Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика философии французского Просвещения




 

Французскую философию XVIII века принято называть фило­софией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и челове­ке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую француз­скую революцию 1789 – 1794 гг. Тем не менее, родиной идей Просвещения стала Англия XVII века, где творили предшественники просветителей – Бэкон, Гоббс, и только в XVIII веке эти идеи достигли Франции и распространились в ней.

Философы эпохи Просвещения приложили немало усилий для ниспровержения опти­мизма предшествующей философской эпохи. Эту оптимистическую позицию лучше всего выразил Г.В. Лейбниц: по его мнению, наш мир – это лучший из миров. Такая позиция не позволяла объяснить темные, низменные стороны бытия. Просветители же обратили внимание общества и на негативные стороны мира. Фактически эта критика была проявлением более общего скептического настроя к общей метафизической направленности философии недавнего прошлого.

В работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха и др.) на первый план выходит социальная проблематика. Просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творчестве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать препятствующие прогрессу общества и развитию человека предрассудки и стереотипы.

В то же время наука и прогресс также занимают в их трудах очень значимое место. Само название данного философского направления – «Просвещение» – отсылает нас к стремлению этих философов нести свет знаний в массы необразованного народа. По мнению просветителей, общественной гармонии можно достичь лишь в том случае, если распространить знания среди народа; они полагали, что человек, изначально доброе и разумное существо, испорчен лишь потому, что ему закрыт доступ к знанию, а также потому, что его портит неправильно, неразумно организованное общество. А, следо­вательно, достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой.

Важное место в философской мысли Просвещения иг­рает критика религии. Реформация с ее отрицанием католических догматов и культа в определенном смысле была неполным проявле­нием более широкой тенденции отказа от христианства. В целом будет оправданно поставить ее в один ряд с зарождавшимися в то же время атеистическими взглядами. Атеисты, критиковавшие христиан­ство и религию с научных позиций, фактически довели до логическо­го завершения то, что было начато Реформацией.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, и утопическо-социалистическое (коммунистическое). Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.

Деистическое направление философии

Французского Просвещения

Деизм – этонаправление в философии, сторонники которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Бога и Природы, видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более) и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы при­роды и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Мон­тескье, Руссо, Кондильяк.

Философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения Франсуа Вольтер (1694– 1778) страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказыва­ние: «Раздавите гадину!»). Он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. Поэтому Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с мо­рально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддержи­вать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности.

В отношении познания Вольтер выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Он выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»),а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескьё (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который также выступал с позиций деизма, т.е. видел в Боге создателя, но от­вергал его возможность вмешиваться в дела людей и про­цессы природы. Он также видел в Боге средство для поддержания порядка и воспита­ния нравственности, отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих во­просах) и подавление человеческой инициативы. Монтескьё считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного предопределения.

Кроме того, он усмотрел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот).

Монтескьё считал, что до появления государства существовало «естествен­ное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанно­стей друг друга и возникновение публичной власти. Он выдвинул идею «разделения властей», то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного фун­кционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – и выступал за верховенство закона. Таким образом, философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство сов­ременных демократических государств: особенно идея приоритета закона и идея разделения властей на законодательную, исполнитель­ную и судебную.

Философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально-политической философии и выступал с позиций рево­люционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо:

1) он видел в Боге мировую волю и мировой разум; считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

2) считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);

3) выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

4) был сторонником эмпирического (опытного) познания;

5) считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

6) обосновал право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать обще­ство по собственному усмотрению);

По его мнению, в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами – непосредственно через собрания, сходы. Руссо считал, что в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

Философ Этьенн де Кондильяк (1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания. Он полагал, что мир познаваем, что человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств). С его точки зрения, окружающий мир является источником всех знаний, причем в основе познания лежит чувственное восприятие (отраже­ние органами чувств окружающей действительности в разуме человека). И, кроме того, самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не существует.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...