2.5 Содержание основной части педагогического исследования
Основная часть работы, как правило, содержит 2–3 части (главы). В одной из них излагается история исследования вопроса в науке, основные теоретические положения на основе анализа литературных источников. В других разделах излагаются методические вопросы и описание сложившейся психолого-педагогической практики, а также описание экспериментальной работы, ее ход и результаты. Курсовая (дипломная) работа может быть теоретического (реферативного) характера. Тогда к ней предъявляются несколько иные требования. Как правило, за работу такого характера берутся студенты, которые глубоко увлечены проблемой, изучили большой объем литературных источников, в том числе редких, неизвестных. У них сложилось свое видение на проблему, интересная научная гипотезы, которая требует подтверждения. Однако теоретические данные сами по себе уже являются новым словом в науке, представляют интерес. Благодаря глубокому анализу литературы и фактов действительности в такой работе представляется структурированный материал, представляющий интерес для ученых и практиков. Данная работа может претендовать на публикацию в профессиональной печати, научного доклада на конференции. Отсутствие эксперимента в дипломе реферативного характера не облегчает задачи исследования, а скорее их усложняет, так как освобождает место для рассуждений, теоретических выкладок, глубокого анализа предметного материала. В работе реферативного характера значительно расширяется библиографический список. При этом литература классифицируется по структуре проблемы, отечественным и зарубежным научным школам, периодам развития науки, и т. д. Первая глава содержит исторические, методологические основания проблемы с глубоким анализом. Во второй главе, как правило, излагается новая гипотеза с полным теоретическими и практическими доказательствами.
Работа научно-реферативного характер может содержать элементы научного поиска, или целиком носить поисковый характер. Это значит, что после анализа стандартных ситуаций и закономерностей, описанных в литературных источниках, делается поворот в сторону моделирования возможных нестандартных ситуаций и поиска путей доказательств их состоятельности. Несмотря на «полет фантазии» аргументы должны носить научный характер. Результатом поискового исследования могут быть: умозаключение, обоснование нового понятия, авторская концепция и т. д. Научно-экспериментальный характер исследования является наиболее популярным жанром студенческих работ. Как правило, во второй главе описывается современное состояние проблемы (теории и практики), проводится констатирующий эксперимент, результаты которого подтверждают это состояние. Задача экспериментатора правильно подобрать методы, материалы, организовать условия для экспериментальной работы. Полученные результаты анализируются и заносятся в таблицы, делаются выводы, позволяющие выстраивать гипотезы, которые будут проверяться уже в ходе формирующего эксперимента. Задача формирующего эксперимента состоит в том, чтобы проверить гипотезу в специально организованных условиях и доказать ее состоятельность. Весь процесс и содержание формирующего эксперимента подробно, так же, как и констатирующего, описывается в третьей главе исследования. Обязательно нужно обосновать выбор методов и экспериментальных средств обучения, оговорить сроки проведения эксперимента. Если экспериментальный материал, разработанный автором, довольно объемен, его следует поместить в приложение, а в основном тексте работы сделать дать описание методических приемов, технологий и к каким результатам привело их применение в ходе экспериментальной работы, привести отдельные примеры.
Формирующий эксперимент может иметь несколько этапов. Результаты промежуточных срезов оформляются в таблицы, графики и помещаются в приложение. В текст курсовой целесообразно помещать лишь сводные, обобщенные таблицы, которые анализируются и приводятся в качестве доказательств выдвинутой гипотезы. Контрольный эксперимент, который проводится на заключительном этапе экспериментальной работы и описывается в конце основной части курсовой (дипломной) работы, позволяет уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы). После завершения экспериментальной работы ее результаты следует обработать, то есть описать проведение занятий, упражнений, воспитательной работы и т. д., отразить успехи и неудачи в ходе исследования, сформулировать выводы. Они формулируются автором в конце каждого раздела и подраздела работы, формулировка должна быть четкой и краткой, с конкретной характеристикой результатов, полученных в данном разделе и используемых в последующем изложении работы. Между главами необходим логический переход, а все части работы должны объединяться общей идеей. Общие выводы по научно-исследовательской работе студента представлены в ЗАКЛЮЧЕНИИ (см. подробнее приложение Е). Особенностью проведения экспериментальных исследований в области дефектологии, в частности – логопедии, является то, что вынужденно нарушается один из важнейших научных принципов организации и проведения экспериментального исследования – достоверность выводов, основанная на количественной достаточности полученных результатов. Это происходит потому, что студент не всегда может набрать необходимое количество детей с одинаковой речевой патологией в условиях одного детского сада, или даже одного города. Особенно это проявляется в случаях, когда выбирается проблема, касающаяся редких по популяции нарушениях развития. Указанное обстоятельство придает определенную условность на утверждения и выводы автора работы по результатам проведенного исследования, которые не могут претендовать на абсолютную истину, а лишь должны предлагаться как возможные версии и варианты, возможные пути и подходы к разрешению проблемы. В таком случае соблюдается корректность в отношении научных доказательств выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|