Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античное языкознание. Аристотель и Платон.




Факторы, влияющие на развитие языка: уровень развития цивилизации, логика развития самой науки, и т.д.

Факторы, обусловливающ. развит. яз., И.А.Бод. де Курт: 1) привычка, то есть бессознательная память; 2) стремл. к удобству, то есть а) переход звуков более трудных в более легкие «для сбережения действий мускулов и нервов», б) стремл. к упрощ. форм (действие аналогии более сильных на более слабые), в) переход от конкретн. к абстр.; 3) бессознат. забвение и непонимание, «но забвение и непонимание не бесплодное, не отрицательное, а забвение и непонимание производительное, положит., вызывающ. нечто новое»; 4) бессознат. обобщение, то есть сила, «действием кот. народ подводит все явления душ. жизни под известные общие катег.»; 5) бессознат. абстракция, «бессознат. стремл. к разделению и дифференцировке».

Собственно соц-ных факторы: изменение круга носит. языка, распростр. просвещения, развит. науки, перемеще. народных масс, создание новой государ-ности, изменение форм законод-ства и делопроизводства и др. Воздействие этих факторов на язык различно и по форме, и по силе.


3. Филология классической древности, религиозные и мифологические воззрения на Слово.

Клас. филоло́г. - комплекс наук о др. Грец. и Риме. Предмет изучения классической филологии — классич. языки, древнегреч. и латин и всё, что на них написано: сочин. др. поэтов, писат., философ., историк,, политик., учёных и т.д. Истор. класс. фил. нач. в самой антич., с создания Александрийск. музея и библиотеки в 1-ой четверти 3 в. до н.э. Первый библиотекарь – Зенодот – положил начало классич. филол. как науке, по его стопам - Эратосфен, Аристофан Византийск. и Аристарх. Ученым Александрийск. библиотеки европ. кул-ра обязана подготовкой 1-ого научн. издания главн. памятника европ. лит-ры – "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Язык-ние зарод. в эпоху мифотворчества и долго развив. в рамках философ. В истории этой науки различ. отдельные периоды, в основе кот. лежат различн. факторы: уровень цивилизации, практич. потребности общ-ва, логика развит. науки, господство тех или иных философск. идей, влияние национ. лингвистич. традиций. В истории язык-ния различ. следу. периоды: 1)античная философия языка2)античные грамматические традиции 3)универсальные грамматики4)сравнит.-историч. язык-ние5)системн. язык-ние6)структурализм7)антропоцентрич. языкознание. Со Словом связ. становл. мира и чела. В мифах и религиозн. воззрениях показыв, что в основе зарожд. языка – дух. начало – Бог Логос, Слово и др. Слово появл. до чела, управл. материей, находящ. в хаосе, упорядочив. ее, создавая, чела. Об этом говорится в сюжетах о сотвор. мира народов, отдаленных во времени и простр-ве. Об этом же говорит и Библия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть». Т.е. Слово призн. самост. дух. сущностью, или атрибутом Бога, к-я явл. творящ. или разрушит. Слово созд. мир, но может быть и грозным оружием. Следует различ. мифологич. и научн.истины. Если первые явл. образными и эмоциональными, не требуют док-ств, не пыт. преодол. противореч., то последние основаны на установл. реальных прич.-следств. связей между явл-ями.

 

Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини.

Сам. древней лингвистиче. традицией – древнеиндийск. Счит. колыб. язы-ния. с течением времени язык древнеиндийских религиозных гимнов (вед) стал отличаться от форм разговорного языка древней Индии – пракритов. Необходимо было дать комментарии к языку вед поэтому древнеинд. учен. изуч. явления языка, и созда. науку о языке. Фонет., грамм. и этимология рассматр. в работах Панини (IVвеку до н. э.), Грам. П. - анализ морфологич. строя, санскрита, его звук. состава. Построение грамм. П. - своеобразно. Она сост. из 3996 стихотворн. правил (сутр), где излаг. явл. фонетики, морфолог. и синтаксиса. Он обр. вним. на диалектальные особ. яз. на востоке страны, своеобразие разгов. форм яз., особ. ведического языка, удел. вним. литературн. санскриту. Проводит сопоставление санскрита с ведическим языком, но т.к они носят эпизодический характер, нельзя говорить осравнит. мет. Сжатость изложения. Основной единицей языка в то время - предложение, так как только оно выр мысль. Слово вне предложения не сущ. Классификации частей речи - обычным было выделение 4: имя, глагол, предлог и частица. Фонетика не отгранич. от морфологии. Разработка звук. сост.языка;Введ. термины: артикулятор, место артикуляции, взрывной, фрикативный, гласный, полугласный и др. Различие между звук. яз. (фонемой) и звук. речи четко проводил П. 8 разновидностей каждой фонемы. Подробное описали артикуляции звуков, изучили работу органов речи, дали классификацию звуков. обратили внимание на черед. гласн., учение о трех ступенях подъема гласных. Морфология: состоит из 3 разделов: 1) классифик. частей речи, 2) образование слов и 3) изменение слов. 7 падежей: именит., вин., орудийный, дат., отложительный, родит. и местн. Анализ слова: корень, суффиксы и окончания. П. дает списки корней с указанием их знач. Составлением словарей. Одними из первых словарей В 5 или 6 в. Амара составил словарь санскрита, где глаг. дается в форме корня, а имя — в виде основы.

 

 

Античное языкознание. Аристотель и Платон.

В Др. Грец. теория яз. – одна из составн. частей философ. Истор. древнегреч. язы-ния: философск. (V-III вв. до н.э.), александрийск. (III в. до н.э. — IV в. н.э.), когда язык. (вернее,грамм.) стало самост. наукой. Античн. философы против теорию божеств. происхо. яз. Лукреций: звукоподраж. теор. Проблема яз. рассматр. в связи с теор. познания. Проблемы, кот. тогда подним- попытки выявлен. природы вещей. Они продолжал. на протяж. всей античн. и служили импульсом для наблюд. над яз. В этот период сущ. 2 т.зр: 1) слова обознач. вещи по природе, т.е истинно Этой т.зр. придерж Гераклит. 2) по договорённости, е.е. неправильно (Демокрит). Демокрит счит, что слово- не двойник обозначаем. им вещи, т.к. 1) многие слова имеют неск. знач., 2) многие понятия имеют неск. назв.й, 3) синонимы, 4) многие понятия остаются без словесн. обознач. Но это не значит, что между словом и вещью нет никак. связи. По демокр. слову- тень вещи. Но тени от одной вещи могут быть разн., в зависим. от того, где наход. солнце. Н.П. Вы не могли бы мне передать соль? Гони соль! До нас дошли работы Демокр.: о ритмах и гармонии, о красоте слов, о наименованиях. Платон (427— ок. 347 до н.э.) Диалог " Кратил, или О правильности имен " написан в форме диал. между Кратилом, сторон. теор. происх. имен "по прир.", Гермоген., приверженц. теор. определен. имен "по установлению", и Сократ., выражающ. т. зр. Платона. Диал- загадочн. Много неясностей. Множество трактовок, трудн. для поним. В центре- вопрос о хар-ре отнош. м-ду вещью и наименованием. Сократ первонач. поддержив. Кратила, затем Герм. Делает это не всерьёз, для забавы. Вывод: Плат. поним., что этимологизирование оставл. широкий простор для пустых домыслов, произвольных толкований. Противореч. введены сознат., чтобы «вызвать душу к размышлению». Открытия» 1) открытие внутр. формы (признак, полож. в основу наименов.- мухомор) 2) слова быв. первичн. и вторичн., кот. от них произошли. Арист. ( 384-322 до н.э). Рассм. пробл. соотнош. логики и грамм. Труды до сих пор актуальны. Считает, что учен. о част. речи возник. в недрах риторики и логики. Ч.речи нужно вычлен. как элем. предлож. Основой предлож. А. счит. имя и глаг. Их связь назыв. предикацией. Обратил вниман. на глагол-связку. Лишь во втор. полов. 20 в. Арутюнова поддерж. его идую об особой роли связки в яз. Уже Арист. выдел. 8 ч. речи Некотор. из них не похожи на совер. (напр. член предл.- это части речи, звук). Наивысш. расцвета античн. традиц. достигла в Алекс. период, т.е. в 3в до н.э. Завоеван. алекс. макед. Распростр греч. знан. и культур на греч. колонны

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...