Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Перечислите основные структуры среднего уха, участвующие в звукопроведении.

2. Нарисуйте схему строения перепончатого лабиринта.Сделайте необходимые обозначения.

3. Назовите структуры, осуществляющие эфферентную иннервацию спирального органа.

 

 

Заключение

Цель занятия достигнута при условии, что Вы научились определять гисто- и цитоархитектонику сложных рецепторов – органов вкуса, равновесия, слуха.

Теперь Вы знаете, по каким морфологическим маркерам отличать на препаратах внутреннего уха:

1) улитку;

2) костный и перепончатый лабиринты;

3) спиральный орган;

4) внутренние и наружные волосковые, внутренние и наружные опорные клетки.

 

Основная литература

1. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. -. С. 278-286.

2. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов.М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 363-373.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. – М.: Медицина, 2004. – С. 211-222.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2 т. Т. II. – СПб.: СпецЛит, 2001. С. 650-692

 

ДИАГНОСТИКА ПРЕПАРАТОВ

ПО ГИСТОЛОГИИ ОРГАНОВ ЭНДОКРИННОЙ, НЕРВНОЙ И

СЕНСОРНОЙ СИСТЕМ

 

Цель занятия

Обобщить знания гистогенеза, строения и гистофизиологии органов эндокринной, нервной, сенсорной систем. Отработать умение анализировать гистологические препараты по данному разделу.

 

Ориентировочная основа действий

Задание 1. Уметь диагностировать на гистологических препаратах следующие органы и анализировать образующие их морфофункциональные единицы и ткани:

-гипофиз кошки, гипофиз человека, щитовидную и околощитовидную железы, надпочечник;

- нервный ствол, чувствительный и автономный ганглий, спинной мозг, мозжечок, кору большого мозга;

- заднюю стенку глаза, роговицу, сетчатку глаза, угол глаза; вкусовую луковицу. вестибулярный лабиринт, улитку, спиральный орган.

Знать: гистогенез, строение и гистофизиологию следующих органов и систем:

- гипоталамо-гипофизарной нейросекреторной системы, гипофиза, надпочечника, эндокринных клеток дисперсной эндокринной системы;

- чувствительного и автономного ганглиев, спинного мозга, нервных стволов и нервных окончаний, мозжечка, коры большого мозга;

- вкусовой луковицы; вестибулярного лабиринта; рецепторов гравитации, ускорения и вибрации, их изменения в условиях невесомости, улитки, реактивность органа слуха в условиях шумового фактора, спирального органа, сетчатки глаза, ее изменения при световом ослеплении (атомный взрыв, повреждение лучом лазера), хрусталика, цилиарного тела и радужной оболочки; век, слезных желез.

Объяснить: возрастные изменения органов, реакцию на воздействие неблагоприятных экологических факторов, особенности физиологической и репаративной регенерации тканей органов эндокринной, нервной и сенсорной систем.

Задание 2. Уметь нарисовать схемы гистологического строения: гипоталамо-гипофизарной системы, аденогипофиза, нейрогипофиза; спинного мозга, чувствительного и автономного ганглиев, соматической и автономной рефлекторных дуг; цитоархитектоники коры мозжечка, взаимосвязи нейронов коры мозжечка, цито- и миелоархитектоники коры большого мозга, взаимосвязи ее нейронов; цитоархитектоники сетчатки, рецепторных клеток обонятельной области носа, вкусовой луковицы, органа равновесия; спирального ганглия.

Задание 3. Ответить на контрольные вопросы, решить тесты и ситуационные задачи, приведенные в заданиях по частной гистологии соответствующих тем.

Задание 4. Представить преподавателю для контроля изложенные письменно вопросы раздела «Задания для самостоятельной работы», конспекты лекций и дополнительной литературы, рекомендованной к практическим занятиям.

 

Заключение

Цель занятия достигнута, если Вы правильно решили не менее 75% предложенных Вам тестовых задач; в индивидуальном собеседовании показали умение анализировать гистологические препараты, знания теоретического материала по разделам данного занятия, а также наличие у Вас представлений об источниках регенерации и диапазоне регенераторных возможностей изученных тканевых и органных структур.

 

Основная литература

1. Конспекты лекций.

2. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2004. - С. 231-286.

3. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - С. 308-373.

4. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов. - М.: Медицина, 2004. - С. 266-292; 180-190; 194-244.

5. Использовать материалы, приведенные в заданиях к практическим занятиям.

 

Дополнительная литература

Руководство по гистологии. В 2т. Т.II. – СПб.: СпецЛит, 2001. - С. 429-690.

 

 

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (ОСНОВЫ ЭМБРИОЛОГИИ)

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РАЗДЕЛА

ПРОГЕНЕЗ. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ

МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. СПЕРМАТОГЕНЕЗ

ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. ОВОГЕНЕЗ

ПОЛОВАЯ СИСТЕМА

МУЖ­СКАЯ ПО­ЛО­ВАЯ СИС­ТЕ­МА

ЯИЧ­КИ

ОР­ГА­НЫ ПО­ЛО­ВО­ГО ТРАК­ТА:

ПРИ­ДА­ТОК ЯИЧ­КА

СЕ­МЯ­ВЫ­НО­СЯ­ЩИЙ ПРО­ТОК

СЕ­МЕН­НЫЕ ПУ­ЗЫРЬ­КИ

ПРОСТАТА

ПО­ЛО­ВОЙ ЧЛЕН

ЖЕН­СКАЯ ПО­ЛО­ВАЯ СИС­ТЕ­МА

ЯИЧ­НИ­КИ

ОР­ГА­НЫ ПО­ЛО­ВО­ГО ТРАК­ТА:

МА­ТОЧ­НЫЕ ТРУ­БЫ

МАТ­КА

ВЛА­ГА­ЛИ­ЩЕ

ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭМБРИОЛОГИИ
ПОЗВОНОЧНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

РАЗВИТИЕ НИЗШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПОЗВОНОЧНЫХ

ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СИСТЕМА

МАТЬ-ПЛОД. ПЛАЦЕНТА

 

МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ. СПЕРМАТОГЕНЕЗ

Цель за­ня­тия

Знать фазы спер­ма­то­ге­не­за и свя­зан­ные с ни­ми внут­ри­кле­точ­ные про­цес­сы. Уметь объ­яс­нить про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в мей­о­ти­че­скую фа­зу раз­ви­тия по­ло­вых кле­ток. Иметь пред­став­ле­ния о ре­ак­тив­но­сти муж­ских половых клеток.

Ра­бо­та с пре­па­ра­та­ми. Ори­ен­ти­ро­воч­ная ос­но­ва дей­ст­вий

Задание 1. Препарат "Ма­зок спер­ма­то­зои­дов че­ло­ве­ка" (окраска - ге­ма­ток­си­лин). В маз­ке рас­смот­реть сво­бод­но ле­жа­щие клет­ки. Об­ра­тить вни­ма­ние на раз­ме­ры го­лов­ки и жгутика спер­ма­то­зои­да. Зарисовать один-два сперматозоида при большом увеличении; обозначить головку, шейку, жгутик, акросому.

Задание 2. Учебная таблица "Схема сперматогенеза". Зарисо­вать схему сперматогенеза, обозначить фазы развития мужских половых клеток и название клеток в каждой из фаз.

Задание 3. Электронная микрофотография «Сперматозоид чело­века». Схематически зарисовать ультраструктуру мужской половой клетки и обозначить головку, шейку, жгутик, ядро, акросому, митохондрии, проксимальную и дистальную центриоли, хвостовую нить (аксонему).

 

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ПРЕПАРАТ

"Сперматогенез" (окраска - гематоксилин и эозин).

При большом увеличении микроскопа рассмотреть один-два поперечных сре­за извитых семенных канальцев яичка и в их составе: базаль­ную мембрану, сперматогонии, первичные сперматоциты (сперматоциты I порядка), сперма­тиды, сперматозоиды, сустентоциты (поддерживающие эпителиоциты - клетки Сертоли).

 

Описание препарата

Процесс сперматогенеза изучается на срезе мужской половой железы - яичка. При малом увеличении микроскопа видно, что основную массу яичка составляют срезы семенных извитых канальцев, в которых происходит развитие мужских половых клеток. Поскольку сперматогенез протекает волнообразно по длиннику извитого канальца, на каком-либо одном поперечном или скошенном срезе канальца не всегда удается рассмотреть все фазы сперматогенеза и соответствующие им формы клеток. Поэтому при работе с препаратом необходимо исследовать несколько разных срезов канальца. Снаружи каждый извитой каналец ограничен базальной мембраной. Непосредственно на ней (что хорошо видно при большом увеличении микроскопа) располагается ряд клеток небольших размеров, часто с фигурами митозов - это сперматогонии. На уровне сперматогоний на некотором расстоянии друг от друга лежат крупные клетки со светлыми ядрами - клетки Сертоли. В ходе сперматогенеза половые клетки постепенно перемещаются от базальной мембраны к центру канальца, поэтому более зрелые их формы будут располагаться ближе к центру. Над сперматогониями можно видеть первичные сперматоциты (сперматоциты I порядка) - самые крупные клетки с пузыревидными округлыми ядрами и хромосомами в профазе 1-го деления мейоза. При световой микроскопии они трудно отличимы от вторичных сперматоцитов (сперматоцитов II порядка), которые из-за отсутствия интерфазы между первым и вторым делениями мейоза практически не встречаются в препарате. Еще ближе к центру располага­ются сперматиды - мелкие слабо окрашенные клетки, лежащие в 3-4 ряда. В самом центре канальца находятся формирующиеся спер­матозоиды, имеющие характерную форму.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...