Газетно-публицистический функциональный стиль
1. Общая характеристика ГПС, Когда говорят о публицистике, то прежде всего имеют в виду язык средств массовой информации, особенностями которой является: массовый адресат; сочетание функций информации и воздействия; сочетание стандартных и экспрессивных языковых средств. СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Функции СМИ: 1. Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях); 2. Комментарийно-оценочная (изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой); 3. Познавательно-просветительная (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей); 4. Воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды больших социальных изменений; 5. Гедонистическая (развлекательная информация).
Время появления ГПС – это Петровская эпоха, когда появилась первая русская газета «Ведомости», выходившая на 2-х языках (русском и старославянском). В ГПС исследователи выделяют соединение черт научного функционального стиля и языка художественной литературы. Н: В очерках, фельетонах можно заметить сближение этого стиля с языком художественной литературы, а в заметках, сообщениях можно заметить сближение с языком научного функционального стиля. В то же время ГПС – это самостоятельный функциональный стиль со своеобразными экстралингвистическими и лингвистическими признаками. Ведущим экстралингвистическим признаком этого стиля является единство тенденций к экспрессии и стандартизации. Для газетного типа коммуникации определяющим является массовость, неоднородность, неопределенность воспринимающей аудитории, следовательно, отсутствие ориентации на определенный интеллектуальный уровень, общую и специальную подготовку, возраст. «Академику должно быть не скучно, а школьнику понятно и интересно».
Теория массовой коммуникации, опираясь на математические и психологические исследования, утверждает, что эффективность и надежность коммуникации в подобных условиях может быть достигнута упорядоченным и однообразным чередованием каких – либо противопоставленных элементов. Такими противопоставленными элементами в газетном типе коммуникации являются: А) экспрессивные элементы Б) стандартизированные элементы. Образцовые газетные тексты создаются не ограничением стандарта, а умением подыскивать экспрессивное противоядие, умением создавать ограниченное чередование контрастирующих элементов. Газетный текст должен быть в каждом своем отрезке и воздействующим и информативным. Н: Хроникальная заметка: Одно из предприятий Ростова приготовило сюрприз для фотолюбителей. Новая электронная лампа «Электрон» весит всего 250 граммов. Эта миниатюрная «молния» работает от аккумуляторов, заряжающихся от обычной электросети. Исследователи отмечают, что существует 3 типа чередований экспрессии и стандарта (конфликты их): 1. Внутрифразовый тип, когда одно и то же явление называют то экспрессивным элементом, то стандартизированным: Н: Курорт «Юрмала» - это жемчужина янтарного берега. 2. Контекстный – это чередование в тексте содержательно друг от друга независимых экспрессивных и стандартизированных языковых элементов. Н: Москвичей интересует, как дальше будет развиваться столичная подземка. 3. Композиционный – противопоставление заголовка и всего текста, зачина и основного содержания текста, отталкивание от цитат, пословиц, поговорок.
Жанры ГПС: Информационная статья – в авторизованной форме излагается какое-либо событие и его оценка. Полемическая статья – отклик на другой текст и содержит в себе элементы спора, полемики. Текстам этого типа свойственна яркая эмоциональность, экспрессия, категоричные оценочные суждения, которые могут быть выражены с помощью специальных речевых средств, а могут скрываться под точной и убедительной аргументацией. Рекламная статья, которая в явной или скрытой форме выражает не точку зрения ее автора, а точку зрения заказчика. Рекламные публикации могут иметь и информативный характер, и ярко экспрессивный; это определяется объектом рекламы, а также и аудиторией, которой адресован данный текст. Широко распространяются жанры, в основе которых лежит диалог: беседа, экспресс-интервью, экспресс-опросы, эксклюзивные интервью. Интервью – это беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в СМИ. Задачи, решаемые в ходе проведения интервью: 1. Получение новой информации; 2. Обсуждение общественно важных проблем, что нередко обретает форму дискуссии между двумя или несколькими собеседниками; 3. «Портретирование» - создание объемного образа человека, с которым проводится интервью, в том числе за счет демонстрации его индивидуальных речевых особенностей. В последнее время наметилась тенденция к речевой раскованности, что, по мнению журналистов, создает особую атмосферу интимности, но приводит к широкому проникновению в тексты нелитературных элементов. Усиление личностной тенденции отразилось в распространении таких жанров, как эссе, комментарий, прогноз, исповедь. Эссе – публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем. В зависимости от проблематики эссе подразделяют на философские, исторические, нравственно-психологические, литературно-критические. Эссе – это жанр размышлений. Рассуждение сочетается здесь с повествованием и описанием. Уместны в эссе и выражения эмоциональной оценки, и риторическое усиление речи путем использования тропов и фигур, а также объединения стилистически разнородных элементов.
Очерк – это рассказ, основанный на фактическом материале, и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает. Очерк не имеет тематических ограничений, его содержанием может стать биография человека, историческое событие, любой факт общественной жизни и жизни автора. Различают документальный и публицистический очерк. Документальный очерк, в котором авторскаяпозиция скрыта, представлена в композиционной форме текста как «образ автора». Публицистический очерк, в котором автор предстает как реальный наблюдатель или даже участник описываемых событий. Одной из характерных черт очерка является полистилизм, источником которого является нормативно-стилистическая противопоставленность авторской речи и речи персонажей, включение в ткань текста фрагментов научного или делового стилей. Фельетон – литературно-публицистическое произведение на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни. Фельетону присущи полемичность, художественность, ироничность, сатиричность. Полемичность и публицистичность фельетона проявляется в злободневности тематики, в негативной оценке соответствующих фактов, чем объясняется широкое употребление эмоционально-экспрессивных, оценочных языковых средств. Сатиричность фельетона состоит в том, что автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, но подвергает их осмеянию; комическое описание ситуаций и характеров часто сочетается с преувеличением, гротеском и фарсом. Усиление информативной функции в газете способствовало распространению жанров журналистского расследования, версии, связанных со специфическими способами получения информации. Репортаж соединяет в себе строгую документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения (эффект присутствия автора).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|