Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический (устойчивые словосочетания) состав русского языка.
Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке. Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношением между звуками и буквами. Орфография определяет правила употребления буквенных знаков при письменной передаче речи. Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения. Словообразование исследует морфемный состав слов и основные типы их образования. Грамматика - раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. Включает в себя две части: морфологию и синтаксис. Морфология - учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также об основных лексико-грамматических разрядах слов (частях речи). Синтаксис - учение о словосочетании и предложении. Пунктуация - совокупность правил постановки знаков препинания. Предмет функциональной стилистики. Стилистика языковых единиц, стилистика текста и стилистика художественной речи как разделы стилистики. Функциональная стилистика изучает разновидности литературного языка, принципы и условия их формирования, внутреннюю организацию языковых единиц, используемую в текстах данных разновидностей, особенности использования этих единиц внутри каждой разновидности, дифференциацию литературного языка на разновидности, закономерности их функционирования в рамках данного языка. Функциональная стилистика: Изучает и описывает систему стилей Вырабатывает общие принципы для выделения и классификации основных функциональных разновидностей
Устанавливает основные категории и понятия функциональной стилистики 4) Выясняет и исследует внутриструктурную организацию каждого функционального варианта (подстили и жанры), основные параметры его структуры Стилистика языковых единиц (практическая стилистика) изучает закономерности функционирования языковых единиц и категорий всех уровней в типичных речевых ситуациях и контекстах различного смыслового и экспрессивного содержания с учетом действующих литературных норм. Анализирует: Общелитературные, книжные и разговорные средства, прослеживает поведение языковой единицы Стилистическую окраску языковых единиц (здесь важную роль играет сопоставление синонимичных средств) Одна из главных проблем – выбор точного слова, конструкции, формы, оборота речи, словоформы и т.д. Стилистика текста: Изучает общие и частные закономерности организации языковых единиц Выясняет способы и нормы организации языковых единиц в конкретных текстах Исследует композиционно-речевую структуру в соединении с его идейно-содержательной стороной, функциональным назначением, условиями создания текста Выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа Стилистика художественной речи занимается вопросами, связанными с выяснением закономерностей такой организации материала в рамках текста, в результате которой создается образная речь. Исключительную роль играют идейно-эстетические категории и понятия. Много внимания уделяется влиянию контекста на возникновение дополнительных смыслов у отдельных слов, словосочетаний, фразеологизмов. Основные понятия функциональной стилистики: функциональный стиль, стилеобразующие факторы, функционально-стилевая сфера, подстиль, стилистическая окраска слова, стилистическая ошибка.
Функциональный стиль (Виноградов) – общественно осознанная, объединенная определенным функциональным назначением в общественной речевой коммуникации система языковых элементов, способов и принципов их употребления, отбора, взаимного сочетания и соотношения. Стилеобразующие факторы оказывают влияние на общий принцип и отдельные стороны организации языкового материала, отличительные особенности конкретного функционального стиля. Для публицистического стиля таким фактором выступает принцип чередования экспрессия стандарта – определяет основные направления в организации языковых средств текста данного стиля. Стилеобразующим фактором может быть основное функциональное назначение конкретной функциональной разновидности в речевой коммуникации, форма выявления языка (письменная \ устная), вид коммуникации (массовая, групповая, межличностная). Функционально-стилевая сфера (ФСС) литературного языка – общественно осознанная совокупность языковых элементов, способов их отбора и организации, внутренне объединенная определенным функциональным назначением, обусловленным широким диапазоном социальных задач речевого общения, и условиями речевой коммуникации. Подстиль (речевой жанр) –разновидность функционального стиля, выделяемая на основе анализа группировки текстов, объединяемых общностью тематики, способов подачи, интерпретации содержания, а также сходными чертами стилистического оформления и композиции. Стилистическая окраска слов.Слова стилистически неравноценны. Одни воспринимаются как книжные (интеллект, ратификация, чрезмерный, инвестиции, конверсия, превалировать), другие - как разговорные (заправский, сболтнуть, малость); одни придают речи торжественность (предначертать, волеизъявление), другие звучат непринужденно (работа, говорить, старый, холодно). «Все многообразие значений, функций и смысловых нюансов слова сосредоточивается и объединяется в его стилистической характеристике», - писал акад. В.В. Виноградов. При стилистической характеристике слова учитывается, во-первых, его принадлежность к одному из функциональных стилей или отсутствие функционально-стилевой закрепленности, во-вторых, эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности.
Среди ошибок, связанных со слабым овладением ресурсами русского языка, наиболее распространены следующие:
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Среди ошибок, связанных с недостаточно развитым языковым стилистическим чутьём, наиболее распространены следующие:
Различные типы стилистических ошибок могут обыгрываться в речи, в частности, в художественных текстах. Так, в «Сказке о тройке» А. и Б. Стругацких высмеивается страсть чиновников к составлению ненужных памяток, инструкций. На двери лифта висело объявление, в котором сообщалось, что там «нельзя заниматься сном и совершать подпрыгивание». В данном случае обыгрывается не только абсурдность содержания инструкции, но и канцелярский приём расщепления сказуемого:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|