Решение задач с помощью линейки НЛ-10м
1. Перевод скоростей, выраженных в км/ч в метры в секунду и обратно, производится по шкалам 1 и 2 (рис. 2): – передвигая движок, установить индекс на деление шкалы 1, соответствующее заданной скорости (в км/ч); – отсчитать по шкале 1 против индекса искомую скорость (в м/с). Рис. 2. Перевод километров в час (км/ч) в метры в секунду 2. Перевод морских и английских миль в километры и обратно выполняется по шкалам 14 и 15 (рис. 3): – передвигая движок, установить деление 100 или 1000, на деление шкалы 15, соответствующее заданному числу миль; – установить визирку на индекс ММ или AM; – отсчитать на шкале 15 по визирке искомое число километров. Рис. 3. Перевод морских и английских миль в километры и обратно 3. Перевод футов в метры и обратно выполняется по шкалам 14 и 15(рис. 4): – индекс футы шкалы 14 установить по шкале 15 на число футов и против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать на шкале 15 число метров; Рис. 4. Перевод футов в метры и обратно – деления 100 или 1000 шкалы 14 установить на число метров шкалы 15, а против индекса футы шкалы 14 на шкале 15 отсчитать число футов. 4. Расчет путевой скорости по пройденному расстоянию и времени полета производится по шкалам 1 и 2 (рис. 5): – установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее пройденному расстоянию S; – подвести под визирку деление шкалы 2, соответствующее времени полета; – по шкале 1 против индекса отсчитать путевую скорость W (в км/ч). Рис. 5. Расчет путевой скорости и пройденного расстояния 5. Расчет пройденного расстояния по времени полета и путевой скорости выполняется по шкалам 1 и 2 (см. рис. 5): – передвигая движок, установить индекс против деления шкалы 1, соответствующего путевой скорости;
– установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее времени полета; – на шкале 2 по визирке отсчитать пройденное расстояние (в км). 6. Расчет поправки в курс по расстоянию и боковому уклонению выполняется по шкалам 4 и 5 (рис. 6): – передвигая движок, установить индекс против деления шкалы 5, соответствующего пройденному расстоянию; – установить визирку по шкале 5 на деление, соответствующее ЛБУ (в км); – отсчитать по визирке на шкале 4 боковое уклонение (для выхода параллельно линии заданного пути);
Рис. 6. Расчет поправки в курс по расстоянию и боковому уклонению – передвигая движок, установить индекс против деления шкалы 5, соответствующего оставшемуся расстоянию; – отсчитать по визирке на шкале 4 дополнительную поправку; – сложить (БУ + ДП) и получить поправку в курс (ПК) (рис. 7). Рис. 7. Исправление пути по боковому уклонению Линейное боковое уклонение (ЛБУ) – удаление ВС от ЛЗП. Боковое уклонение (БУ) – угол, заключенный между линией заданного и линией фактического пути. Если исправить курс только на величину БУ, то самолет будет перемещаться параллельно ЛЗП. Дополнительная поправка (ДП) – угол, на который необходимо дополнительно развернуть самолет, чтобы выйти на очередной контрольный ориентир. Примечание. ПриSпр или Sост 50–60 км 1º БУ или ДП дает 1 км ЛБУ, приSпр или Sост 25–30 км 1º БУ или ДП дает 0,5 км ЛБУ, приSпр или Sост 100–120 км 1º БУ или ДП дает 2 км ЛБУ. 7. Определение радиуса разворота по углу крена и скорости разворота выполняется по шкалам 4, 5 и 6 (рис. 8):
Рис. 8. Определение радиуса разворота – установить визирку по шкале 6 на деление, соответствующее скорости полета V (в км/ч), передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 4, соответствующее углу крена воздушного судна β; – отсчитать по шкале 5 против индекса искомое значение радиуса разворота воздушного судна R (в км или м).
8. Определение времени разворота ВС на заданный угол осуществляется по шкалам 1, 2 и 1 а (рис. 9): – установить визирку по шкале 1 на деление, соответствующее скорости полета, деленной на 100 (V: 100); – передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 2, соответствующее радиусу разворота R; – против деления на шкале 1 а, соответствующего углу разворота, на шкале 2 отсчитать искомое значение времени разворота на заданный угол. Рис. 9. Определение времени разворота на заданный угол 9. Расчет ветра в полете помощью НЛ-10М возможен, если известны угол сноса, путевая и воздушная скорости, магнитный курс самолета. По шкалам 4 и 5 определяется промежуточная величина – угол α, угол, заключенный между линией фактического пути и метеорологическим направлением ветра (рис. 10): – установить визирку по шкале 5 на деление, соответствующее Δ U, равное разности путевой и истинной скорости Δ U = │ W – V │, передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 4, соответствующее углу сноса; Рис. 10. Определение угла α – отсчитать по шкале 4 против V (на шкале 5) искомое значение α (этот угол измеряется от 0 до 90°). По величине угла α, используя шкалы 3 и 5 НЛ-10м, определяется скорость ветра (рис. 11): – установить визирку по шкале 5 на деление, соответствующее V, передвигая движок, подвести под визирку деление шкалы 3, соответствующее углу α; – отсчитать по шкале 5 против УС искомое значение скорости ветра U. Рис. 11. Определение скорости ветра Направление ветра рассчитывается по формулам: δ = ФМПУ – (±α) или δ = ФМПУ ± 180° + (±α). Первой формулой пользуются, когда путевая скорость меньше воздушной, т. е. при встречно-боковом ветре, а второй – при попутно-боковом ветре, когда путевая скорость больше воздушной. Угол α берется со знаком плюс при правом сносе самолета и со знаком минус при левом сносе. Для быстрого и правильного определения метеорологического направления ветра и его скорости необходимо запомнить следующие правила: 1. При попутном ветре (УС = 0, α = 0°): δ = ФМПУ ± 180°; U = W – Vи. 2. При встречном ветре (УС = 0°, α = 0°): δ = ФМПУ; U = Vи – W. 3. При боковом ветре (W ≈ Vи, α = 90°): δ = ФМПУ – (±90°).
Контрольная работа № 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|