Методология изучения систем
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Основные черты системного подхода. Специфические принципы системного подхода. 1) принцип системности; 2) принцип иерархичности познания. Требует трехуровневого изучения предмета: n изучение самого предмета - «собственный уровень»; n изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - вышестоящий уровень; n изучение этого предмета в соответствии с составляющими данный предмет компонентами - нижестоящий уровень. 3) принцип интеграции - изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие основных механизмов интеграции целого; 4) принцип формализации - получение количественных характеристик, создание методов сужающих неоднородность понятий, определений, оценок. Рассмотри более подробно некоторые принципы системного подхода. Уровни изучения систем (общая стратификация). Сложную систему чаще всего невозможно охватить полностью и детально представить. На практике это не всегда и требуется. Тогда возникает проблема компромисса между простотой описания, понимания системы и необходимостью учета многочисленных и разноплановых характеристик системы. Одним из путей решения этой проблемы является послойное - стратифицированное описание (от лат. stratum - настил, facere - делать). Основными уровнями изучения системы являются: n микроскопический; n макроскопический. Макроскопическое изучение заключается в игнорировании детальной структуры системы и наблюдении только общего поведения системы как целого, в оценке ее интегративных характеристик. К числу макроскопических характеристик относятся: n тип структуры и границы системы; n характер взаимосвязи «вход - выход»;
n особенности функционирования (дискретное или непрерывное); n степень организованности и высоты организации; n особенности жизненного цикла системы; n эффективность системы. Микроскопическое изучение системы связано с детальным описанием каждой из компонент системы, всех внутренних процессов. Центральным для микроскопического представления является понятие элемента. В рамках микроскопического уровня изучаются: n структура системы; n связи и функции элементов; n эффективность элементов. Сведения о системе могут быть оформлены в виде следующих описаний: n морфологического; n функционального; n информационного; n процессуального; n прагматического. Морфологическое описание должно дать представление о строении системы. Морфологическое изучение проводится в следующей последовательности: 1) определение границ системы; 2) изучаются подсистема первого уровня, далее компоненты последующих уровней вплоть до уровня элементов; 3) характер межкомпонентных связей и связей с внешней средой; 4) характер пространственно-временной организации компонентного состава и связей; 5) изучается изменчивость и особенности морфологии на различных стадиях существования системы. Глубина морфологического анализа определяется тремя факторами: - стоящими задачами исследования; - значимостью влияния нижестоящих слоев структуры на интегративные характеристики системы; - достижимой степенью снятия неопределенности. Основной задачей функционального описания является определение поведения системы, ее возможностей и отношения к другим системам. Функциональное описание имеет иерархическую схему и должно отражать иерархию функций, процессы, параметры системы. Наиболее рациональным методом функционального описания является описание более высокого уровня на основе обобщенных и факторизованных переменных низшего уровня.
Задачи информационного описания заключаются в определении характеристик организации системы и оценке ее сложности. Целью процессуального изучения является определение особенностей жизненного цикла системы, характеристик протекающих в системе процессов. Задачей прагматического описания является получение прагматических характеристик: назначение, цель, эффективность, критерии оптимальности и т.п. Прагматическое описание выполняется только для целенаправленных систем. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Понятие системного анализа. Системный анализ является научным направлением, обеспечивающим на базе системного подхода разработку методов и процедур решения слабострукторизованных систем при наличии существенной неопределенности. Объектом системного анализа являются различные системы. Предметом системного анализа являются общесистемные характеристики и взаимосвязи системы с окружением. Задачами системного анализа являются: n разработка общих принципов проведения исследований сложных систем, включая принципы интегрирования различных методов; n разработка методов разрешения проблемы сложности и неопределенности; n решение проблемы предельных характеристик системы; n разработка принципов имитационного моделирования. Основные концепции системного анализа: 1) системный подход; 2) количественная оценка различных свойств, характеристик и факторов и построение на их основе математической модели; 3) процессуальное рассмотрение всех стратов системы (морфологического, функционального, информационного, прагматического), обеспечивающее определение перспектив развития и более отчетливых целей; 4) широкое использование ЭВТ. Методы системного анализа. Методы системного анализа можно разбить на группы: 1) эвристическое программирование; 2) семиотические методы; 3) методы аналогий; 4) аналитические методы; 5) имитационное моделирование. Эвристическое программирование. Существующие методы математического анализа, которые оправдали себя в сравнительно простых случаях, обычно оказываются неэффективными при исследовании работы сложных систем. В связи с этим широкое распространение получили методы эвристического программирования.
Эвристические методы разрабатываются на принципах обобщения человеческого опыта и целесообразности применения соответствующих приемов в определенных ситуациях. В качестве примера можно привести методы экспертных оценок. Недостатком эвристических методов является отсутствие формальных правил поиска эвристик. Поиск эвристических приемов чаще всего искусство, процесс субъективный, и не всегда приводит к положительным результатам. Семиотические методы. Эти методы основаны на возможностях выразительных средств естественного языка, которые позволяют весьма эффективно и при определенных соглашениях однозначно описывать широкий класс объектов, процессов, явлений. Одним из методов реализующих семиотический подход, является ситуационное управления. В основе этого метода лежат следующие принципы: 1) модель объекта управления и описание протекающих в нем процессов, а также модель описания ситуаций являются семиотическими и строятся на основе текстов на естественном языке; 2) Формирование модели объекта и протекающих в нем процессов происходит либо путем ее создания специалистом до ввода в ЭВМ, либо на основе анализа поведения объекта в различных ситуациях, проводимого самой ЭВМ. Общая модель включает: n нулевой уровень, где хранится множество базовых понятий; n первый уровень, содержащий мгновенные фотографии реальных ситуаций; n второй уровень, где отражаются закономерные связи между предметами внешнего мира в терминах мелких единиц; n последующие уровни основаны на постепенном обобщении в более крупные структурные элементы системы. Таким образом, вся модель маслится как совокупность целого ряда моделей, начиная от модели непосредственного опознания на первом уровне и кончая моделью образования абстрактных понятий. Недостатком семиотических метолов является: - большая «ручная» работа по формированию базовых понятий и базовых отношений; - сформированный базис ограничивает круг задач, которые могут быть решены с помощью данной модели; - при изменении части условий ситуации или границ системы требуется существенная переработка модели.
Методы аналогий включает прежде всего так называемые бионические аспекты. В этом случае биологическую систему рассматривают как прототип изучаемой системы, сто позволяет использовать опыт, накопленный живой природой в процессе длительной эволюции. Чаще всего бионический подход играет роль методологического совета, позволяет избежать некоторых ошибок. В других случаях, наоборот, сложную систему рассматривают или, точнее говоря, по каким-то характеристикам, процессам редуцируют систему к уровню многоэлементных физических систем (идеальный газ, гравитационные системы и т.п.). Это позволяет снизить сложность проблемы за счет сведения к известным и хорошо изученным задачам и за счет резкого уменьшения числа принимаемых во внимание фазовых переменных (основных факторов). Аналитические методы, используемые в системном анализе, весьма разнообразны. Так, в системном анализе используются практически все математические схемы исследования операций и методы теории принятия решений, а также специфические приемы и методы: метод «черного ящика», метод агрегатов, модели теории графив, модели, основанные на концепциях теории информации и другие. Недостатками аналитических методов является: n В сложных ситуациях только отдельные слагающие общей проблемы поддаются аналитическим оценкам; n Недостаточное освоение современного аппарата математика, математической логики, теории множеств, теории групп; n Определенная узость исходных понятий и правил современной аналитики. Помимо числа, величины, точки, примой, плоскости, отношений и других понятий составляющих фундамент современной математики, должны быть введены понятия, которые в большей степени соответствуют развитию количественных отношений в социальных и гуманитарных областях. Например, понятие неопределенности. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|