Специфика отдельных видов анализа и синтеза организационных систем управления
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
В основу структурного анализа и синтеза организационных систем управления должен быть положен системно-исторический подход. Системно-исторический подход предполагает учет целей и задач, решаемых системой на данном историческом этапе ее развития, причем во времени, собственно ей принадлежащем. С целью обеспечения эффективного управления структура системы должна адаптироваться к изменяющейся обстановке путем периодического решения следующих задач: + оценки и определения рационального числа уровней управления; + корректировки состава органов управления, отношений и связей между ними; + определения предельного числа исполнителей, подчиненных органам управления и отдельным руководителям; + установления рациональной численности всего управленческого персонала системы при заданном количестве непосредственных исполнителей; + оценки и определение мест размещения органов управления для обеспечения требуемой устойчивости и оперативности управления. Наряду с решением указанных задач должны решаться задачи структурного анализа и синтеза технических и эргатических систем управления, которые могут быть как отдельные элементы в организационные системы управления. Функциональный анализ и синтез организационных систем управления логически связан с перечисленными структурными задачами и включает решение следующих задач: определение целей управления и построение дерева целей, соответствующего иерархической структуре системы управления; определение перечня и содержания основных задач управления, установление их взаимосвязи по входной и выходной информации; анализ и рациональное распределение функций управления между органами и отдельными руководителями;
анализ и определение обязанностей, прав, ответственности и соподчиненности органов и отдельных должностных лиц при решении задач управления; исследование и разработку эффективных методов решения задач управления; обобщение и применение принципов управления, разработанных в ходе исторического развития и совершенствования исследуемых систем. Следует отметить, что в наиболее общей форме функциональный синтез новой системы включает: · определение всех необходимых функций, которые должны быть выполнены; · нахождение хотя бы одного, безусловно, осуществимого способа выполнения каждой функции; · нахождение такой схемы или модели, в рамках которой можно совместно выполнить отдельные функции для достижения общих целей. Анализ сосредоточивает внимание на структуре и показывает, как работают части целого. Синтез акцентирует внимание на функциях и открывает почему и как действуют части целого. Информационный анализ и синтез организационных систем управления направлен на исследование информационных массивов и потоков с учетом всех видов взаимодействия элементов систем: человек - человек, человек - машина, машина-машина. Информационный анализ включает исследование количественных и качественных характеристик информации, используемой в системе управления. Информационный синтез осуществляется с целью определения требуемых качественных и количественных характеристик в проектируемой системе управления. Информационный анализ и синтез в системе «человек - человеку» включает: определение перечня и содержание документов, порядок их оформления, учета и доставки; методы сбора и обработки неформализованных сообщений; организацию информационного взаимодействия должностных лиц и органов управления в процессе принятия решений и их выполнения.
Параметрический анализ и синтез организационных систем управления Под показателями эффективности оргуправления понимаем минимальное по включению множество характеристик системы, позволяющих описать цель и все ее задачи. Каждый показатель эффективности отвечает требованиям соответствия, критичности, устойчивости и информативности. Остальные характеристики оргсистемы - либо их аргументы, либо вспомогательные показатели. Свойство соответствия у показателя (характеристики) имеет место, если знак изменения показателя соответствует знаку изменения степени достижения цели системы или качества выполнения одной из функций оргсистемы, другими словами, если данная характеристика является «существенной» для описания качества выполнения функций оргсистемы или ее целей (задач). Критичность имеет место, если «существенным» изменением аргументов данного показателя соответствует и «существенное» изменение этого показателя. Устойчивость показателя имеет место, если «малым» изменениям его аргументов соответствуют и «малые» изменения самого показателя. Информативность считается прямо пропорциональной числу «существенных» аргументов показателя (хотя этим не исчерпывается). Существенными считаются аргументы, которые при своем изменении влекут за собой изменение показателя. Первые три требования - необходимые свойства, информативность желательное свойство. По видам показатели могут быть: · количественно измеримыми и качественными категориями (уровень квалификации обслуживающего персонала, морально-этическая ответственность персонала за качество и т.д.); · абсолютные (определяющие безусловную, взятую вне сравнений с чем-то ценность выделяемых свойств системы) и сравнительные (определяющие ценность по отношению к аналогичным объектам, к эталону, к не которому периоду и т.д. и т.п.); · размерные (имеющие единицу измерения) и безразмерные они же относительные - те которые не имеют единиц измерения (пример, доля малоимущих в общей численности населения района); · интегральные (оценивающие общесистемные целостные свойства, качества) и частные (оценивающие свойства подсистем, элементов отдельных сторон системы);
· мажорируемые, которые надо увеличивать для роста степени достижения целей системы или повышения качества выполнения ее функций (например, надежность) и минорируемые, у которых идеальным является наименьшее значение (например, стоимость); · прямые - это показатели, которые предназначены для описания целей системы, и косвенные, которые созданы искусственно, но согласованны с каким-нибудь прямым показателем. Одним из возможных интегральных абсолютных критериев оценки управленческих решений по социально-экономическим проблемам может быть уровень жизни населения на территории, подведомственной руководству данной оргсистемы. Уровень жизни можно измерять оценкой объема благ (материальных и духовных) и услуг, которые граждане, проживающие на подведомственной территории, могут получать, вкладывая имеющиеся у них доходы. Перечень таких благ и услуг - дело общественного договора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|