Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы обучения лексическому аспекту речи




 

Слово - наименьшее значение языка, которое служит имеет план содержания и план выражения. Выражаемое им понятие как ряд общих параметров, который отличает один объект от других.

При обучении необходимо учитывать: имеет слово прямое или переносное значение, конкретное или абстрактное. План выражения - это формы слова:

фонетическая (звучание)

графическая (написание)

грамматическая (форма)

Усвоить слово - овладеть его формами, значением и употреблением.

Перед употреблением мы должны знать тематическую соотнесённость слов, связи с ситуациями общения, а также парадигматические и синтагматические связи слов.

Усвоение слов предполагает образование в коре головного мозга комплекса нервных связей между слуховыми, зрительными, двигательными участками коры. Т.е. каждое новое слово ученики должны слышать, видеть, произносить, записывать.

В обучении следует учитывать соотношение объёмов значения соответствующих слов в русском и французском языках. Существует 3 варианта.

. полное совпадение понятий.

. частичное совпадение понятий.

. полное несовпадение понятий.

Основная единица лексики - лексическая единица - отдельное слово, устойчивое словосочетание или клишированная фраза. Основная цель обучения лексике - усвоение минимума л. е. способного объяснить формирование коммуникационной компетенции определённого уровня.

К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом, первичное закрепление, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения. На начальном этапе следует исключить самостоятельное чтение текста, содержащего новые слова. Определённая часть лексики вводится без опоры на текст, но также в контексте. Наглядность, жесты и мимика помогают раскрыть значение новых слов. Над Ними следует работать как в контексте, так и в изолированном виде, поскольку контекстуальное значение слова не всегда является основным. На продвинутых этапах новое слово следует вводить с обязательными сочетаниями, выделение которых в рамках учебных минимумов должно являться первоочередной задачей.

Раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться различными способами, которые принято объединять в две группы:

а) беспереводные и

б) переводные способы семантизации

К беспереводным способам семантизации относятся:

. Демонстрация предметов, жестов, действий, картин, рисунков и т.д.

. Раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего могут использоваться:

определение (дефиниция) - описание значения слова

перечисление

семантизация с использованием синонимов и антонимов

определение слова на основе контекстуальной догадки

определение значения слова на основе его внутренней формы

К переводным способам семантизации относятся:

замена слова соответствующим эквивалентом родного языка.

перевод - толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объёме значения.

Подготовительные упражнения:

. Упражнения в дифференциации и идентификации:

определение на слух слова, к одной теме (синонимическому ряду, к одной словообразовательной модели и др.)

сгруппировать слова по указанному признаку;

найти в тексте (подобрать на память) антонимы к словам, данным на доске;

посмотрите список речевых формул; назовите ситуации, в которых они могут использоваться и др.

. Имитация с преобразованием:

ответить на вопросы, используя в ответе часть вопроса;

повторить предложение, закончить реплики, учитывая содержание первого предложения.

. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:

определить значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов;

прослушать (прочитать) ряд предложений, догадаться о значении интернациональных слов, сходных с семантическими эквивалентными родного языка;

дополнить предложения по образцу:frère a fait ses études à l’université de médicine. Maintenat il est.

прочитать текст, где прослеживается разница в употреблении синонимичных глаголов

. Упражнения для обучения прогнозированию:

назвать слова, которые могут сочетаться с данными существительными (прилагательными, глаголами).

найти окончание каждого предложения из вариантов, приведённых ниже;

прочитать ряд предложений, относящихся к одной теме, заполнить пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу;

дополнить семантическое поле к данному слову;

. Упражнения в расширении и сокращении предложений (диалогических единств, текстов):

расширить предложения по образцу, указанному ниже, употребить новые слова;

расширить одну из реплик диалогических единств за счёт слов, указанных в скобках;

сократить предложение, придерживаясь образца;

расширить описание, опираясь на картинку и вербальные опоры.

. Упражнения в эквивалентных заменах:

заменить подчёркнутые слова синонимами (антонимами);

заменить слова иностранного происхождения с другими синонимическими понятиями;

изменить последнюю реплику диалогического единства, оставляя ответ положительным, и др.

. Упражнения в расширении ассоциативных связей:

составить (расширить) список формул приветствий;

использовать другие эмоционально-оценочные слова при ответе на вопрос;

продолжить ассоциограмму с данным словом.

 

Выводы по главе 1

 

Мы выяснили, что использование мультимедийных технологий в учебном процессе позволяет:

Организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала.

Провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся.

Организовать подготовка и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов.

Использовать специальные приемы, связанные с характеристиками учебного материала и его структурированием.

В ходе исследования была рассмотрена целесообразность использования мультимедийных технологий для обучения лексическому аспекту речи, а также методы и приёмы формирования лексических навыков у учеников. Мы пришли к выводу о том, что мультимедийные технологии являются эффективным средством обучения, при котором работает принцип наглядности. При современном развитии науки и техники, данные технологии успешно внедряются в учебный процесс, тем самым развитие у школьников не только языковой компетенции, но и стимулируя их воображение. Но также следует заметить что, мультимедийные технологии являются вспомогательным средством обучения, помогающим лучше усвоить лексический компонент, в то время как основными источниками информации всё также остаются объяснения учителя.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...