Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 32. Государственный бюджет. Местные бюджеты.




Бюджет – фонд финансовых средств в виде баланса денежных доходов и расходов государства, штата, области, района, города или отдельной организации на определенный период времени.

Гос. бюджет представляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики.

Содержание и структура бюджета зависят от ряда объективных и субъективных факторов.

Среди объективных факторов можно выделить преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны.

К основным принципам построения современной бюджет­ной системы государства относятся: 1 единство всех уровней национальной бюджетной системы; 2 полнота отражения финансовых ресурсов; 3 приоритетность публичных расходов; 4 гласность исполнения и достоверность данных; 5 эффективность и экономичность использования бюджетных средств.

Единство означает сосредоточение в бюджете государства всех причитающихся доходов и расходов. Предполагается единообразие использования финансовых документов, а также бюджетной клас­сификации доходов и расходов. Принцип единства нарушается, если создаются при­вилегированные статьи бюджета.

Полнота бюджета — по соответствующей статье финансо­вого плана учитываются все соответствующие доходы или рас­ходы. Это означает, что правительство не имеет иных доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

Принцип приоритетности публичных расходов означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стрем­ление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины ожидаемых доходов.

Гласность отражается в первую очередь через обязательное информирова­ние населения страны о состоянии государственных финансов.

Эффективность и экономичность исполнения бюджета выступают как общее условие функционирования бюджетной системы государства.

К другим принципам бюджетной системы следует отнести ежегод­ное утверждение бюджета, достижение бюджетного равновесия, самосто­ятельность и автономность каждого бюджетного уровня и др.

Функции государственного бюджета разнообразны. В качестве основных выделяются:

1. Перераспределение национального дохода.

2. Стабилизация экономического роста.

3. Финансирование социальных программ.

4. Укрепление безопасности страны, программ экономического равновесия.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Расходы % Доходы %
Затраты на соц-е услуги: мед-на, обр-е, соц. пособие 40-50 Налоги, в т. числе акцизные сборы, там. пошлины 75-85
Затраты на хоз-е нужды: инвест-и в инфраструктуру, дотации гос предпр-я, субсидии с/х 10-20 Неналоговые поступления: доходы от гос собственности, гос сектора в эк-ке, гос торговли 5-8
На оборону, мат. обеспечение внешней политики, займы иностранным гос-ам 10-20 Взносы на гос фонды соц-го страхования, пенсионные начисления 10-12
Админ-но-управленческие расходы: содержание прав-ств, органов милиции 5-10    
Платежи по гос долгу 7-8    

 

Особое знач-е в гос бюджете РБ придается фин-ю мероприятий, связанных с реализацией приоритетов в соц-но-эк-ом развимтии страны, с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

В соответствии с законом «О бюджетном устройстве» бюджет Республики Беларусь разрабатывают компетентные органы, специалисты и утверждают законодатели (парламент). Проект государственного бюджета на предстоящий год от имени Президента представляется в Нижнюю палату – Палату представителей, где проходит обсуждение, уточнение, а затем передается на рассмотрение в Совет Республики – Верхнюю палату. Если Совет Республики одобряет разработанный бюджет на предстоящий год, то он передается на утверждение президенту. С его утверждением бюджет принимает силу закона, обязательного для исполнения как по доходам, так и по расходам.

Главный исполнитель госбюджета — правительство. Оно организует сбор налогов и других денежных средств, а также осуществляет их распределение по направлениям и в размерах, которые утверждены парламентом.

По завершению финансового года полномочные представители правительства (Министр финансов, в Республике Беларусь эту должность занимает Николай Хорбут) отчитываются перед законодателями об исполнении бюджета в соответствии с принятым в предыдущем году законом «О бюджете».

Составной частью фин системы гос-ва являются местные бюджеты(МБ) (области, р-на, города, сельского совета). За счет их расходов финансируются объекты коммунальной собственности, стр-во местных дорог, благоустройства, школы, связь.

Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации и милиции, органов суда, прокуратуры, на зарплату учителям, на соц-но-культурные нужды.

Доходы МБ формируются за счет налогов и сборов на тер-и областей, районов, городов. При недостатке собственных средств МБ может быть оказана некоторая фин помощь из гос бюджета.

В РБ гос бюджетом управляет Мин-во Фин-в, МБ – областные, районные, городские и сельские советы.

Кассовое исполнение гос бюджета осущ-т Нац банк или по его поручению др подразделения банковской системы.

Бюджет союзного гос-ва РБ и России разраб-т компетентные специалисты на предстоящий год и утверждается Декретом Высшего гос-го совета Союзного гос-ва. Он реализуется в интересах развития эк-ки РБ и России, повышении уровня интеграции благосостояния союзного гос-ва.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...