Практическое занятие 2.9. Числовые функции.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Понятие функции. 2. Способы задания функции. 3. Свойства функции. 4. Обратная функция. 5. Элементарные функции их свойства: a. прямая пропорциональность; b. обратная пропорциональность; c. линейная функция; d. квадратичная функция. Задания для самостоятельной работы 1. На рис.1 изображены графы различных отношений. Найдите среди них те, которые задают функции. Для каждой функции укажите область определения и множество значений. а) б) в) Рис.1 2. Каждому числу из множества Х = {3, 4, 5} поставлен его делитель из множества натуральных чисел. Является ли это отношение функцией? 3. На рисунке 2 изображены графики функций f, g, h. Укажите область определения и область значений каждой. Установите, возрастают они или убывают на данной области определения. Найдите для каждой функции наибольшее и наименьшее значение на всей области определения.
Рис. 2
4. Постройте график функции у = 5 – х, если ее область определения Х такова: а) Х = {0, 1, 2, 3, 4, 5}; б) Х = [0; 5]; в) Х = R. 5. Функция f задана при помощи таблицы:
а) Укажите ее область определения и область значений. б) Задайте функцию f при помощи формулы. в) Постройте график функции f на координатной плоскости. д) Докажите, что функция f возрастает на всей области определении. 6. Не выполняя построения графика, установите, принадлежит ли графику функции у = 2х + 7 точка М, если: а) М (8, 25) б) М (-1,7; 10,4); в) М (0,4; 6). 7. Изучая математику в начальных классах, учащиеся выполняют задания: а) 39 + а. Вычисли сумму, если а принимает значения 0, 6, 15, 31, 46, 52.
б) – 9. Вычисли разность, поставив в окошко числа 10, 11, 12. в) Составь все возможные примеры на сложение однозначных чисел с ответом 12. Покажите, что в каждом из этих заданий устанавливается соответствие между двумя числовыми множествами и это соответствие функция. Назовите в каждом случае область ее определения и область значений. 8. Докажите, что соответствие между значениями переменных х и у, рассматриваемое в задаче, является функцией; укажите область ее значений при условии, что х < 5; постройте график данной функции: а) Катя купила 3 тетради, а Лена на х тетрадей больше. Сколько тетрадей (у) купили Лена и Катя вместе? б) Из пунктов А и В навстречу друг другу вышли два туриста. При встрече оказалось, что один прошел 3 км, а второй на х км больше. Каково расстояние (у км) между пунктами А и В? 9. У одного ученика было 2 тетради. В течение 6 дней он каждый день покупал по 3 новых тетради. Сколько тетрадей (у) у него будет через х дней? Выразите у через х и покажите, что установленное соответствие – функция. Укажите ее область определения и область значений. Постройте график. 10. Известно, что функция f является прямой пропорциональностью, задана на множестве Х = { 1, 2, 3, 4, 5, 6} и при х, равном 3, значение функции равно 12. а) Задайте функцию f при помощи формулы и таблицы; постройте ее график. б) Какие свойства функции f можно проиллюстрировать при помощи таблицы и графика? в) Какие из названных свойств вы будете использовать, решая задачу: «В 3 пакета разложили поровну 12 кг муки. Сколько килограммов муки можно разложить в 6 таких пакетов?» 11. Известно, что функция f является обратной пропорциональностью, задана на множестве Х = { 1, 2, 3, 5, 6, 10, 15, 30} и при х, равном 5, значение функции f равно 6. а) Задайте функцию f при помощи формулы и таблицы; постройте ее график. б) Какие свойства функции f можно проиллюстрировать при помощи таблицы и графика?
в) Какие из названных свойств вы будете использовать, решая задачу: «Муку разложили в 10 пакетов по 3 кг в каждый. Сколько получилось бы пакетов, если бы в каждый положили по 6 кг муки?» 12. Покажите, что зависимость между величинами, о которых идет речь в нижеприведенной задаче, может быть выражена формулой у = kx. Из 24 м ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется ткани на 16 таких же платьев? 13. Одна сторона прямоугольника 3 см, а другая – х см. Какова площадь (у см2) этого прямоугольника? Постройте график полученного соответствия при условии, что х £ 6. Докажите, что это соответствие – функция. 14. Учащимся дано задание заполнить таблицу
Задает ли эта таблица функцию? Какую? Какое свойство этой функции Можно проиллюстрировать при помощи данной таблицы? 15. Используя понятие прямой и обратной пропорциональности, обоснуйте способы решения нижеприведенных задач, рассматриваемых в начальных классах. а) Из каждых 10 м ситца получались 3 рубашки. Сколько таких рубашек можно сшить из 50 м ситца? б) Скорость машины 60 км/ч, скорость велосипедиста в 5 раз меньше. Велосипедист проехал расстояние от села до железнодорожной станции за 2 ч. 3а сколько минут можно проехать это расстояние на машине? в) За 15 м ткани уплатили 45 р. Сколько метров такой же ткани можно купить на 24 р.? г) Два столяра, один из которых работал 6 дней, а второй – 5 дней, отремонтировали по одинаковому количеству стульев. По сколько стульев в день ремонтировал второй столяр, если известно, что первый ремонтировал по 10 стульев в день?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|