Вопросы Джанамеджаи о воплощениях Господа Вишну
Глава 40 Вопросы Джанамеджаи о воплощениях Господа Вишну Джанамеджая сказал: О брахман, я слышал от многих мудрых людей о том, как Господь Вишну воплотился в облике Варахи-Вепря. Но я бы хотел услышать эту историю со всеми ее подробностями. Почему Господь принял такой облик, с какой целью он воплотился, какие деяния совершил и как лучше его почитать? Будь милостив, поведай мне об этом! Мне известно, что Кришна Двайпяна Вьяса рассказывал собравшимся на жертвоприношение дваждырожденным о Варахе, о том, как он спас тонущую в водах океана землю, подняв ее своими клыками. Я также слышал спор между брахманами о способах почитания великого Варахи. О брахман, будь любезен, поведай мне о том, как Господь Вишну принял облик Вепря, и как Господь Вараха спас землю. Я также хотел бы услышать и о других воплощениях Господа Хари. Какие были его человеческие аватары, и почему этот губитель врагов богов родился в семье Васудевы? Почему эта Высшая Душа, этот Господь, окруженный богами и чистыми душами, оставляет небеса и является на землю? Как тот, кто стоит во главе богов и людей, тот, кого называют причиной творения земли, отказывается от своего небесного тела и помещает свою душу в тело человека? Почему этот вращатель колеса перерождений, обладатель непогрешимой чакры пожелал принять облик человека и совершать великие деяния в облике Кришны? Как этот Вишну, хранитель все вселенной, мог воплотиться пастушком на земле? Как женщина, рождённая на земле, могла удерживать в своем чреве того, кто является душой всех бхут и махабхут? Ведь этот Господь измерил тремя шагами всю землю и установил тройной путь дхармы-артхи-камы!
Говорят, что этот Господь после разрушения вселенной принимает облик океана. Говорят, что в древние времена Вишну воплотился Варахой-Вепрем и поднял землю на кончиках своих клыков. Говорят, что однажды Господь Нараяна ради Индры и всех богов одолел асуров и даровал богам три мира. Я слышал, что воплотившись Нарасимхой, Господь убил Хираньякашипу, могущественнейшего из дайтьев, Я слышал также, что Вишну являлся в облике пламени, известного как Самвартака. О брахман, Господь является в тысячах юг в тысячах обликов. Когда Вишну возлежит на водах, поглотивших всю вселенную, из его пупка вырастает лотос, в цветке которого рождается Брахма. Господь Вишну - тот, от чьей руки пал асура Тарака. Он тот, кто может принимать облик любого из богов. Он тот, кто на спине Гаруды летит на битву с дайтьями. Он тот, кто добыл амриту из океана. Он тот, кто спас Индру, пленённого дайтьями. Он тот, кто тремя шагами измерил все три мира и низверг дайтьев в нижние миры, утвердив богов на небесах. Он тот, кто установил жертвенные ритуалы, определил посуду и прочую утварь для жертвоприношений. Он тот, кто предписал использовать огонь при обрядах, а также назвал траву куша лучшей при жертвоприношениях. Он тот, кто определил хавью и кавью для богов и предков, а также назвал наилучшие кувшины и чаши для жертвоприношений. Он тот, кто научил, какое место является лучшим для жертвоприношений, и как его обставить, и из каких материалов создать утварь для обрядов. Он тот, кто назвал три вида жертвенного огня, кто определил доли богов в жертвоприношениях, кто назвал лучшие мантры для обрядов. Этот Высший Господь разделил время на кшаны, мухурты, дни, месяцы и годы, а также на прошлое, настоящее и грядущее. Этот Высший Господь создал три варны, три локи, три Веды, три огня, три времени и три гуны. Этот Высший Господь является владыкой вселенной, он - причина рождения и смерти всех живых существ. Он тот, кто дарует прибежище благочестивым людям, и лишает его грешных людей.
Он тот, кто установил для людей четыре ашрамы, а для жертвенных обрядов четыре вида исполнителей. Господь Вишну - это Йогишвара, он наделил луну и солнце блеском, развеял мрак невежества, он научил аскезам, являлась высшей целью аскез. Он - нить, соединяющая все души, и его облик - это вся вселенная. В нем - Веды, в Нем - высшая добродетель, в Нем - истина, в Нем - тапас, в Нем - спасение. Господь Нараяна - высшее прибежище, в Нем - мокша. Во время разрушения вселенной Нараяна принимает облик Калы и Ямы. Во время творения вселенной Нараяна порождает всех Праджапати. Господь пребывает в живых сущестах как разум, в аскетах - как тапас, как смирение - в добродетельных людях, как блеск - в прославленных героях. Он - причина и творец вселенной. Говорят, что ветер явился из космоса. Из ветра явился огонь - жизненное дыхание богов. Мадхусудана - это жизненное дыхание огня. Известно, что вода создает в теле кровь. Из крови создаётся плоть, жир создаётся из крови, а из жира - кости. Из костного мозга создается семя. Семя, попадая в матку, порождает новую жизнь. Поистине, вода - главное в первичном творении. То, что происходит в материнском чреве - второе творение. Семя является сущностью сомы, кровь женщины - сущностью огня. Творение - результат смешения семени и крови, то есть сомы и огня. Семя состоит из слизи, берущей начало в сердце, а женская кровь - из желчи, находящейся в пупке. Сердце находится в центре тела и это место ума. Огонь находится внутри пупка. Если ум известен как Праджапати-Творец, а слизь как Сома и кровь как Агни, то весь мир - это смесь огня и сомы. Когда в чреве зарождается плод, подобно тому, как в небе зарождается облако, в него входит воздух. Он создает конечности и питает их. После этого ветер делится на пять жизненных ветров. Это прана, апана, самана, удана и вьяна. Прана - это дыхание, это главный ветер, который двигается по всему телу и питает сердце. Ветер апана двигается в теле от бедер к стопам. Ветер удана двигается от бедер вверх по телу. Ветер вьяна питает и дает силу конечностям. Ветер самана находится в пупке и разносит силу, полученную от пищи. Пять жизненных ветров взаимодействуют с пятью элементами, с землей, водой, огнем, воздухом и акашей, и влияют на органы чувств.
Язык воспринимает вкус, это качество воды. Глаз видит огонь, кожа чувствует воздух, слух воспринимает акашу, а нос соотносится с таким элементом, как земля. Тело соотносится с землей, дыхание - с воздухом, отверстия в теле - с акашей, выделения тела - с водой, зрение - с огнем. Блеск в глазах - проявление Высшей Души. Разум-манас контролирует все тело. Подобно телу, Верховный Господь творит всю вселенную. Но зачем ему, создавшему вселенную, рождаться в человеческом теле? О брахман, это сомнение возникло у меня, и я желаю его развеять. Как и зачем этот вечный Господь Вишну явился на землю, в наш преходящий мир, как принял он человеческий облик? Ты рассказал мне о моей династии и о моих предках. Теперь поведай мне, о брахман, о воплощении Господа Вишну в облике Кришны, а также расскажи историю рода Вришни. Даже для богов и асуров природа Вишну является большой загадкой. Поведай мне восхитительные истории о проявлении его могущества и о его доблестных деяниях. Такова в Шри-Харивамше, дополнении к Махабхарате, сороковая глава первой книги, именуемой Харивамша Парвой, в которой Джанамаеждая задает вопросы о величии Господа Вишну.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|