Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальные методы в языкознании. Методики моделирования.




 

Это методы, позволяющие изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем. В современной лингвистике термин "экспериментальный метод" не является четким; лингвисты часто говорят об эксперименте там, где имеет место наблюдение, прежде всего наблюдение над текстами (письменными и устными). Существенно, что текст как таковой, будучи данностью не может быть объектом ЭМ; именно поэтому ЭМ не применимы к изучению истории языка, особенностей стиля автора и в этих случаях следует говорить о наблюдении. Объектом ЭМ является человек - носитель языка, порождающий текст, воспринимающий тексты. Историю применения ЭМ в лингвистике можно разделить на три периода: 1. Активное освоение ЭМ в фонетике, акцент на сходстве ЭМ в лингвистике и точных науках (труды Богородицкого, Щербы, Матусевича) 2. Осознание ЭМ в лингвистике как важнейшего способа получения данных о живом языке 3. Реализация указанной научной программы, и как следствие углублении методологических разработок. Процесс Э: общая задача - рабочая гипотеза - формальные выводы, изменения - новые гипотезы. Цель Э - проверка гипотез. Типы экспериментов: моделирующие эксперименты (в социолингвистике): порождается ряд гипотез, отбираются социальные параметры, которые варьируются; имитационные эксперименты (лабораторные) - имитация усеченной действительности; натурные эксперименты включают условия, позволяющие демонстрировать поведение, максимально похожее на реакцию в аналогичной естественной ситуации. Типы методов (по количеству информантов): индивидуальный, межгрупповой, многоуровневый, многофакторный. Экспериментальные методы — в языкознании — методы, позволяющие изучать факты языка в условиях, управляемых и контро­лируемых исследователем.Родоначальниками этого метода в отечественном языко­знании являются А.М. Пешковский и Л.В. Щерба. Они считали, что, «экспериментируя», т.е. создавая разные примеры, ставя иссле­дуемую форму в самые разнообразные условия и наблюдая получаю­щиеся при этом «смыслы», можно сделать несомненные выводы об этих «значениях». Разновидностью экспериментального метода в языкознании является моделирование. Модели строятся в разных целях, но их можно разбить на две большие группы: исследовательские и прикладные. Понятие лингвистической модели возникло в структурной лингвистике (К. Л. Бюлер, 3. 3.Харрис, Ч. Хоккет), но вошло в научный обиход в 60—70-е гг. 20 в. Различаются 3 ти­па моделей, отличающихся друг от друга по характеру рассматриваемого в них объекта (Ю. Д. Апресян): модели рече­вой деятельности человека, имитирующие конкретные языковые про­цессы и явления; модели лингвистического исследования исследования, имитирующие те исследовательские процедуры, которые ведут лингвиста к обнаружению того или иного языкового явления; метамодели, имитирующие теоретическую и экспери­ментальную оценку готовых моделей речевой деятельности или лингвистического исследова­ния.

 

Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов.

Деятельность представителей Пражской школы способствовала оживлению интереса к типологическому изучению языков. Первые типологические классификации языков были морфологическими, т.е. классификациями, основывающимися на морфологической структуре слова. Однако тогда классифицировали языки на основе нескольких морфологических критериев, зачастую выбранных субъективно.Поэтому эти классификации были ограниченны и односторонни. Бодуэн предложил старую морфологическую классификацию языков заменить их типологическим изучением, т.е. выяснением сходств и различий между родственными и неродственными языками. Матезиус и другие лингвисты считали, что системный анализ любого языка должен проводиться на строго синхронной основе и с помощью типологического (сравнения, т.е. посредством сравнения языков различного типа без учета их родственных связей. Работы пражских лингвистов, показавших, что иногда группы соседних языков обнаруживают сходные черты, даже если они принадлежат к генетически разным языковым семьям, привели к возникновению понятия языкового союза, противопоставленного понятию языковой семьи. В русском языкознании проблема языковых союзов также впервые была поставлена Бодуэном. Языковым союзом называют группу географически смежных неродственных языков, обладающих существенными сходными чертами в синтаксической, морфологической или фонологической структурах. Классическим примером языкового союза является балканский языковой союз, включающий в себя греческий, албанский, болгарский и румынский языки. Эти индоевропейские языки принадлежат к разным семьям и находятся в отдаленном родстве; но вместе с тем они обладают некоторыми общими морфологическими чертами — постпозицией определенного артикля, совпадением форм дательного и родительного падежей. От языкового союза следует отличать языковую семью, характеризующуюся прежде всего общим фондом грамматических морфем и обиходных слов. Трубецкой в статье "Мысли об индоевропейской проблеме" для доказательства принадлежности данного языка к индоевропейской семье выделяет типологические признаки, общие всем индоевропейским языкам: 1) отсутствие гармонии гласных, 2) число согласных, допускаемых в начале слова, не менее числа согласных, допускаемых внутри слова; 3) слово не обязательно должно начинаться с корня; 4) образование форм осуществляется не только с помощью аффиксов,но и с помощью чередования гласных внутри основы. 5) наряду с чередованием гласных известную роль при образовании грамматических форм играет и внешне не обусловленное чередование согласных (ехать, но еду; бежать, но бегу); Трубецкой полагал, что любой язык, обладающий этими признаками, является индоевропейским.

 

Знаковая теория языка

Знак. теория языка рассматрив. язык как спец. вид знаковых систем и ограничив. рассмотрением кодовых св-в языка. она стремится к выявлению свойств, общих для языка и др. систем знаков. Основатель зн. теор. языка - Ф. де Соссюр, первый заявил о необходим. создания семиологии — общей науки о знаках, кот. включала бы лингвистику в кач-ве важнейш. составн. части. Теорию развил и модифицировал Л. Ельмслев. В СССР знак. теория языка развивается с сер. 50-х гг. и разделяется большинством советск. лингвистов.

О том, что я зык- знак. система, а единица языка- знак, писали ещё до Соссюра. Но только Соссюр создал концепцию знака. Лотман: мы живём в знаковой вселенной, а знак- это всё, что имеет значение (знаки дорож. движения, нотные знаки, звонок). Наука о знаках- семиотика, это наука о знак. системах в природе и об-ве. Она близка лингвистике, т. к. я зык предст. собой самую совершенную из знак. систем. Мартынов- крупнейш.представитель по семиотике в Европе.
Знаки фиксируют в себе хар-р народа, его поведение, котор. отображ. не только в языке, но и в мимике, позах. Ю.С. Степанов- крупнейший представитель семиотики на постсоветском пространстве. выделил:
1) биосемиотику. Степень совершенства жив. организма, изучая поведен. животных. Они заним. этологией (правило, обычай). установили: а) животное обладает врождён. способностью узнавать важные для них объекты: врага, пищу, б) весь комплекс инстинктивного поведения жив. распад. на ряд «кадров». благодаря этому, учёные составляют каталоги актов поведения жив-ых или этограмму поведения, в котор. отдельн. моменты поведения явл. знаками. Здесь же - вопрос о языке животных. О языке в слабой степени - наблюдая танцы пчёл, звук. сист. у обезьян.

2) этносемиотика- тесно смыкается с лингвистикой. Это изучение «неявного» уровня чел. культуры. семиотика изуч. фольклор как часть знак. систем данного общества, смысл и роль которых самими членами общества не осознаётся. Часть знак. систем в этносемиотике - позы, с др. стор. могут изучаться с семиотической точки зр. моменты организации: смех, плач.

Англичане начин. письмо- «дорогой сэр», даже если оно к жулику. Различен у разн. народов цвет трауров, у негров – белый + жесты, манеры повед. Н.п. изучая позы чел. тела, типичные для данной культуры. Это- семиотическ. точка зр.

3) лингвосемиотика - ествествен. звук. язык людей, а также создан. человеком системы языки. Напр., письмо. азбука морзе, азбука для слепых, эспиранто (искусств. языки), т.к. они построены на законах ествествен. яз. Они могут усиливать язык, но одновременно уступать ему в других Н.П. телефон, телевизор, радио. Искусств.языки уменьш. соответствия м-ду планом содержания и планом выражения
4 )абстрактная семиотика - создаёт абстрактн. теорию знак. систем. её предмет- правило построения сложн. знаков, введения новых знаков с помощ. имеющихся. Она может существ. в науке в разл. вариантах. Наиболее полно - в работах Рудольфа Карнапа, «Логический синтаксис языка». Но эта система - не лучшей для построения полной абстрактной теории знак. систем, так как ориентирована на логику. Другой вариант представил Луи Ельмслев («Пролегоменах к теории языка»). Его система лучше, отвечает задаче построения абстрактной теории знак. систем, потому ориентирована не на логику, а на язык.

5) Общая семиотика. – ее предмет - сравнение, сопоставлен. и обобщен. результатов частных семиотик; рассмотрение того, как абстрактные язык. отношения проявляются в разл.знак.системах; формулиров. общих семиотических законов.

Т. обр. семиот. помогает видеть всеобщую связь м-ду принц. организации: 1)языка 2) матер. культуры 3) дух. культуры (обычаи, традиции)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...