Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология анализа и синтеза организационных систем управления




 

Целью методологии анализа и синтеза организационной системы управления является создание процесса управления организацией и организационной структуры, осуществляющих эти процессы.

Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.

Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:

1. Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.

2. Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.

3. Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

4. Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

5. Определяются факторы внешней и внутренней сред, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.

6. Определяются требуемые виды ресурсов.

7. Определяются количество и качество наличных ресурсов.

8. Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.

Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели, если в результате оптимизации Т0 Тдир, то переходит к шагу 10, если Т0> Тдир - К шагу 9.

9. Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок или характер изменения режима использования ресурсов.

10. Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

11. Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

12. Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

Методология анализа включает этапы 1-7, а на этапах 8-10 производится синтез процесса достижения цели и целевых организаций.

Рассмотрим подход к определению методик работы на некоторых этапах методологии.

Входом первого этапа являются задачи, поставленные вышестоящим руководством, выходом - определение цели деятельности, а также задачи по подготовке предложений для принятия решения. Методика работы на этом этапе направлена на наиболее точное определение цели деятельности. Цель деятельности может быть выражена количественно или качественно.

Входом этапа 2 является цель, определенная на предыдущем этапе. Выходом же этого этапа должна являться система задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить эффективное достижение цели. Сущностью деятельности на этом этапе является расчленение цели на отдельные взаимосвязанные задачи, представляющие собой относительно самостоятельные направления или этапы деятельности по достижению цели.

Входом этапа 3 является система задач, выработанная на предыдущем этапе. Выходом этапа является подсистема мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

Входом для этапа 4 являются подсистемы мероприятий, необходимых для выполнения каждой из задач, а выходом технологии выполнения этих мероприятий.

Технология, последовательность мероприятий являются в свою очередь входом этапа 5, выходом которого будет набор факторов внешней и внутренней сред системы деятельности, от которых будет зависеть выполнение каждого из мероприятий и всего создаваемого процесса и организации, осуществляющей этот процесс в целом.

На этапе 6 в зависимости от характера и технологии работ, и факторов внешней и внутренней среды (выходом 3, 4, 5) требуется определить виды и качество требуемых ресурсов, т.е. необходимых специалистов и других видов ресурсов и их производительность. Очевидно, что в содержание процесса работы на данном этапе следует включать:

· определение на основе анализа характера и технологии работ требуемых специалистов и видов других ресурсов;

· определение с учетом директивных сроков достижения цели желаемой производительности ресурсов.

На этапе 7 определяется наличное количество ресурсов.

Содержанием процесса деятельности на этом этапе будет являться:

· определение общего количества специалистов и других видов ресурсов;

· определение количества ресурсов, занятых в деятельности по достижению других целей:

· определение сравнительной важности целей, их предпочтительности и сроков их достижения;

· определение количества и качества ресурсов, которые могут быть использованы при достижении рассматриваемой цели на различных этапах деятельности (наличное количество ресурсов может колебаться в процессе достижения цели).

На этапе 7 кончается системный анализ. В результате анализа предстоящей деятельности нами определены:

- цель деятельности;

- задачи деятельности;

- мероприятия, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить выполнение каждой из задач;

- определены факторы внешней и внутренней среды, влияющих на выполнение каждого мероприятия, задач и достижения цели;

- требуемые виды и качество ресурсов.

В результате анализа нам стало известно, что надо сделать, в какой последовательности сделать, чтобы достичь цели деятельности, и что влияет на успех предстоящей деятельности и какие силы и средства необходимы для этого.

Этап 8 является самым ответственным: в результате его реализации должна быть разработана модель будущего процесса деятельности - это его выход. Входом данного этапа является все то, что определено на предыдущих этапах, т.е. это и цель, и задачи деятельности, и состав, и технологии выполнения мероприятий, и факторы внешней и внутренней среды, и характер их изменения в будущем, и потребные виды ресурсов, и их наличие.

Модель деятельности по достижению цели, вообще говоря, может быть самой различной. Ее характер будет зависеть отважности процесса, от точности определения входных данных, от наличия времени на ее разработку. Она, ввиду сложности процессов общественной деятельности и невозможности выразить «человеческие» факторы строго математически, редко будет являться оптимизационной (оптимизация возможна, но лишь отдельных ее блоков, отдельных задач).

Содержанием этого этапа будет:

· оперативное описание процесса деятельности;

· выбор критерия;

· выбор способа моделирования.

Далее, если ЭВМ не применяется: осуществляется разработка модели, оптимизация или улучшение модели. Если ЭВМ применяется: разработка алгоритма модели; разработка программы и ее отладка; реализация модели на ЭВМ и получение оптимального варианта, если модель оптимизационная, или набора вариантов с их количественными оценками, если оптимизация модели невозможна.

На этапе 9 определяется минимальное количество видов ресурсов, необходимых для завершения процесса в срок. Входом является разработанная на предыдущем этапе модель, в результате оптимизации (улучшения) которой не было обеспечено с имеющимися ресурсами достижение цели деятельности в срок. Содержанием этого этапа будет последовательный просмотр результатов моделирования при увеличении ресурсов до получения желаемого результата.

Как видим, если на этапе 8 решались задачи оптимизации по времени (по быстродействию) при ограничениях на ресурсы, то на этапе 9 должна рассматриваться задача оптимизации ресурсов при ограничении на время. При этом может быть использована уже разработанная на этапе 8 модель или может быть разработана новая.

На этом же этапе осуществляется необходимое изменение режима использования ресурсов для обеспечения достижения цели в срок. Тогда задачи моделирования будут заключаться в определении минимальной продолжительности рабочего дня при ограничениях на время достижения цели деятельности и на ресурсы.

Входами этапа 10 являются полученные в результате моделирования:

. оптимальный вариант действий (набор вариантов, действий) в соответствии со сроками достижения цели и, намеченными ресурсами;

. оптимальные предложения по изменению состава ресурсов или режима их работы в случае, когда наличными ресурсами при нормальном режиме их работы достичь цели с заданной эффективностью в указанные сроки не представляется возможным.

Выход из этого этапа - утвержденный руководителем вариант действий по достижению цели.

Содержанием этапа 11 является оформление решения (разработка плана) и утверждение руководителем.

На этапе 12 на основании плана (вход) должны быть разработаны конкретные программы индивидуальной (коллективной) подготовки исполнителей, осуществлена эта подготовка, получение недостающих ресурсов, а также реализован разработанный план.

Рассмотренная методология пригодна как при создании организационных систем управления, так и при корректировке, уточнении структуры уже созданных процессов и целевых организаций.

Следует отметить, что выходы каждого из этапов, каждого из шагов деятельности на этапах должны быть согласованы друг с другом и, конечно, с целью деятельности. Это значит, прежде всего, согласовать методы работы на этапах и шагах, которые обеспечивают качество выходов и определяют продолжительность работы на этапе-(шаге). Эти методы должны быть согласованы по точности, мощности, по качеству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...