Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39




 

Для эпохи Возрождения было характерно не только повы­шение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов, верующих. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философия Реформации. Философия реформацииимела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

· кризис феодализма;

· зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;

· ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;

· незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви;

· кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

· распространение вЕвропе идей гуманизма;

· рост самосознания личности, индивидуализм;

· рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин) и народное (Т. Мюн­цер, анабаптисты, диггеры и др.).

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 – 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютерасводились к следующим:

1) общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;

2) необходимо упрощение обрядов, церковь должна стать демократичной, а обряды – понятны­ми людям;

3) необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства, должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;

4) дело служения Богу – не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан, поэтому необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм и запретить индульгенции.

Таким образом, по мнению Лютера, которое кар­динально отличалось от мнения католической церкви, верующий достигает спасения души не потому, что выполняет церковные ритуалы, а лишь благодаря вере, которую он получает непосредственно от Бога. Следствием этого убеждения было то, что автоматически сни­жался статус церковных служителей и церкви в целом; церковь с такой точки зрения не должна была играть существенной роли в жизни верующего. Лютеранство, которое окончательно сложилось после смерти его основателя как самостоятельное общественно-религиозное движение Германии, отрицает сословие духовенства как наделен­ного благодатью посредника между богом и человеком.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 – 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину,ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни. Все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению. Выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия. Профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению, а успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике. Он возглавил реформационное движение в Женеве и добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище «Женевский Папа»). Кроме того, ему удилось подчинить кальвинистской Церкви светскую власть, а также провести реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма и добросовестного отношения к работе. Таким образом, результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 – 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 году, через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в том, что необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом. Цель изменения общества заключается в достижении всеобщей справед­ливости, «Божьего царства» на земле. Мюнцер считал, что главной причиной всех зол является неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес. Поэтому частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства). Жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу, а власть и собственность должны принадлежать простому на­роду – «ремесленникам и пахарям». В 1524 – 1525 годах Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформациив том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI века и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) наряду с сохранением католицизма.

Политическая философия. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философияисследовала проблемы управления реаль­но существующим государством, методы влияния на людей, прие­мы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527) – итальян­ский политический деятель, философ и писатель. Политическая философия Макиавелли была вызвана изменениями в политике Флоренции и Италии в целом, где назрел кризис нравственных ценностей. Макиавелли чутко уловил тенденцию разрыва в нравственности между двумя модальностями морали: то, что есть и то, что должно быть. При этом Макиавелли возвел нравственный кризис в новый политический принцип – политический реализм. Основной работой Макиавелли стало сочинение «Государь» (1531), в котором главным тезисом, пронизывающим всю работу стал тезис о праве правителя отступать от принципов добра, если к этому его вынуждают обстоятельства. Философия Макиавеллиопирается на следующие основные положения:

1) человек обладает изначально злой природой, движущими мотивами его поступков являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

2) совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы, поэтому для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма соз­дается особая организация – государство;

3) правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных: ему следует выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному ре­зультату (правитель будет свергнут далеко не благородными со­ратниками либо противниками, а казна – промотана);

4) ни в коем случае руководитель не должен посягать на иму­щество и личную жизнь людей;

5) в борьбе за освобождение родины от иностранного владыче­ства за ее независимость допустимы все средства, в том чис­ле коварные и аморальные.

Примером настоящего властителя Макиавелли считал Филиппа Македонского, который стал за короткий срок из незначительного царя государем всей Греции. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом от­ношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и после­дующих эпох.

Философия социалистов-утопистов. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные фак­ты, исследовать положение в конкретном обществе и государст­ве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социа­лизма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478 – 1535) считается основателем утопическо­го социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политиче­ской деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 – 1529 гг. – председателем палаты общин, 1529 г – лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за от­каз дать присягу королю как главе независимой от Папы Рим­ского англиканской Церкви.

Свои идеи по поводу устройства общества и государства бу­дущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нигде нет) – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии:

1) не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

2) все результаты труда поступают в общественные склады и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

3) в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Уто­пии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники;

4) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (фактически – трудовой коллектив), где все должностные лица избираются – прямо или косвенно;

5) мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

6) жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кам­панеллой (1568 – 1639) в произведении «Город Солнца». Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) отсутствует частная собственность, и все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением;

2) жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;

3) большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

4) во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...