Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спинной мозг – medulla spinalis




СПИННОЙ МОЗГ

(анатомо-физиологические и неврологические аспекты)

 

 

Учебное пособие

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Морфологические особенности развития и анатомо-физиологические особенности строения спинного мозга

1.1. Спинной мозг

1.1.1. Внешняя форма спинного мозга

1.1.2. Внутреннее расположение частей спинного мозга

1.2. Оболочки спинного мозга

1.2.1. Твердая оболочка спинного мозга

1.2.2. Паутинная оболочка спинного мозга

1.2.3. Мягкая оболочка спинного мозга

1.3. Кровоснабжение спинного мозга

1.3.1. Система кровоснабжения спинного мозга по протяжению

1.3.2. Система кровоснабжения спинного мозга по поперечнику

1.4. Двигательные центры спинного мозга

1.4.1. Нервная регуляция позы и движения: общие положения

1.4.2. Спинальные двигательные рефлексы

1.4.3. Рефлекторная дуга

1.4.5. Проприоспинальная система и функциональные возможности изолированного спинного мозга

1.4.6. Спинальные двигательные автоматизмы

1.5. Проводниковая функция спинного мозга

1.5.1. Проводящие пути осознанной чувствительности

1.5.1.1. Экстралемнисковая сенсорная система

1.5.1.2. Лемнисковая сенсорная система

1.5.1.2.1. Нео-спинно-таламический тракт

1.5.1.2.2. Задние канатики

1.5.1.2.3. Спинно-цервикальный тракт

1.5.2. Проводящие пути неосознанной чувствительности

1.5.2.1. Прямые спинно-мозжечковые тракты

1.5.2.1.1.Передний и ростральный спинно-мозжечковые тракты

1.5.2.1.2.Задний спинно-мозжечковый и клиновидно-мозжечковый тракты

1.5.2.2. Непрямые спинно-мозжечковые тракты

1.5.2.3. Спинно-тектальный тракт

1.5.3. Моторные проводящие пути

1.5.3.1. Вентро-медиальная нисходящая моторная система

1.5.3.1.1. Ретикуло-спинальные тракты

1.5.3.1.2. Вестибуло-спинальный тракт

1.5.3.2. Дорсо-латеральная моторная система

1.5.3.2.1. Кортико-рубро-спинномозговой тракт

1.5.3.2.2. Кортико-спинальный тракт передний и боковой

1.5.3.2.3. Кортико-бульбарный тракт

1.5.3.3. Текто-спинальный тракт

1.5.3.4. Тегменто-спинальный тракт

1.5.3.5. Оливо-спинальный тракт

1.5.3.6. Проприо-спинальные тракты

Глава 2. Синдромы поражения проводящих путей на уровне спинного мозга

2.1. Синдром полного поперечного поражения спинного мозга

2.2. Синдромы поражения серого вещества спинного мозга

2.3. Синдромы поражения белого вещества спинного мозга

2.4. Синдром Броун – Секара (латеральная гемисекция спинного мозга)

2.5. Синдром поражения вентральной половины спинного мозга

2.5.1. Синдром Станиловского – Танона

2.5.2. Синдром Преображенского

2.6. Синдром поражения дорзальной половины спинного мозга

2.8. Болезнь и синдром бокового амиотрофического склероза (БАС)

2.9. Синдром поражения корешков конского хвоста

2.10. Синдромы нарушения проведения в периферической нервной системе

Глава 3. Заболевания спинного мозга

3.1. Клинические синдромы поражения спинного мозга при остеохондрозе позвоночника

3.1.1.Поясничная компрессионная миелопатия

3.1.2. Вертеброгенные васкулярные миелоишемии

3.1.2.1. Поражение радикуломедуллярной артерии шейного утолщения

3.1.2.2. Поражение большой передней радикуломедуллярной артерии Адамкевича

3.1.2.3. Поражение нижней дополнительной радикуломедуллярной артерии Депрож – Готтерона

3.1.2.4.Поражение задней спинальной артерии

3.1.2.5. Поражение спинного мозга, обусловленное нарушением венозного кровообращения

3.2. Наследственные заболевания центральной нервной системы, с преимущественным поражением спинного мозга

3.2.1. Болезнь Фридрейха

3.2.2. Наследственная спастическая атаксия

3.2.3. Наследственные денервационные спинальные амиотрофии

3.2.3.1. Спинальные мышечные атрофии детского возраста

3.2.3.1.1. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип I (болезнь Верднига – Гоффмана)

3.2.3.1.2. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип II (промежуточный вариант)

3.2.3.1.3. Спинальная мышечная атрофия детского возраста, тип III (болезнь Кугельберга – Веландера)

3.2.3.1.4. Спинальная мышечная атрофия с поздним дебютом

3.2.3.1.5. Х-сцепленная бульбарная спинальная мышечная атрофия (болезнь Кеннеди)

3.3. Инфекционные заболевания спинного мозга

3.3.1. Полиомиелит и полиомиелоподобные заболевания

3.4. Опухоли спинного мозга

3.4.1. Опухоли позвоночника

3.4.2. Опухоли спинного мозга в детском возрасте

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно спинной мозг как составная часть центральной нервной системы (ЦНС) достаточно подробно описан в учебниках по анатомии и физиологии человека. Описание неврологических нарушений, которые возникают при повреждении спинного мозга на разных уровнях, заболевания спинного мозга также можно найти в руководствах по клинической неврологии.

Вместе с тем функциональная организация проводящих путей спинного мозга обладает целым рядом особенностей, которые не укладываются в традиционные анатомические рамки. Более того, в физиологии проводящих путей существуют терминологические особенности, которые не учитываются специалистами − анатомами и невропатологами. Поэтому анатомические, клинические и физиологические представления о проводящих путях иногда не совпадают между собой. Необходимо также учитывать терминологические расхождения между зарубежными и отечественными учебниками по физиологии ЦНС, нервным болезням. Кроме того, в некоторых клинических руководствах по неврологии при описании ряда клинических синдромов поражения проводящих путей спинного мозга указываются лишь симптомы, появление которых обусловлено поражением какого-то конкретного проводящего пути. В последующем авторы дополняют клинический синдром по мере изучения разделов неврологии. Нередко при полном описании синдрома поражения нервной системы авторами не указывается конкретная причина, вызвавшая появление определенного неврологического топического симптома. Это, в свою очередь, усложняет процесс изучения вопросов топической диагностики нервных болезней и клинической неврологии.

В этой связи нам представлялось принципиально важным дать комплексное описание спинного мозга, проводящих путей спинного мозга человека с точки зрения, единой для преподавателей физиологии, анатомии и патологии нервной системы человека.

В настоящем пособии мы стремились наиболее подробно описать те данные, которым обычно не уделяется внимание в учебниках. Пособие предназначено, прежде всего, для студентов медицинского факультета, изучающих анатомию, нормальную и патологическую физиологию, нервные болезни, студентов факультета психологии педагогического университета, а также для курсантов, проходящих усовершенствование по неврологии, и практикующих врачей-неврологов.

Главы учебного пособия включают подробный анатомо-физиологический обзор спинного мозга, проводящих путей спинного мозга, симптомы и синдромы поражения на различных уровнях. Отдельный раздел учебного пособия посвящен заболеваниям спинного мозга.

Авторы с благодарностью примут все советы и критические замечания.

 

Глава 1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА

Головной и спинной мозг образуют вместе центральную нервную системуsystem nervorum centrale.

Головным мозгомencephalon – называется часть центральной нервной системы, заключенная в полости черепа. Спинным мозгомmedulla spinalis – называется та часть, которая помещается в канале позвоночника. Нижний отдел головного мозга – продолговатый мозгmedulla oblongata – граничит со спинным мозгом. Четкой макроскопической и микроскопической границы между этими частями строго нельзя определить. Условной границей между головным и спинным мозгом считается нижний пучок пирамидного перекреста или верхний корешковый пучок первого шейного корешка.

Нервная система развивается из широкой полосы наружного зародышевого листа, эктодермы, лежащей на средней линии, непосредственно над chorda dorsalis. Клетки наружного зародышевого листа вырастают в удлиненно-цилиндрические или веретенообразные образования, в то время, как вокруг лежащие элементы делаются более плоскими. Таким образом, наружный зародышевый лист разделяется на два отдела: на тонкий роговой листок и более толстую, лежащую срединно-нервную, или мозговую пластинку. Оба эти отдела вскоре резко отграничиваются друг от друга: медуллярная (мозговая) пластинка впячивается, и её края приподнимаются над поверхностью зародышевого листа, образуя медуллярные валики, которые заключают между собой медуллярный желобок. Медуллярные валики – это простые складки наружного зародышевого листа в том месте, где медуллярная пластинка переходит в роговой листок.

Мозговая пластинка вскоре превращается в мозговую трубку. Первоначально возникают валики, которые, поднимаясь еще выше над поверхностью зародыша, заворачиваясь к медиальной плоскости, растут навстречу друг другу, пока не сойдутся своими краями, по длине которых они и срастаются. Поднимаясь над поверхностью зародыша, мозговые валики влекут за собой и роговой листок, из которого в последующем образуется эпителиальный покров тела. В мозговой трубке, заключающей наполненный зародышевой лимфой щелевидный центральный каналcanalis centralis, различают головной и спинной отделы; из первого образуется головной мозг, а из второго спинной.

К 10-й неделе эмбрионального развития формируется дефинитивная внутренняя структура спинного мозга. К 12-й неделе – начинается дифференцировка клеток нейроглии. В спинном мозге видны шейное и поясничное утолщения, появляются конский хвост и конечная нить спинного мозга. К 20-й неделе – начинается миелинизация спинного мозга: аксонов клеток передних и задних рогов спинного мозга, восходящих афферентных систем боковых, передних и задних канатиков, нисходящих эфферентных систем боковых канатиков (проводники экстрапирамидной системы). Миелинизация волокон пирамидной системы начинается на последнем месяце внутриутробного развития и продолжается в течение первого года жизни.

В постнатальном периоде спинной мозг претерпевает изменения. Спинной мозг новорожденного относительно длиннее, чем у взрослых, и доходит до нижнего края III поясничного позвонка. В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем, нижний конец его перемещается кверху. Рост спинного канала наиболее выражен в грудном отделе. На уровне шейного отдела разница между соответствующими сегментами и позвонками составляет один позвонок, в вехнегрудном – два, а в нижнегрудном – три позвонка. Рост спинного мозга продолжается до 20 лет. Масса его увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденности. К 5 - 6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых. У детей 5-летнего возраста спинной мозг обычно заканчивается на уровне I - II поясничных позвонков (верхний край II поясничного позвонка); в виде конуса, от которого далее вниз тянутся нити конского хвоста.

Шейное и поясничное утолщение начинают значительно формироваться в первые годы жизни ребенка.

Гистологически в раннем возрасте отмечается преобладание передних рогов над задними; нервные клетки расположены группами, ткань глии хорошо развита. Клетки, выстилающие внутреннюю поверхность позвоночного канала, уплощены, сморщены, содержат малое количество протоплазмы. Отмечается пикноз ядер; местами ядра совсем отсутствуют. С возрастом и развитием ребенка отмечаются увеличение количества клеток и изменение их микроструктуры.

Спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение по сравнению с головным мозгом, в связи с чем оказывается и более совершенным в функциональном отношении. Однако миелинизация проводников спинного мозга продолжается до года, а спинальных нервов до 2 - 3 лет.

 

СПИННОЙ МОЗГ – MEDULLA SPINALIS

Спинной мозг представляет собой цилиндрический тяж, покрытый оболочками, свободно располагающийся в полости позвоночного канала. Вверху он переходит в medulla oblongata; внизу спинной мозг достигает области 1-го или верхнего края 2-го поясничного позвонка. Диаметр спинного мозга не везде одинаков, в двух местах обнаруживаются два веретенообразных утолщения: в шейном отделе – шейное утолщениеintumescentia cervicalis (от 4-го шейного до 2-го грудного позвонка); в самой нижней части грудного отдела – поясничное утолщение – intumescentia lumbalis – (от 12-го грудного до 2-го крестцового позвонка). Оба утолщения соответствуют областям замыкания рефлекторных дуг от верхних и нижних конечностей. Образование этих утолщений тесно связано с сегментарным принципом строения спинного мозга.

В спинном мозге насчитывается в общей сложности 31 - 32 сегмента: 8 шейных (С I - С VIII ), 12 грудных (Th I -Th XII ), 5 поясничных (L I -L V ), 5 крестцовых (S I -S V ) и 1 - 2 копчиковых (Со I - С II ).

Поясничное утолщение переходит в короткий конусовидный отдел, в мозговой конусconus medullaris s. terminalis, от которого отходит длинная тонкая конечная нитьfilum terminale.

Длина спинного мозга в среднем у мужчин достигает 45 см, у женщин – 41-42 см.

Соответственно формирующимся в последствии периферическим нервам в спинном мозге различают pars cervicalis, из которой формируются шейные нервы, pars thoracalis – грудные, и pars lumbalis, из которой выходят поясничные и крестцовые нервы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...