Модуль 3. Коррекционная деятельность Логопеда в дошкольном учреждении.
Этап целеполагания: Изучить опыт коррекционной работы логопеда дошкольного учреждения, познакомиться с целями, задачами, содержанием и методами коррекционной работы логопеда в условиях конкретного дошкольного учреждения. Деятельностно - исследовательский этап: · проанализировать специфику планирования, организации и осуществления коррекционной работы в дошкольном учреждении (индивидуальной и групповой формы коррекции); · изучить методическое обеспечение коррекционной деятельности логопеда, включая программы коррекции, планы-конспекты коррекционных занятий, картотеку коррекционных игр и упражнений; · провести наблюдение и анализ коррекционного занятия с дошкольниками. Этап рефлексии и подготовка отчета по модулю: · дать оценку материального и методического обеспечения коррекционной деятельности в данном дошкольном учреждении; · предложить возможное направление совершенствование коррекционной базы; · оказать помощь в оборудовании кабинета; · разработать и представить в письменной форме рекомендации по совершенствованию материального и методического обеспечения данного направления деятельности. Критерии качества деятельности студента – практиканта: · знание теории изучаемой проблемы; · умение наблюдать, фиксировать и анализировать факты, объективно оценивать деятельность логопеда.
Модуль 4. ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРСВЕЩЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Этап целеполагания: · познакомиться с системой логопедического консультирования и просвещения в ДОУ, определить его место в системе деятельности логопеда; · познакомиться с основными направлениями консультативной работы логопеда с педагогами и родителями;
Деятельностно - исследовательский этап: Используя различные методы (наблюдение, беседа, анализ документации и др.) изучить специфику консультативной работы логопеда: · индивидуальное консультирование: цели, содержание и методы работы логопеда; · групповое консультирование: цели, содержание и методы работы логопеда, планирование групповых консультаций и специфика отбора информации по содержанию; · разнообразие ситуаций консультативной практики (по журналу регистрации консультаций); · особенности консультативной работы логопеда с родителями и специалистами ДОУ; Этап рефлексии и подготовка отчета по модулю: · дать самооценку собственной готовности к деятельности по консультированию и просвещению; Критерии качества деятельности студента – практиканта: · активность и самостоятельность в процессе выполнения заданий; · реальность оценки деятельности логопеда. Модуль № 5. СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Этап целеполагания: Сформировать целостное представление о работе логопеда по профилактике речевых нарушений в дошкольном образовательном учреждении. Деятельностно - исследовательский этап: · изучить систему профилактической деятельности логопеда в дошкольном учреждении; · познакомиться с планированием, организацией, проведением и реализацией решений психолого-педагогического консилиума в системе работы логопеда в образовательных дошкольных учреждениях; · провести наблюдение и анализ психолого-педагогического консилиума в данном образовательном учреждении; · изучить процедуру подготовки документов для психолого-медико-педагогической комиссии. Этап рефлексии и подготовка отчета по модулю: · определить особенности содержания и форм профилактики речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
· дать самооценку собственной готовности к реализации данных направлений деятельности логопеда; · оценить эффективность работы психолого-педагогического консилиума, определить его значение в профилактике речевых нарушений дошкольников в данном учреждении. Критерии качества деятельности студента – практиканта: · активность и самостоятельность в процессе выполнения заданий; · реальность оценки деятельности логопеда.
Модуль 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Целеполагание: Формирование опыта профессиональной деятельности. Деятельностно - исследовательский этап: 1. выполнение функций логопеда по направлениям: · диагностическое обследование речевого развития ребенка; · проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми; · консультивная (просветительская) работа с родителями (или педагогами); Рефлексивно – оценочный этап: · провестисамоанализ и самооценку реализации функций логопеда. · сделать выводы об уровне готовности к профессиональной деятельности, отразить их в кратком письменном отчете; · подготовить дневник-отчет по утвержденной форме. Критерии оценки деятельности студента – практиканта: · успешность осуществления каждого направления деятельности; · качество оформления документов, соответствующих виду деятельности; · степень самостоятельности и творчества в выборе форм и методов реализации поставленных задач; · умение установить контакт с детьми, родителями и педагогами. Модуль 7. МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ·подготовка и сдача отчетной документации групповому (курсовому руководителю); ·итоговая научно-практическая конференция на факультете. Отчетная документация по практике: ·дневник-отчет с оценкой, заверенной логопедом и руководителем образовательного учреждения (и гербовой печатью). ·логопедическая характеристика, составленная по результатам диагностики речевого развития ребенка-дошкольника с приложением речевой карты ребенка; ·развернутый план-конспект логопедического занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
· план-конспект консультации (педагогического просвещения); ·групповой отчет по практике. Психолого – педагогический практикум. Практикум № 1. Памятка для самоанализа занятия Приступая к самоанализу занятия, помним мы анализируем не план занятия, говорим не о его выполнении или невыполнении, мы анализируем нашу совместную детьми деятельность, рассматривая факторы, которые помогли или помешали нам достичь общей цели, а, главное пытаемся проанализирован»- как и почему это произошло Есть много схем самоанализа занятия, и Вы вольны сами выбирать тот или иной подход. Мы можем порекомендовать следующую памятку для самоанализа занятия: А. I. Каков был замысел, план данного занятия и почему? (Именно почему), - каково место занятия в системе занятий (т е. теме, разделе, курсе), - как данное занятие связано с предыдущими, на что в них опирается (в плане повторения, закрепления...), - как оно работает на последующие темы; - как были учтены при подготовке к занятию требования программы; - какие условия были созданы для проведения занятия; - какие особенности мы видели в этом занятии и как их использовали, - как были выбраны форма занятия, вид занятия и почему'7 II. Какие особенности детей, группы были учтены при подготовке к занятию и почему? III. Почему были поставлены такие задачи? (Какие главные задачи решались и почему?). IV. Почему была избрана именно такая структура занятия? Обосновать, рациональна ли она. V. Обоснование хода занятия, взаимодействие воспитателя и детей (почем) такие содержание, средства и методы, что это дало?). Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования по отношению к плану) в ходе занятия? Если да, то какие, почему, к чему они привели? В. Удалось ли решить на необходимом (оптимальном) уровне поставленные задачи, избежать перегрузки, снижения мотивации, ухудшения самочувствия детей и т п. Г. Каковы причины успехов и недостатков занятия? Какие видны неиспользованные резервы, возможности? Что на этом занятии Вы сделали бы иначе (в другой группе)?
Д. Какие выводы из занятия необходимо сделать? Практикум № 2. Схема анализа занятия. I. Организация деятельности дефектолога: 1.1 наличие плана-конспекта и степень реализации его дефектологом; 1.2 оснащенность наглядными пособиями и эффективность их использования; 1.3 выполнение психологических и гигиенических требований (чередование видов деятельности; оптимальность воздушного, теплового и санитарного режимов, учет индивидуальных и психологических особенностей детей) 1.4 уровень подготовленности дефектолоа; 1.5 рациональность использования времени: длительность всего занятия, его частей и этапов. II. Дидактическая деятельность дефектолога: 2.1 учет принципов дидактики; специфических принципов; 2.2 осуществление дифференцированного подхода; 2.3 оптимальность методов и приемов обучения, их сочетание; 2.4 какие нетрадиционные методы и приемы использовал воспитатель? Можно ли их отнести к разряду инновационных? Почему? 2.5 Соответствие логики занятия возрасту и развитию детей; 2.6 Использование элементов проблемности, повышающих активность познавательной и мыслительной деятельности детей. III. Воспитательная деятельность педагога: 3.1 Какие воспитательные задачи решались в процессе занятия 3.2 Какова степень реализации воспитательных задач, их соответствие возрасту детей. IV. Коррекционная деятельность педагога: 4.1 Какие коррекционные задачи решались в процессе занятия. 4.2 Учет структуры дефекта при отборе методов, содержания занятия. V. Проявление личностных качеств воспитателя: 5.1 Речь (темп, дикция, эмоциональность, выразительность). 5.2 Педагогическая культура и такт. 4.3 Позиция по отношению к детям, стиль педагогического руководства. 5.4 Внешний вид. VI. Деятельность детей: 6.1 Степень активности и уровень работоспособности. 6.2 Наличие интереса. 6.3 Наличие навыков самостоятельной работы. 6.4 Какова степень речевой активности детей на занятии, ее соответствие степени потери слуха, использование детьми дактилирования. 6.5 Определите уровень сформированности навыков учебной деятельности у детей, соответствие его возрасту. Практикум № 3. Примерная характеристика ребенка дошкольника. Методические рекомендации. Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения. Изучение дошкольников следует проводить в естественных условиях воспитания и бучения При изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности дошкольников, но и стремится к выяснению мотивов его поведения и действий.
Основой изучения дошкольников являются материалы психологического наблюдения а поведением ребенка, разными видами его деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением). Всестороннее познание ребенка требует от педагога- психолога применения и других методов детской психологии - анализа продуктов деятельности, эксперимента, проективных методов, тестов и др. Характеристика должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного изучения. Характеристика ребенка дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого. Характеристика включает оценку взаимоотношений ребенка со сверстниками и дается на фоне детской группы. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, медицинским персоналом и др.). Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития дошкольника, дать прогноз развития. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции, а также в дальнейшем совершенствовании. ПРОГРАММА ХАРАКТЕРИСТИКИ 1. Общие сведения о ребенке 1.1 имя я фамилия; дата и место рождения; возраст во время исследования: 1.2 место жительства ребенка; 1.3 родители; 1.4 детский сад, группа, год пребывания. 2. Методы исследования 2.1 кто и как исследовал; 2.2 кто давал сообщения при сборе анамнеза и др. 3. Факторы развития и жизненные условия: 3.1 семейные предрасположения: возраст отца и матери вo время рождения ребенка; серьезные заболевания среди родственников; психические нарушения и аномалии у родителей, родственников; ярко выраженные способности (отсутствие их)долголетие; 3.2 врожденные предрасположения: протекание беременности и родов, 3.3 раннее развитие: физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни; развитие анализаторов, движений, речи, овладение действиями с предметами, эмоциональные проявления; 3.4 перенесенные заболевания и травмы, ил последствия; 3.5 влияние семья: образование и профессия родителей; отношение родителей к ребенку, детскому саду; применяемые методы поощрения и наказания; 3. 5 место ребенка в семейных отношениях; есть ли бритья, сестры; 3.6 условия развития в детском саду: а) педагоги (с момента поступления в детский сад), оспитывающие ребенка, качества их личности; доминирующей стиль общения, отношение к детям, к исследуемому ребенку; отношение ребенка к окружающим взрослым в детском саду - к воспитателям, музыкальному руководителю, няне и т д.; б) сверстники, «детское общество»: положение ребенка в системе межличностных отношений; общий эмоциональный климат в группе; мотивы взаимоотношений, наличие группировок; в) другие люди, входящие в микросреду ребенка, частота я характер их взаимоотношений. 4. Характеристика основных видов деятельности: 4.1 игра: любимые игры, сюжет, содержание игр, их длительность; поведение в игре, взаимоотношения со сверстниками; уровень развития игровой деятельности; нарушения игровой деятельности и их предполагаемые причины: 4 2 особенности художественной деятельности: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыкальная, художественно- речевая, театрально-художественная деятельность; какие виды предпочитает; проявления творчества; отклонения в развитии художественной деятельности, проявление в ней симптомов невротизма, фрустрации, подавленности, тревожности и т.д.; 4.3 развитие бытовой и трудовой деятельности: отношение к труду, преобладающие мотивы трудовой деятельности; представление о труде взрослых; владение навыками и умениями бытовой и трудовой деятельности, развитие культурно-гигиенических умений и навыков; 4.4 предпосылки учебной деятельности: уровень развития учебной деятельности: отношение к учебной деятельности; затруднения; 5. Личность дошкольника: 5.1 характеристика мотивационно-потребностной сферы: интересы, стремления, мечты, ценностные ориентации; выражение потребности в самоутверждении, признании др.; депривацию каких потребностей переживает ребенок; 5.2 эмоциональная сфера: развитие высших чувств (нравственных, познавательных, эстетических), типичные формы их выражения по отношению к конкретным людям (сверстникам, педагогам и др.); отношение к животным, растениям; отношение к себе; достижения, неудачи; преобладающее настроение; имеет ли место чувство неполноценности, неуверенности в себе; 5.3 развитие воли: умеет ли управлять своим поведением, чувствами: отношение к трудностям; 5.4личностная и волевая готовность к школе 6. Индивидуальные особенности ребенка 6.1 темперамент ребенка: факты поведения, позволяющие отнести его к. одному из типов темперамента; 6.2 способности ребенка: общая одаренность, специальные способности, 6.3полоролевое развитие; особенности протекания процесса половой идентификации. 7. Особенности познавательной деятельности ребенка: 7.1 сенсорное развитие ребенка: овладение сенсорными эталонами, перцептивными действиями и др.; художественное восприятие дошкольника; развитие наблюдательности; индивидуальные особенности в развития сенсорики; отклонения; 72 развитие внимания: умение сосредоточиваться, устойчивость внимания, объем, переключение, распределение внимания: степень развития произвольного внимания; 7.3 особенности памяти: быстрота, точность и прочность, объем; развитие образной памяти; уровень развития произвольного запоминания; нарушения, отклонения в мнемической деятельности, предполагаемые причины; 7.4 особенности мышления; познавательная активность ребенка; развитие мыслительных операций; характеристика понятий, суждений и умозаключений; развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно- логического мышления; знания дошкольника (стабильные и формирующиеся); отклонения в умственном развитии, предполагаемые причины; 7.5 особенности речи: речевая активность; словарь ребенка; владение грамматическим строем языка; фонетические особенности речи; выразительность речи, развитие фонематическою слуха, сформированность осознанного отношения к языку; недостатки речи, предполагаемые причины; 7.6 развитие воображения: воссоздающее и творческое воображение: особенности детского воображения; воссоздающее и творческое воображение; какие личностные качества, отклонения в психическом развития проявляются в образах детского воображения? 8. Заключение 9. Прогноз 10.План коррекционно-развивающей работы с ребенком. Практикум № 4. Заключение по результатам психолого-педагогического консилиума. Ф.И.О. ребенка, возраст Участники консилиума:
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования: Актуальное состояние:
Наличие отклонений и особенностей развития:
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы:
Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
Содержание социально-диспетчерской деятельности участников консилиума:
Дата заполнения: Подписи участников: Практикум №5. Схема дневника – отчета. Дневник - отчет о результатах производственной практики в качестве логопеда СДОУ студента___________________________________________________________ факультета___________________________курса______группы________
Проходил производственную практику с ________ по _____ ______года в __________ № ________ г._________________________ Руководители практики:__________________________________________________________
Логопед образовательного учреждения I. Принял участие:
II. Изучил документы. 1. ___________________________________________________________ 2. ___________________________________________________________ III. Провел исследования.
IV. План-сетка самостоятельной работы в качестве логопеда
V. Провел пробные и зачетные мероприятия:
VI.Оценка работы студента а) по результатам диагностического обследования речевого развития детей: ____________________________________________________________ Оценка________________ Подпись_________________________________________________ Логопед образовательного учреждения б) по результатам коррекционно-развивающей работы: ___________________________________________________ Оценка________________ Подпись ___________________________________________ Логопед образовательного учреждения в) по результатам консультативной (профилактической) деятельности: ____________________________________________________________ Оценка________________ Подпись ___________________________________________ Логопед образовательного учреждения М.П. Подпись директора ОУ
Заключение руководителя педагогической практики КемГУ фДиКПиП: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Итоговая оценка____________________________________________ Преподаватель КемГУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|