Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика сходств и различий генетического кода и естественного языка.




Проблема "язык и культура" многоаспектна. К противост природе? это продукт социальной, а не биологической активности людей. Язык - явление и культуры и природы, это одно из важнейших достижений социальной истории человечества. Однако, на языковой структуре сказалась биологическая природа человека. Здесь многое определено возможностями физиологии и психофизиологии речевой деятельности. Так, наличие во всех языках мира гласных и согласных и преобладание звуковых цепей с чередованием гл и согл обусловлено не культурой, а природой: человек не в состоянии ни произносить, ни воспринимать речь из одних гласных или одних согласных. Психофизиологич возможности знаковой деятельности человека обусловили ур организ языка, определили колич параметры отдельных. Природа опред в языке наиб глуб черты его структуры и закономерности порождения и восприятия текста. В молекул биологии и семиотике был увиден изоморфизм (структурное сходство) генетич кода и языка. Они рассматриваются как информац системы, служ для порождения текстов путем комбинаторики некоторых исходных элементов: в механизмах генетики — 4 химических радикалов при развертывании "химического текста" наследственности; в механизмах языка — набора фонем при порождении речи. Р. О. Якобсон высказал предположение, что сходство языка с генетич кодом возникло в рез-те того, что в процессе филогенеза человек бессознательно конструировал язык по образцу генетич кода. Это копирование генетического кода в языке возможно благодаря тому, что организм неосознанно владеет информацией о своем строении, в том числе — о строении своего генетического кода (Гамкрелидзе 1988).

остается вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в речевой деятельности человека. Человек облад врожденной языковой способностью, т. е. психофизиологическим механизмом, который обеспечивает возможность речи. По мнению большинства исследователей, это озн способность чел мозга в первые годы онтогенеза усвоить, во-первых, систему знаков конкретного языка и, во-вторых, правила, позволяющие строить тексты, выбирая и комбинируя нужные знаки. Реализация языковой способности происходит в процессе общения человека с окруж людьми — носителями конкретного языка (или языков). Согласно более радикальной концепции Поэма Хомского (США), врожденный компонент языковой способности является более содержательным, поэтому усвоение языка в онтогенезе начинается не "с нуля". Языковая способность включает некоторые врожденные и универсальные знания, с помощью которых человек порождает и понимает предложения (Хомский 1972а). Таким образом, по Хомскому, наиболее глубокие черты языковой структуры и семантики имеют природно-генетическую основу.

Искусственные языки.

Искусств. языки— спец. языки, кот., в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Таких языков сущ-ет более тысячи, постоянно создаются новые.

виды иск. языков:

1.Языки программирования и компьют. языки —для автоматическ. обработки инфы с помощью ЭВМ. + исп-ются для передачи инфоы от чел. к ЭВМ и обратно. 2.Информацион.е языки —используемые в разл. системах обработки инфы. 3.Формализованные языки науки —предназнач. для символической записи фактов и теорий математики, логики, химии и др. наук.

4.Языки несуществующих народов, созданные в беллетристических или развлекат. целях. (эльфийский язык, придум. Дж. Толкином, и клингонский язык, придуманный Марком Окрандом для «Star Trek»).

5.Междунар. вспомог.е языки —создаваемые из элементов естеств. языков и предлагаемые в качестве вспомог. средства межнацион. общения (бейсик-инглиш, волапюк, идо, интерлингва, латино-сине-флексионе, логлан, ложбан, новиаль, окциденталь, словио, эсперанто).

есть языки, кот. специально были разработаны для общения с внеземным разумом (линкос)

По цели создания искусств. языки:

Философск. и логические языки —имеющие четкую логич. структуру словообразования и синтаксиса: ложбан, токипона, Арахау.

Вспомог. языки —для практического общения: эсперанто, интерлингва, словио.

Артистические или эстетические языки —для творческого и эстетического удовольствия: квенья.

Также язык создается для постановки эксперимента, н.п. для проверки гипотезы Сепира-Уорфа (о том, что язык, на кот. говорит человек, ограничивает сознание, загоняет его в опред. рамки).

По своей структуре проекты иск. языка могут быть разделены на:

Априорные языки — словарный состав и грамматика не заимствуются из естеств. языков, а конструируются по собств. правилам: линкос, сольресоль.

Апостериорные языки — слова заимствуются из естеств. языков, а грамматика строится по образцу естеств. языков, данные языки, построены на основе интернацион. лексики: интерлингва, бейсик инглиш.

Смешанные языки — слова и словообразование частично заимствованы из неискусств. языков, частично созданы на основе искусственно придуман. слов и словообразовательных элементов: волапюк, идо, эсперанто.


37. Сравнительно – исторический метод в языкознании.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в историч. явлениях, ступени и тенденции их развития. Этот метод применяется для установления родства языков и изучен. развития родствен. языков. Метод основан на сравнении языков и направлен на выяснение их историч. прошлого. Ср.-ист. метод опирается на законы фонетическ. изменений, на закономерности и тенденции изменения морфолог., словообразоват., синтаксическ. и лексич. уровней языка. Ученые сравнивают между собой генетически тождествен. слова и формы родств. языков и восстанавливают их первонач. вид, их архетипы. В итоге получается приблизит. реконструкция отдельных сторон языкового строя, каким он был до обособления соответствующ. языков или ветвей языков.

Ср.-ист. метод выступ. как осн. инструмент исследования, служащего цели воссоздать модели праязыковых состояний отдельных семей и групп родств. языков мира, их последующего развития и членения на самостоят. языки, а также построить ср.-ист. описания языков, кот. входят в ту или иную генетическую общность.

В состав гл. приёмов ср.-ист. метода входят: определение генетической принадлежности языковых данных; установление системы соответствий и аномалий на разн. уровнях в сравниваемых языках; моделирование исходных праязыковых форм (архетипов); реконструкция первоначальных и промежуточных языковых состояний; хронологическ. и пространствен. локализация язык. явлений и состояний; предпринимаемая на этой основе генеалогическая классификация языков.

Доминирующ. приём - сравнение, кот. базируется на системном подходе к языку и исп-ется на фонетико-фонологическ. и морфологическ. уровнях (н.п. сравнение аффиксальн. и корневых морфем).

Ср.-ист. метод дает возможность установить изменения в истор. языка, раскрыть закономерности его развития, но он не объясняет причины, кот. вызывают эти изменения.

Обязат. предпосылка применения ср.-ист. метода - наличие в сравниваемых языках генетически близк. элементов, т. к. конструирующий принцип этого метода составляет идея о генетических связях языков. Несмотря на то, что метод имеет недостатки и ограничения в применении, он вплоть до наст.вр. явл. одним из ведущ. методов изучен. языка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...