Вопрос 33. Дефицит государственного бюджета и государственный долг.
При планировании и исполнении бюджета возможны три основные ситуации: 1. баланс бюджета, когда доходы равны расходам; 2. профицит, когда доходы бюджета превышают его расходы (что можно рассматривать как хорошую предпосылку для устойчивости государственных финансов и системы денежного обращения). 3. дефицит бюджета, когда расходы бюджета превышают его доходы. Однако на практике в настоящее время почти во всех странах мира имеет место значительное превышение государственных расходов над доходами, то есть дефицит. Причин тому множество, но важнейшее значение имеет непрерывное возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численности государственного аппарата. На ряду с этим динамика бюджетных дефицитов отражает и текущие колебания хозяйственной конъюнктуры, периодические спады и подъемы производства, периоды циклических кризисов перепроизводства, уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать расходы на социальные нужды: пособия по безработице, помощь семьям, а также для поддержания определенных секторов экономики, имеющих общегосударственное значение. Важнейшим условием финансирования бюдж дефицитов стал гос кредит.Его осн форма – выпуск гос займов. В ходе их размещения гос-во привлекает временносвободные деньги банков, страх-х и пром-х компаний. Кредиторы предпочитают краткосрочные казначейские обязательства, к-е меньше связаны с риском под влиянием инфляционных процессов в условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по гос обязательствам. Казначейства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженностей. С этой целью широко применяется практика конверсии гос займов. Суть этого мероприятия сводится к тому, чтобы отсрочить погашение займа и по возможности превратить краткосрочные обязательства гос-ва в средне- и долгосрочные. Для этого казначейства может обменять (с согласия инвестора) свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги. Оно может выкупить свои краткосрочные обязательства за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий %. Помимо этого бюджетная и кредитно-денежная политика направлены на решение и более широких задач макрорегулирования. К их числу относятся осуществление антициклической политики, регулирование занятости, общего уровня платежеспособного спроса деловой активности в целом. В условиях понижения деловой активности осуществляется меры по увеличению бюдж-х расходов и снижению расходов. Понижение налогов создает благоприятные условия для инвестиций, неизбежно увеличивает дефицитность гос бюджета, инфляционные процессы, возникновение такого рода излишков расходов над доходами получило название активных бюджетных дефицитов. В то же время дефициты вызванные сокращением гос доходов в рез-те падения эк-ой активности получили название пассивных дефицитов. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь в 2007 г. должен составить 1,5% от ВВП, что соответствует показателям европейских стран с развитой экономикой. В реальном выражении это 1,4 триллиона рублей
Государственный долг — это сумма величин бюджетных дефицитов накопленных за определенный период времени. Исходной причиной его образования выступает дефицит бюджета. При недостатке денежных доходов государство прибегает к дефицитному финансированию. При экспертной оценке государственного долга сравнивают, с одной стороны, общую сумму задолженности, расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга, с другой — объем ВВП, объем экспорта, расходы госбюджета и т. п. В итоге получаем соответствующие показатели, отражающие состояние государственного долга на определенную дату.
Что касается функций государственного долга, то принято выделять: а) фискальную, т. е. создание финансовой базы для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций; б) стабилизирующую, которая предполагает позитивное воздействие на макроэкономические пропорции (удержание инфляции, стабилизация внешнеторгового баланса, насыщение внутреннего рынка товарами, рост занятости и сокращение безработицы). Государственный долг обычно состоит из внутреннего и внешнего долга. Внутренний государственный долг — это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доходы — расходы». Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов. В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделим: а) кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»). Работа печатного станка может осуществляться в пределах объективной потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе вслед за возрастанием ВВП. Но кредитная эмиссия в пользу правительства уменьшает возможности Центрального банка для рефинансирования национальной банковской системы (см. главу 14); б) кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т. п.);
в) объем продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и т. п.), распространяемых среди юридических лиц; г) облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц; д) казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.); е) просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя; ж) вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий. При более детальном анализе динамики государственного долга следует обратить внимание на: а) снижение экономической эффективности национальной экономики; б) завышенные государственные расходы («жизнь не посредствам»); в) неэффективную налоговую систему страны; г) отсутствие полноценных и доступных внешних источников финансирования (особо актуально в переходный период). Следует отметить: возникнув единожды, государственный долг из-за плохого обслуживания может и далее увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение Долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства. Внешний государственный долг — это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т. д. Появлению внешнего долга предшествует принятие правительством страны соответствующего решения, например, о получении внешнего кредита у международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и т. п.) для поддержки определенного проекта, стабилизации платежного баланса и т. п. Обратим внимание на то, что внешний государственный долг способно создавать не только правительство. Этим часто грешит Центральный банк страны, который вынужден заимствовать валютные средства с целью стабилизации обменного курса национальной денежной единицы.
Вместе с тем наращивание внешней задолженности страны может происходить и автоматически, если ценные бумаги государства начинают распространяться на внешних финансовых рынках. Подчеркнем, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов данной страны перед внешними партнерами (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и т. п.). Но дополнительные финансовые проблемы у страны в условиях дефицита торгового баланса все же нарастают. Например, под давлением кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов в национальной банковской системе усиливается дефицит иностранной валюты. Правительство лишается возможности при необходимости получить внутренний валютный кредит. При увеличении спроса и недостатке резервов обменный курс национальной валюты снижается, а иностранная валюта становится дороже, что ведет к эскалации государственных расходов. Наоборот, в условиях завышенного обменного курса национальной валюты всегда ожидается рост импорта и сокращение экспорта. Высокие ожидания предстоящей девальвации национальной денежной единицы ускоряют всевозможные валютные спекуляции. Дело не только в том, что при недостатке внутренних источников государству приходится прибегать к внешним источникам финансирования своей деятельности. Прежде всего изменение национальных экономических условий хозяйствования не оставляет сегодня внешний мир безразличным. Надо помнить и то, что с учетом состояния национальной экономики и перспектив ее развития определяется кредитный рейтинг страны. Сокращение национального производства, а затем уменьшение экспорта ведет к ухудшению торгового баланса страны. Вначале это снижает валютные резервы национальной банковской системы, а затем сопровождается ростом внешней задолженности страны. Обслуживание внешнего долга ведет к повышению процентных ставок, что вновь тормозит развитие национального производства, так как ведет к вытеснению частных инвестиций. Повышение процентной ставки является привлекательным для притока иностранного капитала, что увеличивает внешнюю задолженность страны со всеми вытекающими последствиями (см. подробнее 28, стр. 383). Вывод: между внутренним и внешним государственным долгом существует тесная взаимосвязь.
А вот негативные последствия от наращивания государственного долга не заставляют себя долго ждать и могут обнаружиться в разных формах. 1. Прежде всего обратим внимание на то, что государственный долг — это стремление страны жить за счет будущих поколений. Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями. 2. Задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире). 3. В среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно четко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения. 4. Обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты. 5. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий (некое подобие «распродажи фамильного серебра»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|