Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Атеистически-материалистическое направление




Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию. Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму). Этот философ-материалист не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога), не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души. Если Лютер и Кальвин лишь подвергли сомнению необходимость некоторых цер­ковных обрядов, то Мелье пошел гораздо дальше, решительно отверг­нув все основные догматы католической веры. Прежде всего, он кри­тикует само содержание Библии: показывает несостоятельность све­дений о явлениях Бога людям, показывает, что все божественные деяния, свидетельствующие о могуществе Христа, представляют собой раз­личные вариации мифов, которые существовали до появления Библии. Идея возникновения мира в результате комбинаций разных веществ представляется ему гораздо более достоверной, чем идея сотво­рения мира Богом. Если ранее философы стремились найти доказа­тельства существования Бога, то Мелье, напротив, стремится изыскать доказательства того, что Бога не существует. Сам Мелье придержи­вался пантеистических взглядов, считая, что творцом всего является природа. При этом объектом критики Мелье является не христианство, а любая религия, поскольку «всякий культ и поклонение богам» – это не только «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство». Резко Мелье отзывается и о служителях церковного культа, осуж­дая их за поддержку политики правителей, которые использовали веру в Бога для того, чтобы попросту грабить народ. Наиболее ярким про­явлением отношения Мелье к богословию и его служителям являются слова, которые он высказал в своем «Завещании», ставшим достояни­ем общества только после смерти философа. Обращаясь к посещав­шим его проповеди крестьянам, он обещает открыть им глаза и «по­казать нелепость заблуждений, которые я сам имел неприятную обя­занность поддерживать».

Он считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции – материи, которая является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению. Материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи. Познание при этом представляет собой отражение материи самой материей, а источником большинства знаний являются чувства.

Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собст­венность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда. Поэтому он выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности. В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к только к первым ярким атеистам, но и к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

Жюльен Ламетри (1709 – 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи. И поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге. Ламетри выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств. Он был утилитаристом, считал, что смысл жизни человека состоит в его личном счастье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Одним из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов был Дени Дидро (1713 – 1784). Он внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов. Он признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи. Движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению). Дидро отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи. В основе общества и государства видел «общественный дого­вор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов, а идеалом государства считал «просвещенную монархию», эко­номики – разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

Дидро также выступает критиком христианской религии. Он об­ращает внимание на то, что в первые века существования христиан­ской веры насчитывалось несколько десятков Евангелий, из которых в дальнейшем сами церковники отобрали только четыре, признав ос­тальные недостоверными. Исследуя источники, оказавшие влияние на формирование религии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у языче­ства некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией мате­рью, воскресение умертвленного Сына Божия и его вознесение на небо, очеловечение бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое, но отнюдь не божественное, происхождение. Еще один источник земного происхождения христианства (и в частности, догма­та о триединстве бога) Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.

Близкую позицию по отношению к содержанию Библии и ее про­исхождению занимает один из самых прямолинейных философов эпохи Просвещения Поль Гольбах (1723 – 1789).Так, критикуя Ветхий завет, он, анало­гично другим мыслителям, например Спинозе, сомневается в том, что Моисей на самом деле является автором Пятикнижия. Его доводы сводятся к тому, что, во-первых, в этих книгах упоминаются города, которые не существовали в эпоху Моисея; во-вторых, в них рассказы­вается о царях задолго до того, как они появились у евреев. Самый же очевидный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея. На осно­вании подобных фактов Гольбах делает вывод, что произведения, при­писываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время. Гольбах приводит веские аргументы в пользу земного происхождения религии. Одним из таких источников является иуда­изм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призывали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у евреев, «известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов».

Значение деятельности французских философоватеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они четко выделили два ведущих философских направления – мате­риализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»), освободили философию от многих религиозных предрассудков, дали более реалистическое определение субстанции – материя, выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя, подвергли критике сверхчувственное знание, обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма, обосновали идеи социальной справедливости и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...