Жизнь Г. Берлиоза. Оперное творчество Г. Берлиоза (обзор).
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Берлиоз (1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 г. Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке. Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец — врач по профессии — прививал сыну вкус к литературе, искусству, философии. Берлиоз учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным впечатлением было церковное пение — воскресные торжественные мессы, народные песни. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии вошла в качестве лейттемы в «Фантастическую» симфонию. В 1821 г. Берлиоз едет в Париж по настоянию отца поступать в Медицинскую школу. Гектор Берлиоз совершил первый визит в Парижскую оперу, побывал на опере «Ифигения в Тавриде» Кристофа Глюка, композитора, которым он восхищался наряду с Людвигом ван Бетховеном. Тогда же Берлиоз стал посещать библиотеку Парижской консерватории, где он искал партитуры опер Глюка, чтобы сделать с них копии. В своих мемуарах он писал, что там он впервые встретился с Луиджи Керубини — будущим директором консерватории. Керубини тогда не хотел пускать Берлиоза в библиотеку, так как он не был студентом консерватории. Берлиоз также посетил две оперы Гаспаре Спонтини, творчество которого оказало на него влияние. Вскоре он решил стать композитором. В этих начинаниях ему помогал Жан-Франсуа Лесюёр, профессор консерватории. В 1823 году Берлиоз написал свою первую статью — письмо в журнал «Le corsaire» в защиту оперы «Весталка» Спонтини. В тот период Берлиоз сочинил несколько произведений[.Несмотря на неодобрение родителей, в 1824 году он официально бросил изучать медицину, чтобы продолжить карьеру композитора.
С 1823 г. Берлиоз начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра —композитора эпохи Великой французской революции. Это он привил своему ученику вкус к монументальным формам искусства, рассчитанным на массовую аудиторию. В 1825 г. Берлиоз, проявив незаурядный организаторский талант, устраивает публичное исполнение своего первого крупного сочинения — Большой мессы. В следующем году он сочиняет героическую сцену «Греческая революция», это произведение открыло целое направление в его творчестве, связанное с революционной тематикой. Чувствуя необходимость получения более глубоких профессиональных знаний, в 1826 г. Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию в класс композиции Лесюэра и в класс контрапункта А. Рейхи. Большое значение имеет общение с выдающимися представителями литературы и искусства, среди которых — О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини. С Листом его связывает личная дружба, общность творческих поисков и интересов. Впоследствии Лист станет пламенным пропагандистом музыки Берлиоза. В 1830 г. Берлиоз создает «Фантастическую симфонию» с подзаголовком: «Эпизод из жизни артиста». Она открывает новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого композитора — романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон.
1830 г. Оканчивает обучение в консерватории. В четвертый раз участвуя в конкурсе на получение Римской премии, он наконец одержал победу, представив на суд жюри кантату «Последняя ночь Сарданапала». Начинается восстание в Париже. В последующие дни, оркестровав и переложив для двойного хора «Марсельезу», он разучивает ее с народом на площадях и улицах Парижа. Два года Берлиоз как римский стипендиат проводит на вилле Медичи. Вернувшись из Италии, привозит с собой написанную там увертюру «Король Лир», он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции. И это предопределило всю его дальнейшую жизнь, полную лишений и материальных трудностей. Основным источником заработка Берлиоза становится музыкально-критическая работа. Статьи, рецензии, музыкальные новеллы, впоследствии были опубликованы в нескольких сборниках: «Музыка и музыканты», «Музыкальные гротески», «Вечера в оркестре». Центральное место в литературном наследии Берлиоза заняли Мемуары — автобиография композитора, написанная блестящим литературным слогом и дающая широкую панораму художественной и музыкальной жизни Парижа тех лет. Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке» (с приложением — «Дирижер оркестра»). По просьбе Никколо Паганини Берлиоза написать концерт для альта с оркестром, где сам Паганини намеревался выступить в качестве солиста. Так в 1834 г. появляется вторая программная симфония «Гарольд в Италии» (по поэме Дж. Байрона). Развитая партия солирующего альта придает этой симфонии черты концерта. 1837 г. был ознаменован рождением одного из величайших творений Берлиоза — Реквиема, созданного в память жертв Июльской революции. В истории этого жанра Реквием Берлиоза — сочинение уникальное, в котором сочетается монументально-фресковый и утонченно-психологический стиль; марши, песни в Духе музыки французской революции соседствуют то с проникновенной романтической лирикой, то со строгим, аскетичным стилем средневекового григорианского хорала. Реквием написан для грандиозного состава участников: 200 хористов и расширенного оркестра с четырьмя дополнительными группами духовых инструментов.
В 1839 г. Берлиоз заканчивает работу над третьей программной симфонией «Ромео и Джульетта» (по трагедии В. Шекспира). Этот шедевр симфонической музыки, оригинальнейшее творение Берлиоза, представляет собой синтез симфонии, оперы, оратории и допускает не только концертное, но и сценическое исполнение. В 1840 г. появляется «Траурно-триумфальная симфония», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Она приурочена к торжественной церемонии перенесения праха героев восстания 1830 г. и живо воскрешает традиции театрализованных представлений Великой французской революции. «Ромео и Джульетте» примыкает драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846), также основанная на синтезе принципов программного симфонизма и театрально-сценической музыки. «Фауст» Берлиоза — первое музыкальное прочтение философской драмы И. В. Гете, положившее начало многочисленным последующим интерпретациям ее: в опере (Ш. Гуно), в симфонии (Лист, Г. Малер), в симфонической поэме (Р. Вагнер), в вокально-инструментальной музыке (Р. Шуман). Берлиозу принадлежат также ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), несколько программных увертюр («Король Лир» — 1831, «Римский карнавал» — 1844 и др.), 3 оперы («Бенвенуто Челлини» — 1838, дилогия «Троянцы» — 1856-63, «Беатриче и Бенедикт» — 1862) и целый ряд вокально-инструментальных сочинений в разных жанрах. Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у себя на родине. Мрачными, одинокими были последние годы его жизни. Единственные светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу — известному русскому критику В. Стасову.
Оперы: 3 оперы («Бенвенуто Челлини» — 1838, дилогия «Троянцы» — 1856-63, «Беатриче и Бенедикт» — 1862), так же «Тайные судьи» -1825-1834(сохранились только фрагменты), La nonne sanglante - 1841—1842 (не окончена), Осуждение Фауста (La Damnation de Faust, 1846); И в области оперного искусства ярко проявились новаторские устремления Берлиоза. Каждое из его трех законченных оперных произведений опередило развитие современной ему музыкальной драматургии. Но на этом поприще композитор не достиг признания. В театральном мире Парижа слишком сильны были власть консервативной буржуазии и косность исполнителей. Берлиоз же неизменно шел вразрез с модой, с требованиями театральной рутины. Особенно смелой была его ранняя опера «Бенвенуто Челлини» (1838) в двух действиях (вторая, четырехактная, редакция для постановки в Веймаре — 1852). Внешний мелодраматический сюжет оказался поводом для постановки глубокоидейной проблемы о силе искусства *. * Сюжет был заимствован из автобиографии Челлини, знаменитого итальянского художника-ювелира эпохи Возрождения. Развитая драматургия, шекспировская по контрастности и богатству образов, жизненно правдивые и красочные массовые сцены не укладывались в рамки стереотипных оперных постановок. Единство театрального действия и музыки достигалось наличием сквозного музыкального развития. Монотематические элементы объединяли различные эпизоды. Берлиоз дал в «Бенвенуто Челлини» великолепную музыкальную характеристику народа. «Здесь впервые толпа заговорила своим мощным голосом», — сказал по этому поводу Лист. Многими своими чертами «Бенвенуто Челлини» предвосхитил «Мейстерзингеров» Вагнера. Провал оперы в Париже был воспринят Берлиозом столь болезненно, что после того он около двадцати лет не решался выступить вторично в этом жанре. И только в 1856 году появилась его вторая опера — «Троянцы», лирическая поэма в двух частях («Взятие Трои» в трех действиях, «Троянцы в Карфагене» в пяти действиях с прологом). Текст по Вергилию был написан самим Берлиозом. Эта музыкальная драма в величественном стиле напоминает французский классицистский театр и лирическую трагедию Глюка. Берлиоз объединил в монументальной эпике драматические оперные сцены, декоративные пантомимы, в духе французских традиций, тончайшие психологические этюды, жанрово-реалистические моменты и выразительные симфонические картины. По законченности форм и образности деталей эта опера принадлежит к наиболее совершенным произведениям Берлиоза. Появление в 60-х годах «Троянцев», возрождающих дух национального классического искусства, было знаменательным. Оно выражало протест против мельчания французской культуры. Последнее театральное произведение Берлиоза — «Беатриче и Бенедикт» в двух действиях по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» (1862). Это восхитительная по тонкости, непосредственности и юмору комическая опера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|