость/изобилие Стоимость/удобство/ Количественный/ Прошлое/
худший случай Робость/смелость качество/время качественный настоящее/будущее
Оптимисты/        
пессимисты        
№ 8. Перцептивная   № 27. Ответственность № 36. Источник знаний № 47. Ощущение
устойчивость       «времени»
Проницаемость/   Повышенная/ Моделирование/ *Bо времени*/
непроницаемость   пониженная концептуализация/ «сквозь время*
      демонстрация/  
      опыт/авторитетное  
      мнение  
    № 28. Степень доверия № 37. Завершенность/ № 48. Доступ
    к людям окончательность ко «времени»

 


Окончание табл. 1.1


 

         
    Недоверчивые/ Завершенность/ Последовательный/
    доверчивые незавершенность случайный
№ 9. Качество     № 38. Социальная № 49. Сила эго
фокусировки     презентация  
Помехоустойчивые/     Проницательный/ Устойчивость/
непомехоустойчише     и искусный искрен- неустойчивость
      ний и безыскусный  
№10. Философская     № 39. Тип № 50. Нравственные
направленность     иерархического качества
      доминирования  
Почему/как     Власть/союз/ Сильное/слабое
Причины/решение     достижения суперэго
№11. Структурирование       № 51. Каузативный
реальности       тип
Аристотелевский/       Беспричинность/
неаристотелевский       линейная/множест-
Статичный/       венная/личностная/
процессуальный       внешняя/магическая
        корреляционная причин-
        но-следственная связь
№ 12. Предпочитаемый        
коммуникативный канал:        
Вербальный (дигиталъный)/        
невербальный (аналоговый)/        
сбалансированный        

i Гл ава 1. Что мы понимаем под метапрограммами?__________ 51

Понимая, каким образом метапрограммы превращаются в мета-j состояния, мы можем объяснить трудности, возникающие, когда мы пытаемся оказать помощь человеку, который действует исходя из пер­вичного состояния, или метасостояния, заключенного в оболочку пессимизма. Как можно помочь ему, когда все, что вы говорите и делае- те, он пропускает через фильтр пессимизма? Оптимистические, обнадеживающие, вдохновляющие и под­держивающие предложения на первичном уровне неизбежно филь-труются и интерпретируются иным образом. Когда мы имеем дело с кем-то, кто находится в первичном состоянии пессимизма, нам очень непросто прервать это состояние и вывести из него челове­ка. Его научение, память, восприятие и т. д. зависят от состояния, и они будут препятствовать получению оптимистических сигна­лов.

А насколько усугубляется ситуация, когда человек действует исходя из метасостояния пессимизма — метасостояния, которое породило оболочку сознания! В этом случае мы обнаруживаем, что пессимизм стал всепроникающим и образовал несколько плот­ных слоев фильтров. Мы назовем такого человека «толстокожим» и решим, что он не поддается убеждению.

Изменение метапрограмм

Может ли человек изменить свои метапрограммы? Будьте уве­рены, может! То, что мы усвоили на данный момент из опыта струк­турирования своего мышления, показывает лишь, как мы делали это до сих пор. Но поскольку процесс структурирования наших мыслей и эмоций динамичен и непрерывен, мы всегда можем его изменить. Мы посвятили этому вопросу целую главу — после опи­сания метапрограмм.

Заключение

Нам известно, что люди мыслят по-разному. Это объясняет, почему люди испытывают разные чувства и ценят разные вещи. Это также объясняет, почему люди говорят и ведут себя по-раз­ному. Мы отличаемся — мы радикально отличаемся друг от друга в этих аспектах человеческого функционирования.

Так почему же люди ведут себя, разговаривают, ценят, чувствуют и мыслят по-разному? Потому что они используют разные пат-терны мышления и восприятия. Мы называем их метапрограмма­ми. Эти метапрограммы в качестве операционных систем челове-


52_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания

ка существуют на логическом уровне, находящемся выше нашего сознательного уровня мыслей и эмоций. Они указывают на те стили и процессы сортировки, которые мы научились использовать для мышления об объектах. По этой причине данные программы по большей части оказываются за рамками сознания (или над ним). Данная когнитивно-поведенческая модель рассматривает, как люди управляют сознанием, и объясняет не только причину, по которой мы столь часто живем в различных мирах, но также ка­ким образом мы пришли к этому. Кроме того, она, как маяк, ука­зывает нам, что мы можем предпринять в этой ситуации. Будучи людьми, которые неизбежно наносят на карту и конструируют ре­альности, в которых они живут, мы структурируем свои концеп­туальные миры, а затем встраиваем эти структуры в свои «мета­программы». Но нет такого закона, который требовал бы, чтобы мы всегда структурировали информацию только таким способом. Мы можем предпочесть другие паттерны восприятия. Мы можем предпочесть творить и жить в другом мире!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...