Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра




 

Фердинанд де Соссюр (1857-1913) швейцарский лингвист, которого часто называют «отцом» лингвистики XX века. Соссюр преподавал общее языкознание сначала в Париже, а затем в Женеве. На основе сделанных студентами записей его лекций младшими коллегами Соссюра –Балли и Сеше была опубликована книга «Курс общей лингвистики». Основные положения «Курса общей лингвистики»: Предметом лингвистики как науки является язык. Из этого следует, что язык должен изучаться в самостоятельной науке. Соссюр разграничил понятия язык и речь. Язык – это система элементов и правил; язык относится к обществу в целом (т.е. язык социален). Речь – это индивидуальная реализация языка. Соссюр определял язык как систему знаков, выражающих понятия. В связи с этим Соссюр назвал лингвистику семиологической наукой, истолковав ее как науку о знаковой системе языка. Языковой знак состоит из означающего (акустический образ) и означаемого (понятие). Языковой знак может меняться: в этом случае происходит сдвиг отношения между означаемым и означающим. Это положение связано с другим знаменитым положением «Курса общей лингвистики» - противопоставлением синхронии и диахронии. Соссюр выделил две оси: ось одновременности, на которой располагаются сосуществующие во времени явления; ось последовательности, на которой каждое явление располагается в историческом развитии со всеми изменениями.Наличие этих двух осей служит, по Соссюру, различием двух лингвистик: синхронической (связана с осью одновременности) и диахронической (связана с осью последовательности). Диахроническая лингвистика исследует отношения между сменяющимися, последовательными во времени элементами. Синхроническая лингвистика является теорией состояния языка. Центральным положением синхронической лингвистики являются положения о языковом знаке, языковой значимости и теория синтагм и ассоциаций. Языковая значимость является соединением в системе языка означаемого и означающего. Гл результатом «Курса общей лингвистики» стало разграничение языка и речи, синхронии и диахронии. С именем Соссюра связана деятельность двух лингвистических школ – Женевской и Парижской.

 

Учение Н.С. Трубецкого о фонологии в его работе «Основы фонологии»

Учение Трубецкого о фонологии. Труды Бодуэна и Щербы заложили основу для создания общей теории фонем, но возникновение фонологии связано с именем. Трубецкого. Трубецкой — крупнейший специалист в области морфологии и фонологии славянских языков, один из основателей Пражского лингвистического кружка. Последние 12 лет жизни он посвятил работе над капитальным трудом «Основы фо­нологии». Книга эта впервые вышла в 1939 г. в Праге на немецком языке. Исходными теоретическими предпосылками для Трубецкого явились след положения: фонема — кратчайшая единица языка, реализующаяся в звуках речи, и фонема служит различению смысла слов. Практическим же материалом для его концепции послужили звуковые системы более чем ста обследованных языков. Трубецкой был в науке активным сторонником последовательного системно-структурного подхода. Объект исследования при таком подходе рассматривается как единая система, все элементы которой взаи­мосвязаны и взаимообусловлены. Для системно-структурного подхода важно одно: каждый элемент объекта может быть описан по его месту в системе или по его отношениям с другими элементами. Таким образом, под структурой вообще понимается внутренняя организация объекта, скрытая от непосредственного наблюдения. В учении Н. С. Трубецкого эти теоретические принципы находят себе практическое применение. Языковые единицы — фонемы — образуют, по Трубецкому, систему, и весь инструмент, не­обходимый и достаточный для их описания, — это понятия противопоставления, или оппозиции, и дифференциального признака. Прежде всего все звуковые противопоставления делятся на два типа: фонологические (смыслоразличительные) и нефонологические. Фонологическую оппозицию образуют любые звуковые единицы, при условии, что их противоположение связано в нашем сознании с разным значением. Находя сходства и различия в звуковой оболочке единиц, мы тем самым разлагаем их на последовательный ряд более мелких элементов. Минимальные звуковые единицы, выполняющие смыслоразличительную функцию, Трубецкой и называет фонемами. Любое слово представляет собой целостность, струк­туру; оно и воспринимается слушателями как структура, подобно тому как мы узнаем, например, на улице знакомых по их общему облику. Опознавание структур предполагает, однако, их различие, а это возможно лишь в том случае, если отдельные структуры отличаются друг от друга известными признаками. Фонемы как раз и являются различительными признаками словесных структур. Каждое слово должно содержать столько фонем и в такой последовательности, чтобы можно было отличить его от других слов. Итак, по отношению к словам фонемы играют роль различительных признаков. А чем различаются между собой сами фонемы? Вот здесь и становится очевидным то особое место, которое отводится в концепции Н. С. Трубецкого понятию дифференциального признака.

 

Структурализм и его школы

Структу́р. лингв. –.дисципл., предм. кот. - язык, изучаемж с т. зр. своего формальн. строения и организац. его в целом, с т. зр. формальн. строения образующ. его компонент. как в плане выраж., так и содерж. Основат.- Фердин. де Соссюра. Формальн. Строен. люб. компон. яз. и яз. в целом - его структура. Т. обр., именно языков. структ. (в плане содерж. и выраж.) образ. предмет структурн. лингв. В структурной лингв. яз. рассматр. как знаковая система. Системно-структурн. хар-р яз. неоднократно подчеркив. Бодуэном де Куртенэ и другими лингвистами. Бод. де Курт.: «Все элементы языков. мышле.-фонетич., семасиологич. и морфологич. - укладываются в разряды и группы». Школы структурализма Пражский лингвистический кружок (Осн. в 1926 году чешск. лингв. Вилемом Матезиусом, распался в 1953) Копенгагенский лингвистический кружок (Глоссематика) (объединен. датск. лингв., включающ. неск. иностранных членов. Основ. в 1931 г. копенгаг. лингв.в во главе с Л. Ельмслевом и В. Брёндалем.) Американская школа структурной лингвистики (Дескриптивизм) (направл. америк. лингвистики 1920—1950-х годов. Основоположн. - Л. Блумфилд.) Все 3 школы структ-ма возн. одноврем. в 20-30 г. 20в. На 2,3 года раньше возникли пражцы. Эта шк. функционального структурализма, наиб. близка нам, т.к.. у её истоков- Трубецкой, Корцевский, якобсон, Вахек, Матезиус. Все 3 школы имели общие признаки: 1) язык- системно-структурное образов., в кот. все единицы связаны определ. отношен. 2)язык- система знаков, соотносящаяся с др. системами в пределах семиотики (20% инфы лежит на языке, 80- на жестахи мимике) 3)след. различ. язык и речь 4) в основе яз. сист. лежат универсальн. отношения- синтагматич. и парадигматич. 5)язык может исследоваться с 2-ух т.зр- синхрич. и диахронич. 6) в яз. существ. статика и динамика

23) Лингвистическая концепция Виноградова….

Виноградов был одновременно лингвистом и литературоведом, человеком энциклопедических знаний, родоначальником двух лингвистических наук - истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы. Рассматривая язык как общественное явление, Виноградов видел в нём не только эволюцию системы, но и развитие видов и разновидностей речи и речевых форм. Разрабатывая теорию стиля, Виноградов устанавливал и прослеживал связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях его функционирования.В теории Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой стороны, - текст во всей его сложности, рассматриваются взаимоотношения языка и речи, раскрываются динамика языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы.Виноградов предложил новую систематизацию разделов и подразделов русского языкознания. В соответствии со взглядами Виноградова, оно включает: а) серию историко-лингвистических дисциплин - диалектологию, историческую грамматику, историю языка, историю литературного языка, историю языка художественной литературы; б) стилистику в её нормативной и историко-сравнительной разновидностях; в) дисциплины, содержащие системное описание современного русского литературного языка; г) науку о языке художественной литературы и языке писателей; д) историю филологических учений. Виноградов создал новую систематизацию частей речи: были включены «частицы речи», модальные слова и категория состояния. Тем самым Виноградовым принимались во внимание морфологические, словообразовательные и семантические свойства слова. Книга Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» послужила научной основой для создания последующих грамматик русского языка и грамматик языков народов. Виноградов предложил деление грамматики на грамматическое учение о слове, учение о словосочетании, учение о предложении, учение о сложном синтаксическом целом. В учении о предложении Виноградовым были найдены и определены основные категории предложения: предикативность, модальность, синтаксическое лицо. Предикативностью Виноградов назвал комплекс значений наклонения, времени и лица. Предикативность делает набор словоформ единым предложением.Идеи Виноградова в теории лексикологии - разработка типов лексического значения слов, употребление понятия «лексема» и введение теории стилистической, грамматической и смысловой вариантности слова, учение о фразеологии как особом разделе языкознания, систематизация типов русских фразеологических единиц - стали основой для дальнейшего развития лингвистической науки.При участии Виноградова были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка». Виноградов был инициатором создания и редактором «Словаря языка А.С.Пушкина». Виноградов выделил язык писателей в особую категорию филологических исследований. Он изучал языковое творчество Карамзина, Крылова, Пушкина.Рассматривая формирование и развитие художественных образов, Виноградов исследовал и описывал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центральный образ произведения - образ автора. Объединение Виноградовым элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...