Симфонии Г. Берлиоза. Черты романтического искусства в этих сочинениях.
Берлиоз (1803, Ла-Кот-Сент-Андре — 8 марта 1869, Париж) композитор, дирижер, музыкальный критик. Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз — яркий представитель романтизма в музыке. Первое место в наследии Берлиоза принадлежит его программным симфониям. Созданные в пределах одного творчески насыщенного десятилетия (1830—1840), они в особенно яркой и смелой форме воплотили типичные стороны новаторского искусства Берлиоза. Не достигая философских масштабов Бетховена, Шекспира или Гёте, симфонизм Берлиоза тем не менее близок им по вдохновенности мысли, по широте идей. Его произведения подняли французскую музыку до уровня передовой литературы своего времени. В этом смысле Берлиоз представляется подлинным преемником бетховенского симфонизма. Однако главная тема его творчества далека от Бетховена. Берлиоз — чистейший романтик. Его искусство подготовлено психологизмом Мюссе, индивидуалистическим бунтарством Байрона, самоуглубленными исканиями поэтов-лириков и целым рядом литературных и музыкальных мечтателей. Но романтические образы получили в симфониях Берлиоза по-бетховенски обобщенное выражение. «Жаворонок величиной с орла» — так называл композитора Гейне, в одной фразе охарактеризовав как лиричность музыки Берлиоза, так и присущие ей монументальные черты. Берлиоз по праву считается создателем программного романтического симфонизма.
Правда, и до него программность в инструментальной музыке была достаточно распространенным явлением*. * «Времена года» Вивальди, «Библейские сонаты» Кунау, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» Баха, ранние симфонии Гайдна, «Пасторальная симфония» Бетховена, симфонии Шпора и т. Д. Идея программного симфонизма, близкая современному его пониманию, была впервые сформулирована и введена в жизнь именно в творчестве Берлиоза. Лист, Сметана, Балакирев, Р. Штраус, в некоторых отношениях Григ, при всем своеобразии национальных направлений и индивидуальных решений не могли не учесть его опыт. Новое, внесенное здесь Берлиозом, определяется двумя чертами, несвойственными предыдущим симфонистам. Это, во-первых, отождествление музыкального замысла с какой-нибудь современной идеей, уже успевшей получить типическое выражение в образах новейшей литературы (у Гёте, Байрона, Мюссе, Гюго, Мура, у «открытого» романтиками Шекспира). И, во-вторых, элементы театральности, что соответствовало национальным художественным традициям. Берлиоз обладал редким театральным даром. Он мог с максимальной наглядностью показать в музыке тот или иной образ. И почти каждому музыкальному образу Берлиоза можно дать конкретное сюжетное истолкование. Две из трех программных симфоний Берлиоза допускают сценическое воплощение. Во всех трех есть определенное сюжетное развитие, драматические ситуации, живописность. Например, в «Фантастической симфонии»: «Появление возлюбленной на балу», «Перекличка пастухов», «Раскаты грома», «Казнь преступника» и пр. В симфонии «Гарольд в Италии»: «Пение пилигримов», «Серенада горца»; в «Ромео и Джульетте» – «Одиночество Ромео», «Похороны Джульетты» и пр. Итак, симфония у Берлиоз становилась «театром», так композитор по-своему воплощал излюбленную идею романтиков – идею синтеза искусств.
Однако нельзя преувеличивать изобразительную конкретность этих произведений. Берлиоз, считавший себя последователем Бетховена, отмечал, что у великого венского симфониста «всюду ощутима поэтическая идея, но музыка всецело господствует, не нуждаясь в помощи слова для достижения точности выражения». Так и у самого Берлиоза законы музыкальной формы обычно брали верх над литературными элементами. Программы его симфоний отличались определенностью, а часто и словесной детализацией. Но их музыка, реалистически точная, выразительная, как правило, не следовала за подробностями литературного текста. Своеобразие симфонического творчества Берлиоза обусловлено не столько изобразительными чертами, сколько преломлением в музыке новых литературных образов и театрально-ораторских приемов. Берлиоз поставил личное в центре внимания. Романтический культ личного подсказал ему, возможность внести в высокий и обобщенный жанр симфонии тревогу личных чувств, остроту индивидуальных переживаний, темы одиночества, душевного разлада, внутреннего смятения и протеста. Горячие, порывистые, внутренне неспокойные герои берлиозовского симфонизма (артист из «Фантастической», Лелио, Гарольд, — в известной мере и принадлежащие другим историческим эпохам, но романтически воссозданные, Фауст и Ромео) — их трагедии одиночества и драмы разочарования в любви требовали новых средств художественного воплощения. Страстность чувств изображенных героев, острота восприятия ими жизненных явлений, погруженность в себя заставляют вспомнить действующих лиц «Исповеди» или «Ночей» Мюссе (особенно драматически-страстной «Декабрьской ночи»), сосредоточенная меланхолия — Чаттертона Виньи, наиболее лирически-яркие образы французской романтической поэзии. По сравнению с идеальным героем бетховенского искусства берлиозовский герой кажется значительно проще, несмотря на свою романтическую приподнятость, «обыденнее» и даже мельче. Но он обладает своими высокими стремлениями — большое чувство, любовь к природе, неприятие пошлого, низменного, что широкой волной шло в жизнь и в искусство с утверждением во Франции буржуазного господства. Отсюда вынужденное одиночество, неспособность преодолеть свою замкнутость — дополнительный источник сумрачных настроений, как и сознание раздвоенности — еще одна причина бессилия и страданий. Берлиоз принимает шатобриановское определение психологического состояния «детей века». Это — «смятение страстей» («vague de passions», может быть, «неопределенность» страстей), но называет это явление «нравственной болезнью», видит заложенные в нем разлагающие черты.
Живя жизнью своего героя, композитор оценивает его и со стороны, — выделяя в нем все лучшее, сочувствуя ему, но и развенчивая его одновременно. Эти элементы «критического реализма» и умение показать положительный идеал, присущие творчеству Берлиоза, и сообщают его симфонической музыке убедительность и обобщающую силу. Наличие критического начала в обрисовке Берлиозом своего современника совершенно естественно. В композиторе никогда не угасало стремление, и он знал, к чему звать. Он не только автор лирико-романтических симфоний, но и «Траурно-триумфальной», «Реквиема», ряда других произведений монументально-героического плана, в которых раскрывались надежды, чаяния, страдания больших масс людей, — подходил и к романтической проблематике как участник «действия» и его критик одновременно. Личным скорбям героев он противопоставлял большие объективные ценности — мирные картины народной жизни, овеянные необычайной прелестью (дуэт пастухов в «Фантастической симфонии», серенада горца в «Гарольде в Италии»), величие и успокаивающую силу природы (обращение Фауста к природе, «сцена в полях» в «Фантастической»), народную радость и ликованье (первая часть «Гарольда»), картины человеческих страданий («Реквием»), силу большой, преодолевающей все препятствия, великой и в смерти любви (драматическая симфония «Ромео и Джульетта»), память о героических деяниях во имя высоких жизненных целей («Траурно-триумфальная симфония»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|