Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия
Предметом исследования гуманистического, неоплатонического и натурфилософского направлений были проблемы человека, бытия и природы. Гуманизм. Гуманизмкак философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, антропоцентризм, т.е. особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей, а также жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла. Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божественного создания. Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.). Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и иных трудов – по своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи о том, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, что человек должен жить не для Бога, а для самого себя, что человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно. Он считает, что человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим. По его мнению, человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал. Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить, поскольку внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Валла (1507 – 1557), автор трактата «О наслаждении как об истинном благе, также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человека и верил в возможности человека и его разум. Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира. Он был сторонником равенства мужчины и женщины. Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Неоплатонизм. Неоплатонизм представляет собойидеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения XV века. Теоретики неоплатонизма: · противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; · предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
· не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; · призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 – 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой между Богом и Его творением не существует разницы (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же). «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино). Едины идея и материя. Он полагал, что реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, а Земля не является центром Вселенной. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире). Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания. Поэтому невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение «900 тезисов», главные идеи которого заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвертым миром» космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским), признать за человеком полную свободу выбора, объединить все философские учения и найти «золотую середину» путем их согласования. Натурфилософия. В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение, выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной) и считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей. Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и медицине. Он материалистически объяснил происхождение мира, вцентре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200) – древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу «О строении человеческого тела», где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном. Леонардо да Винчи (1452 – 1519), сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. Кроме того, он сделал многочисленные открытия и экспериментальные исследования в области математики, естествознания, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы.
Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия, в соответствии с которой Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм), Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), а Земля вращается вокруг Солнца. Кроме того, Коперник доказал, что все космические тела движутся по собственной траектории, что космос бесконечен и что процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника и доказал, что Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной. Что касается самой Вселенной, то она не имеет центра, бесконечна и состоит из галактик (скоплений звезд). Звезды – это небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы. Он предположил, что число миров во Вселенной бесконечно и что все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения. И, наконец, он заявил, что не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 году. Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно. Он изобрел телескоп и с его помощью исследовал небесные тела. Галилей доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси. Он обнаружил пятна на Солнце иразнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне. К заслугам Галилея можно отнести и то, что он открыл спутники вокруг других планет, исследовал динамику падения тел и доказал множественность миров во Вселенной. Кроме того, Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в наблюдении, выдвижении гипотезы, расчетах воплощения гипотезы на практике и экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|