Вопрос 54. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Факторы изменения совокупного спроса.
Макроэкономический анализ национальной экономики предполагает рассмотрение совокупного спроса и совокупного предложения. Предварительно мы должны объединить тысячи отдельных цен – на разнообразные пром. и с/х товары, товары длительного пользования и текущего потребления, на потребительские тары и средства производства – в единую совокупную цену или уровень цен. Мы также должны собрать великое множество товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Объединение всех цен на отдельные товары и услуги в уровень цен, а также объединение всех товаров, услуг в реальный объем национального производства называется агрегированием. Объедин. цены (уровень цен) и объедин. равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) наз. совокупностями (агрегатами). При графическом анализе совокупного спроса и предложения на оси ординат будет отложен уровень цен, а не цена на отдельный товар; на оси абсцисс – реальный объем национального производства, а не количество отдельного товара. Совокупный спрос(AD) – это категория, отражающая общий объем товаров и услуг, на которые может быть предъявлен спрос потребителями, предприятиями, государством и за границей при любом возможном уровне цен. Потребительский спрос (спрос домохозяйств) доминирует на рынке потребительских товаров и платных услуг. Под инвестиционным спросом понимается спрос предпринимателей, фирм на средства производства, реальный капитал для замены изношенных средств труда и увеличения реального капитала. Спрос со стороны государства зависит от его доходов, средств гос. бюджета. Спрос иностранцев будет обусловлен их доходами и динамикой валютных курсов.
Кривая совокупного спроса графически отражает взаимосвязь между расходами в экономике на конечные товары и услуги и уровнем цен на них(рисунок). Выявляется, что при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести потребители внутри страны, фирмы, правительство, зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной или отрицательной. На макроуровне также проявляется объективный экономический закон спроса. Нисходящая траектория кривой AD обусловлена эффектом процентной ставки, эффектом богатства и эффектом импортных закупок. Эффектом процентной ставки показывает, что при данном объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги, тем самым увеличивая банковскую процентную ставку (“дорогие деньги”) и уменьшая объем закупок потребительских товаров домохозяйствами или оборудования бизнесом. Эффект богатства показ., что при более высоком уровне цен (инфляция) покупат. Способность населения уменьшается. В таком случае население реально станет беднее и оно сокращает потребит. расходы, покупки. И наоборот, при снижении уровня цен покупательная способность населения возрастет, расходы увеличатся, увеличится и совокупный спрос. Эффект импортных закупок предполаг., что сущ. Обратная зависимость между изменениями уровня цен в стране по сравнению с др. странами и изменением чистого объема экспорта в национальном совокупном спросе. Так, если уровень цен в РБ поднимется по сравнению с ценами за рубежом, белорусские покупатели будут приобретать больше импортных товаров вместо отечественных, а иностранцы будут покупать меньше белорусских товаров, что приведет к уменьшению белорусского экспорта, тем самым сократится чистый объем экспорта (экспорт – импорт). В совокупном спросе РБ это нежелательно.
В целом повышение уровня цен при прочих равных условиях приводит к уменьшению величины спроса на реальный объем ВВП. И наоборот, уменьшение уровня цен вызывает увеличение объема покупок конечных товаров ВВП. Это соотношение можно представить на графике как движение от одной точки до другой на стабильной кривой совокупного спроса (см. рис.). Однако, если одно или несколько “прочих условий” меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти “прочие условия” наз. неценовыми факторами совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса можно предст. как смещение кривой AD вправо (см. рис.). Неценовые факторы, смещающие кривую совокупного спроса: 1) Изменения в потребительских расходах: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги; 2) Изменения в инвестиционных расходах: процентные ставки, ожидание прибыли от инвестиций, налоги предприятий, технологии, избыточные мощности; 3) Изменения в гос. расходах; 4) Изменения в расходах на чистый объем экспорта: национальный доход зарубежных стран (богаче иностранное гос-во – чистый объем национального экспорта возрастает и кривая AD сместится вправо, беднее иностранное гос-во – меньше покупают продукции национального производства и чистый объем экспорта падает, кривая AD смещается влево), валютные курсы (если национальная валюта “дешевеет”, можно ожидать, что экспорт возрастет, а импорт снизится; иностранцам будет выгодно покупать дешевую продукцию национального производства, а национальное производство получает дополнительные стимулы для увеличения объемов выпуска продукции; увеличение чистого объема экспорта приведет к повышению совокупного спроса в стране и смещению кривой AD впораво).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|