Перечень учебно-методического обеспечения
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) Виды самостоятельной работы: Ø изучение основной и дополнительной литературы в целях самоподготовки; Ø конспектирование материалов научной литературы по заданию преподавателя; Ø подготовка к занятиям, проводимым в интерактивной форме; Ø решение тестов. Формы текущего контроля: v опрос; v проверка конспектов; v проверка рефератов; v проверка подготовленности к интерактивным занятиям. Форма рубежного контроля – тестирование, контрольная работа. Форма итоговой аттестации – зачет. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно с ежегодным обновлением банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «Логика» Направление подготовки 41.03.05 – Международные отношения Квалификация (степень) выпускника – прикладной бакалавр Курс __ 4 __, семестр ___ 7 __ Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 38 ч. (лекций - 18 ч. семинарских занятий – 18 ч, КСР – 6 ч.), самостоятельная работа студентов 34 ч. Преподаватели: д.филос.н., проф. Пушкарева М.А. Кафедра этики, культурологии и связей с общественностью
Утвержден на заседании кафедры этики, культурологии и связей с общественностью Протокол № от «__» ___________201 г. Зав. кафедрой ________________________Л.А. Иткулова Преподаватель ____________________М.А. Пушкарёва
Перечень вопросов для зачета: 1. Предмет и значение логики. 2. Традиционная и символическая логика. Интуитивная и символическая логика. 3. Общая характеристика понятия. 4. Виды понятий по объему и содержанию. 5. Отношения между понятиями. 6. Логические операции обобщения и ограничения понятия. 7. Логическая операция определения понятия. 8. Правила определения понятия. 9. Логическая операция деления понятия. 10. Правила деления понятия. 11. Логические операции сложения и умножения понятий. 12. Определенные и неопределенные понятия. 13. Языковые формы выражения понятий. Взаимосвязь понятия и слова. 14. Общая характеристика суждения. 15. Виды простых суждений. 16. Классификация суждений. 17. Отношения между суждениями. 18. Распределенность терминов в простых суждениях. 19. Способы преобразования суждений. 20. Реляционные суждения. 21. Модальные суждения. 22. Истинность сложных суждений.
23. Общая характеристика умозаключения. 24. Простой категорический силлогизм, его правила. 25. Разделительные умозаключения. 26. Условные умозаключения. 27. Индукция как вид умозаключения. 28. Методы установления причинных связей. 29. Аналогия как вид умозаключения. 30. Закон тождества. 31. Закон противоречия. 32. Закон исключенного третьего. 33. Закон достаточного основания. 34. Общая характеристика доказательства. 35. Виды и методы подтверждения и опровержения тезиса. 36. Аргументация и дискуссия. 37. Лояльные и нелояльные приемы спора. 38. Разновидности спора. 39. Общая характеристика гипотезы. 40. Логические парадоксы.
Примерные вопросы к контрольной работе: 1. Роль интуитивной логики в мышлении и речи. 2. Основные направления в современной логике. 3.Классификация в научном познании. 4. Правовые нормы и законы логики. 5. Логические парадоксы. Парадоксы в логике и математике. Примерные тестовые задания: 1. Определите вид отношения между следующими понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера: а) “высшее учебное заведение”,” университет”, б) “дворянин”, “декабрист”, в) “русский писатель”, “автор поэмы “Мертвые души””, г) “президент”, “президент России”, “глава государства”, д) “художественная литература”, “литература”, “драматургия”, е) “отец”, “сын. 2. Подберите понятия, находящиеся в отношении подчинения к данным: “студент”, “военнослужащий”, “социальный работник”, “молочный продукт”, “испанец”, “сломанный велосипед”, “неудачливый бизнесмен”. 3. Определите вид отношений между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем: а) А — “ученый”, В — “писатель”, С — “общественный деятель”, б) А — “участник отечественной войны 1812 года”, В — “генерал”, С — “гусар”, в) А — “автор романа “Воскресение””, В — “писатель”, С — “русский писатель”, д) А — “еженедельник”, В — “периодическое издание”, С — “газета “Брянский рабочий””. 4. В каких из приведенных ниже примерах имеет место деление понятий, а в каких расчленение целого на части: а) полк делится на батальоны; б) конические сечения делятся на эллипсы, параболы, и гиперболы; в) градусную сеть Земли образуют параллели и меридианы.
5. Дать характеристику (указать вид, состав, правильность) следующих определений: Дентин — особое вещество, покрывающее зубы; Регенерация — процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела; Архаизмы — слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми словами; Кость — орган, обладающий сложным строением; Футуризмом называется одно из декадентские художественных течений начала ХХ века; Фразеология — раздел науки о русском языке, изучающий смысловые и структурные особенности фразеологических оборотов, их типы и функционирование в речи; Знаковая система — совокупность знаков; “Жизнь — это искусство делать верные выводы из неверных посылок” (С. Батлер). 6. Найдите субъект и предикат в следующих суждениях: а)“Все кошки млекопитающие”. б)“Некоторые числа иррациональны”. в)“Истина сильнее царя” (А.С. Пушкин). г)“Сравнение — мысленная операция”. в)“Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (И. Гете)”. е)“Кентавры не существуют”. 7. Определить вид и логическую форму следующих высказываний. Записать их структуру в виде формулы: Пример: Чтение художественной литературы — неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы. Структуру этого высказывания можно представить следующим образом «S (чтение художественной литературы) есть Р1 (неоценимый источник познания жизни) и Р2 (неоценимый источник познания законом борьбы жизни)» Это сложное суждение, состоящее из двух простых: «S есть Р1» и «S есть Р2», соединенных логической связкой «и». Обозначив простые суждения буквами а и в, представим сложное конъюнктивное суждение в виде формулы: а & в. а) Покрылись зеленью сопки, освобождаются от снега вулканы, в скверы, на улицы Брянска в июне высажены кустарники, готовятся клумбы под цветы. б) Этот приезд не является ни необходимым, ни желательным. в) Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал. г) Если эта фигура квадрат, то диагонали в ней равны, взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам.
8. Проверьте, правильно ли произведено превращение приводимых ниже суждений, и укажите, в чем заключается ошибка, если превращение произведено неправильно: а) Ни один из подсудимых не виновен, значит все подсудимые невинны. б) Все благородные дела находят себе сочувствие; значит, нет благородных дел, которые не нашили бы себе сочувствия. в) Некоторые многоугольники не суть правильные фигуры; значит некоторые многоугольники суть правильные фигуры. г) Все существенное уже было сделано; значит, ничто существенное не было не сделано. 9. Можно ли получить данные заключения с помощью полной индукции в следующих примерах? а) Всю неделю стояла жаркая погода. б) Все футболисты сборной команды явились на тренировку. в) Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. г) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. д) В природе ничего не совершается без причины. е) Все рыбы дышат жабрами. ж) Счастливые часов не наблюдают. 10. В приведенных ниже доказательствах найдите тезис, аргументы, определите форму доказательства. a) Вы говорите — Писарев был учеником Чернышевского. Вглядитесь в деятельность, в убеждения Добролюбова. Так кто же после этого, по-вашему, ученик Чернышевского? Писарев или Добролюбов? Всякий признает, что Добролюбов и никоем образом не Писарев. И потом: вы знаете, что ответил Чернышевский не предложение подать прошение о помиловании? Он гордо отказался. А Писарев? Когда жандармский ротмистр спросил его, как он попал в компанию “потрясателей основ”, то знаете, чем ответил Писарев?... Он пожал плечами! б) “По-моему, на свете только три несчастья и есть: жить зимой в холодной квартире, летом носить узкие сапоги да ночевать в комнате, где пищит ребенок, которого нельзя посыпать персидским порошком; у меня нет ни первого, ни второго, ни третьего. Следовательно, нет у меня несчастья” (Рассуждения Пигасова в романе И.С. Тургенева “Рудин”). в) “Позвольте мне вам заметить, что это предубеждение. Я полагаю даже, что курить табак здоровее, нежели нюхать табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и образованнейший человек, который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. И вот ему теперь уже сорок с лишним лет, но благодаря бога, до сих пор так здоров, как нельзя лучше” (Н. В. Гоголь “Мертвые души”).
Темы рефератов: 1. Возникновение и развитие логики. Софисты, Сократ, Платон, Аристотель – основатели логики. 2. История развития традиционной логики, ее отличия от символической логики.
3. Роль интуитивной логики в жизни человека и общества. 4. Направления в современной (символической, математической) логике. 5. Понятие и слово. Механизмы образования метафоры. Синонимия и омонимия и полисемия как явления языка. 6. Неявные определения и приемы, заменяющие определение. 7. Правовые нормы и законы логики. 8. Софистика и софизмы. Роль и значение софизмов в повседневном мышлении, научном познании, художественной литературе. 9. Логические парадоксы как «белые пятна» в логике. Способы преодоления парадоксов. 10. Логика и риторика: общее и различное, их взаимосвязь и роль в профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|