1.2 Подходы и методы психолого-педагогического исследования
1. 2 Подходы и методы психолого-педагогического исследования Нарушенное развитие – особый способ формирования психики: одни ее стороны могут оставаться относительно сохранными, другие – повреждаться, третьи – отставать или задерживаться. В этом случае речь идет о дизонтогенезе в его различных проявлениях. Симптомы отклонений не появляются у ребенка сразу после первичного нарушения, они имеют определенную возрастную динамику. В процесс онтогенеза (нормального развития психики) включается системогенез – последовательное разворачивание во времени соответствующих возрасту психических новообразований. А в случаях дизонтогенеза возрастные новообразования смещаются во времени, снижается их качество, развитие происходит в сочетании с системой симптомокомплексов вторичных отклонений (например: недоразвитие адаптационных процессов, коммуникации, познавательной активности, социальной компетентности ребенка). Психолого-педагогическое исследование обычно вписано, вплетено в реальный коррекционно-образовательный процесс. Такое исследование должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной работы. Следует применять такие методы, которые помогают развитию ребенка. Поэтому очень важно осуществлять единство диагностики и коррекции отклоняющегося развития. В этом основная цель и практическая значимость работы. Ведь исследователь не только из научной любознательности изучает ребенка. Д. Б. Эльконин нацеливал педагогов-исследователей на то, чтобы контроль (наблюдение) за процессами развития был особенно тщательным для того, чтобы исправление возможных отклонений начиналось как можно раньше.
Будучи очень сложным, многофакторным и непрерывно изменяющимся, коррекционно-педагогический процесс глубоко динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием является необходимость учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов в педагогической системе в целом. Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития коррекционно-педагогического процесса определяет необходимость его системного изучения. § Системный подход основан на положении о том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностью составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером взаимодействия между элементами. На первый план, поэтому выдвигается задача познания характера и механизма этих связей и отношений. В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. § Деятельностный подход в студенческих квалификационных работах также является конкретно-научным методологическим принципом. Деятельностный подход выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации содержания своих работ. Методологические принципы психолого-педагогического исследования реализуются в тех методах, которые используются студентом-исследователем для сбора фактического материала. Рассмотрим основные методы, применяемые в психолого-педагогических исследованиях. Они подразделяются на: I. Теоретические. II. Организационные. III. Эмпирические. IV. Методы обработки данных. V. Интерпретационные. 1. 2. 1 Теоретические методы исследования При использовании теоретических методов исследователь взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования), т. е. имеет дело не с самой психолого-педагогической реальностью, а с ее мысленной интерпретацией –представлением в форме образов, пространственно-динамических моделей, схем, описаний и т. д. Теоретическая работа совершается «в уме», позволяет проникнуть в сущность изучаемого, раскрыть его внутреннюю структуру, установить причинные связи, источники происхождения, механизмы развития и функционирования.
Результаты теоретической работы оформляются в естественноязыковом, знаково-символическом и пространственно-схематическом виде. К основным теоретическим методам психолого-педагогического исследования относятся: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация, моделирование. Анализ(от греч. analysis – разложение, расчленение) представляет собой метод мысленного разделения объекта (явления, процесса), свойства объекта (объектов) или отношения между объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Процедура анализа входит составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образует его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания объекта исследования или от общего представления о нем к выявлению его структуры, свойств, функций. Так, при конструировании коррекционно-педагогического процесса можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, технологию, организацию, систему взаимоотношений его субъектов. Или анализируя процесс становления у учащегося какого-либо качества, исследователь выделяет стадии этого процесса, «кризисные точки» в становлении личности, а затем подробно исследует содержание каждой стадии. Но и на других этапах исследования анализ сохраняет свое значение, хотя здесь он выступает уже в единстве с другими методами. Все виды анализа применяются как при получении нового знания, так и при систематическом изложении уже имеющихся научных результатов. Например, при изложении содержания какой-либо психолого-педагогической концепции в ней необходимо выделить философские основания, целевые установки, предлагаемые педагогические средства и т. д. Однако в процессе анализа отдельные части объекта, явления, процесса неизбежно вырываются из общего контекста их понимания, из их связи, из взаимодействия с другими частями и со всем целым; в результате получаются условные, односторонние, неполные определения. Поскольку образовательный феномен (как и любая система) не сводится к сумме его частей, то для воссоздания его в мышлении во всем богатстве взаимосвязей и взаимозависимостей необходимо применить другой метод – синтез.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан. Синтез как метод научного исследования имеет множество различных форм. Во-первых, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции в психолого-педагогическом исследовании знания из разных научных дисциплин. Во-вторых, синтез применяется при теоретическом обобщении накопленных в ходе исследования эмпирических данных. На этом этапе исследования из разрозненных данных, полученных в результате использования эмпирических методов, необходимо составить единую картину, дающую целостное представление о том или ином педагогическом объекте или явлении. В-третьих, синтез может рассматриваться как метод восхождения от абстрактного к конкретному: получаемое в результате проведенного исследования конкретное знание об образовательном феномене – это результат синтеза, объединения его многообразных абстрактных определений, полученных в результате анализа. Такое объединение не является механическим. Здесь важна не простая сумма частей, а смысловые связи между ними. Поскольку всякое целостное знание представляет собой систему, то при синтезировании отдельных аспектов рассмотрения предмета возникает феномен, наделенный принципиально иными смыслами и обладающий новыми по сравнению с составляющими его частями качествами. Только на основе синтеза может быть воссоздана модель современной системы коррекционно-развивающего обучения, роль специального образования в социализации детей с отклонениями в развитии.
Анализ и синтез тесно связаны с другими методами психолого-педагогического исследования: сравнением, обобщением, абстрагированием, классификацией и др. Сравнение– сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Сравнение предполагает две операции – сопоставление (выявление сходства) и противопоставление (выявление различий). Исследователь должен, прежде всего, определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сравнение изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет исследования. Путем сопоставления выделяют общее и специфическое в изучаемом педагогическом явлении, отбирают наиболее эффективные методы коррекции, обучения и воспитания. Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Чтобы обобщить какое-либо понятие, надо от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объем этого понятия. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета, явления от других его свойств и признаков. Это необходимо для того, чтобы глубже изучить предмет, причем в «чистом» виде, проникнуть в его сущность, отмежеваться от побочных влияний, связей, отношений. Противоположным абстрагированию является метод конкретизации. Он направлен на реконструкцию и мысленное воссоздание изучаемого предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Псхолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать многообразные связи социума с образованием и личностью, воссоздать саму личность как целостность. Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов дает возможность вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке. Индукция осуществляется через абстрагирование. Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под понятие. Так, на основе теоретического знания о структуре и специфике процесса обучения в специальной (коррекционной) школе строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала по тому или иному учебному предмету (математике, географии, русскому языку и т. д. ). Конкретизация позволяет лучше понять общее.
В современной дефектологии моделирование имеет особое значение. Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Само исследование невозможно без параллельного моделирования, т. е. выделения существенных моментов исследуемого объекта в совокупности их взаимосвязей и взаимозависимостей. Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия, форма которого ясно выражена: в процессе научного познания модель заменяет оригинал; изучение модели дает информацию об оригинале. Модель – результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта. К основным функциям моделирования относятся: 1. Структурирование имеющихся данных. 2. Визуализация представлений о структуре изучаемого предмета. 3. Переход к методикам и технике сбора данных, к диагностическим процедурам. Моделирование тесно связано с идеализацией. Последняя представляет собой процесс, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты служат средством научного анализа реальных объектов, основой для построения теории этих объектов. Моделирование служит также задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Такова, например, модель региональной системы ранней логопедической помощи или модель инклюзивной школы, где обучаются дети с разными образовательными потребностями. Истинная наука, как известно, возможна лишь на основании абстрактного мышления, последовательных рассуждений, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|