Понятие системы управления
Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта, и называется управлением. Системы, в которых протекают процессы управления, называются системами управления. На рис. 4 представлена структура системы управления. Система, формирующая управляющее воздействие u(t), называется управляющей подсистемой. Система, «испытывающая» на себе внешние воздействия, называется управляемой подсистемой (объектом управления). Обе эти системы в совокупности с учетом их взаимодействия образуют уже новую систему управления, как совокупность двух подсистем (управляющей и управляемой). Связь от управляющей подсистемы к управляемой называется прямой связью. Такая связь имеется в любой без исключения системе управления (иначе не будет возможности управлять), противоположная по направлению действия связь (от управляемой подсистемы к управляющей) называется обратной связью.
Рис. 4. Состав системы управления.
ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Цель определяется как вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания. Потребность - категория объективная, цель - субъективная категория, определяемая имеющимся опытом. Результат - это мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности. Цель есть конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирования создаваемой системы. Отсюда возникает причинно-следственная цепочка (рис. 5): потребность ~ цель ~ функционирование (управляемой) системы ~ результат.
Реализация потребности связана с возможными альтернативными путями ее реализации. Выбор альтернативного варианта связан с оценкой возможностей на данном уровне знания, то есть определяется не только выбором определенной и конкретной совокупности методов и средств, обеспечивающих реализацию модели в данных условиях. Потребность - это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешней средой (миром), в том числе и с социальным, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования. Существование субъектов поддерживается возникновением и удовлетворением потребностей. Для людей она является движущей «пружиной» поведения и сознания, определенной зависимостью человека от внешнего мира, субъективному миру, ее нуждой в таких предметах и условиях, которые необходимы для ее нормальной жизнедеятельности, для самоутверждения и развития». Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта. Рассмотрим свойства цели: ¾ цель находится в непосредственной зависимости от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием; ¾ выбор цели сугубо субъективный, то есть выбор основан на конкретном знании индивида или сообщества; ¾ цель конкретна; ¾ цель всегда несет в себе элемент неопределенности, что приводит к некоторому «рассогласованию» фактически полученного результата и той модели, которая была сформирована; ¾ наличие неопределенности в исходной модели делает цель средством оценки будущего результата.
Рис. 5. Понятие цели системы управления.
Рассмотрим некоторые соотношения потребности и цели в социальных образованиях. Известно, что каждый человек индивидуален и одновременно является социальным элементов, будучи членом определенного сообщества, определенной социальной организации.
Принято считать, что требование (предписание, директива) «вышестоящей» организации безусловно для «нижестоящей», и поэтому, следовательно, автоматически трансформируется в цель для него, которую необходимо также безусловно реализовать. Цель реальных систем можно свести к трем основным видам формального их задания: ¾ требуемое конечное состояние системы; ¾ требуемый порядок смены состояний - движения системы; ¾ требуемое «направление» движения системы без фиксации конкретной конечной точки.
ЗАКОН УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|