Задания для самостоятельной работы
1. Перечислите основные структуры среднего уха, участвующие в звукопроведении. 2. Нарисуйте схему строения перепончатого лабиринта.Сделайте необходимые обозначения. 3. Назовите структуры, осуществляющие эфферентную иннервацию спирального органа.
Заключение Цель занятия достигнута при условии, что Вы научились определять гисто- и цитоархитектонику сложных рецепторов – органов вкуса, равновесия, слуха. Теперь Вы знаете, по каким морфологическим маркерам отличать на препаратах внутреннего уха: 1) улитку; 2) костный и перепончатый лабиринты; 3) спиральный орган; 4) внутренние и наружные волосковые, внутренние и наружные опорные клетки.
Основная литература 1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. -. С. 278-286. 2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов.М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 363-373. 3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. – М.: Медицина, 2004. – С. 211-222.
Дополнительная литература Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. С. 650-692
ДИАГНОСТИКА ПРЕПАРАТОВ ПО ГИСТОЛОГИИ ОРГАНОВ ЭНДОКРИННОЙ, НЕРВНОЙ И СЕНСОРНОЙ СИСТЕМ
Цель занятия Обобщить знания гистогенеза, строения и гистофизиологии органов эндокринной, нервной, сенсорной систем. Отработать умение анализировать гистологические препараты по данному разделу.
Ориентировочная основа действий Задание 1. Уметь диагностировать на гистологических препаратах следующие органы и анализировать образующие их морфофункциональные единицы и ткани:
-гипофиз кошки, гипофиз человека, щитовидную и околощитовидную железы, надпочечник; - нервный ствол, чувствительный и автономный ганглий, спинной мозг, мозжечок, кору большого мозга; - заднюю стенку глаза, роговицу, сетчатку глаза, угол глаза; вкусовую луковицу. вестибулярный лабиринт, улитку, спиральный орган. Знать: гистогенез, строение и гистофизиологию следующих органов и систем: - гипоталамо-гипофизарной нейросекреторной системы, гипофиза, надпочечника, эндокринных клеток дисперсной эндокринной системы; - чувствительного и автономного ганглиев, спинного мозга, нервных стволов и нервных окончаний, мозжечка, коры большого мозга; - вкусовой луковицы; вестибулярного лабиринта; рецепторов гравитации, ускорения и вибрации, их изменения в условиях невесомости, улитки, реактивность органа слуха в условиях шумового фактора, спирального органа, сетчатки глаза, ее изменения при световом ослеплении (атомный взрыв, повреждение лучом лазера), хрусталика, цилиарного тела и радужной оболочки; век, слезных желез. Объяснить: возрастные изменения органов, реакцию на воздействие неблагоприятных экологических факторов, особенности физиологической и репаративной регенерации тканей органов эндокринной, нервной и сенсорной систем. Задание 2. Уметь нарисовать схемы гистологического строения: гипоталамо-гипофизарной системы, аденогипофиза, нейрогипофиза; спинного мозга, чувствительного и автономного ганглиев, соматической и автономной рефлекторных дуг; цитоархитектоники коры мозжечка, взаимосвязи нейронов коры мозжечка, цито- и миелоархитектоники коры большого мозга, взаимосвязи ее нейронов; цитоархитектоники сетчатки, рецепторных клеток обонятельной области носа, вкусовой луковицы, органа равновесия; спирального ганглия.
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы, решить тесты и ситуационные задачи, приведенные в заданиях по частной гистологии соответствующих тем. Задание 4. Представить преподавателю для контроля изложенные письменно вопросы раздела «Задания для самостоятельной работы», конспекты лекций и дополнительной литературы, рекомендованной к практическим занятиям.
Заключение Цель занятия достигнута, если Вы правильно решили не менее 75% предложенных Вам тестовых задач; в индивидуальном собеседовании показали умение анализировать гистологические препараты, знания теоретического материала по разделам данного занятия, а также наличие у Вас представлений об источниках регенерации и диапазоне регенераторных возможностей изученных тканевых и органных структур.
Основная литература 1. Конспекты лекций. 2. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - С. 231-286. 3. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - С. 308-373. 4. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004. - С. 266-292; 180-190; 194-244. 5. Использовать материалы, приведенные в заданиях к практическим занятиям.
Дополнительная литература Руководство по гистологии. В 2т. Т.II. – СПб.: СпецЛит, 2001. - С. 429-690.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВЫ ЭМБРИОЛОГИИ) ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РАЗДЕЛА ПРОГЕНЕЗ. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. СПЕРМАТОГЕНЕЗ ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. ОВОГЕНЕЗ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА МУЖСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЯИЧКИ ОРГАНЫ ПОЛОВОГО ТРАКТА: ПРИДАТОК ЯИЧКА СЕМЯВЫНОСЯЩИЙ ПРОТОК СЕМЕННЫЕ ПУЗЫРЬКИ ПРОСТАТА ПОЛОВОЙ ЧЛЕН ЖЕНСКАЯ ПОЛОВАЯ СИСТЕМА ЯИЧНИКИ ОРГАНЫ ПОЛОВОГО ТРАКТА: МАТОЧНЫЕ ТРУБЫ МАТКА ВЛАГАЛИЩЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭМБРИОЛОГИИ РАЗВИТИЕ НИЗШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СИСТЕМА МАТЬ-ПЛОД. ПЛАЦЕНТА
МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. СПЕРМАТОГЕНЕЗ Цель занятия Знать фазы сперматогенеза и связанные с ними внутриклеточные процессы. Уметь объяснить процессы, происходящие в мейотическую фазу развития половых клеток. Иметь представления о реактивности мужских половых клеток. Работа с препаратами. Ориентировочная основа действий Задание 1. Препарат "Мазок сперматозоидов человека" (окраска - гематоксилин). В мазке рассмотреть свободно лежащие клетки. Обратить внимание на размеры головки и жгутика сперматозоида. Зарисовать один-два сперматозоида при большом увеличении; обозначить головку, шейку, жгутик, акросому. Задание 2. Учебная таблица "Схема сперматогенеза". Зарисовать схему сперматогенеза, обозначить фазы развития мужских половых клеток и название клеток в каждой из фаз. Задание 3. Электронная микрофотография «Сперматозоид человека». Схематически зарисовать ультраструктуру мужской половой клетки и обозначить головку, шейку, жгутик, ядро, акросому, митохондрии, проксимальную и дистальную центриоли, хвостовую нить (аксонему).
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ "Сперматогенез" (окраска - гематоксилин и эозин). При большом увеличении микроскопа рассмотреть один-два поперечных среза извитых семенных канальцев яичка и в их составе: базальную мембрану, сперматогонии, первичные сперматоциты (сперматоциты I порядка), сперматиды, сперматозоиды, сустентоциты (поддерживающие эпителиоциты - клетки Сертоли).
Описание препарата Процесс сперматогенеза изучается на срезе мужской половой железы - яичка. При малом увеличении микроскопа видно, что основную массу яичка составляют срезы семенных извитых канальцев, в которых происходит развитие мужских половых клеток. Поскольку сперматогенез протекает волнообразно по длиннику извитого канальца, на каком-либо одном поперечном или скошенном срезе канальца не всегда удается рассмотреть все фазы сперматогенеза и соответствующие им формы клеток. Поэтому при работе с препаратом необходимо исследовать несколько разных срезов канальца. Снаружи каждый извитой каналец ограничен базальной мембраной. Непосредственно на ней (что хорошо видно при большом увеличении микроскопа) располагается ряд клеток небольших размеров, часто с фигурами митозов - это сперматогонии. На уровне сперматогоний на некотором расстоянии друг от друга лежат крупные клетки со светлыми ядрами - клетки Сертоли. В ходе сперматогенеза половые клетки постепенно перемещаются от базальной мембраны к центру канальца, поэтому более зрелые их формы будут располагаться ближе к центру. Над сперматогониями можно видеть первичные сперматоциты (сперматоциты I порядка) - самые крупные клетки с пузыревидными округлыми ядрами и хромосомами в профазе 1-го деления мейоза. При световой микроскопии они трудно отличимы от вторичных сперматоцитов (сперматоцитов II порядка), которые из-за отсутствия интерфазы между первым и вторым делениями мейоза практически не встречаются в препарате. Еще ближе к центру располагаются сперматиды - мелкие слабо окрашенные клетки, лежащие в 3-4 ряда. В самом центре канальца находятся формирующиеся сперматозоиды, имеющие характерную форму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|