Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Технология организации самостоятельной




II. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

2. 1 Последовательность подготовки проекта студенческой работы

1. Выбор темы исследования.

2. Работа с литературными источниками.

3. Предварительное продумывание методического аппарата исследования: актуальность темы, объект и предмет исследования, цель, задачи, методологические основы, гипотеза и т. д. (по мере работы формулировки уточняются, редактируются).

4. Обдумывание и планирование экспериментальной части работы: выбор базы проведения исследования (образовательное учреждение, диагностический центр, учреждение здравоохранения или социальной защиты населения). Заключение договора с руководителем и непосредственными участниками эксперимента (педагогом, психологом, родителями).

5. Определение времени и режима экспериментальной работы (в рамках договора).

6. Выбор методов (методик) и подготовка материалов для экспериментальной работы.

7. Проведение констатирующей части исследования. Сбор, анализ и обобщение результатов.

8. Доведение результатов констатирующего эксперимента до сведения других участников, их обсуждение.

9. Планирование формирующей части эксперимента, выбор методов, форм работы, подготовка участников, необходимых материалов.

10. Проведение основной (формирующей) части экспериментальной работы, сбор материалов, их систематизация и обобщение.

11. Проведение повторного констатирующего эксперимента, обработка данных.

12. Сравнение результатов констатирующего эксперимента до формирующего этапа и после формирующего этапа, их интерпретация, выводы по теме исследования.

13. Отбор и систематизация данных эксперимента, подтверждающих правильность выдвинутой рабочей гипотезы.

14. Составление заключения, в котором отражается соответствие полученных результатов экспериментальной работы задачам, поставленными в начале исследования.

15. Редактирование текста работы.

16. Техническое оформление курсовой работы (диплома) в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем пособии.

17. Защита работы.

2. 2 Выбор темы исследования

 

Тематику курсовых и дипломных работ разрабатывает выпускающая кафедра. Студенту предоставляется право выбора темы. Рекомендуется учитывать соответствие темы современному уровню развитая науки, реальным потребностям специализированных детских садов и школ, теоретическую значимость. При выборе темы курсовой работы на третьем курсе следует учитывать ее перспективность, т. е. возможность перерастания курсовой работы в дипломную.

Выбранные темы курсовых и дипломных работ утверждаются решением заседания кафедры в начале учебного года (в течение сентября), закрепляется научное руководство. Студенты выпускного курса пишут официальное заявление на имя ректора университета, где указывается тема дипломной работы и научный руководитель (см. приложение А). Все сведения оформляются в виде проекта приказа ректора университета. После издания приказа ректора изменять формулировку тем запрещается.

Темы курсовых и дипломных работ должны соответствовать научным интересам студентов. Темы классифицируются по проблемам. Условия для выбора научных проблем создает преподаватель, читающий лекционный курс или спецкурс.

Примерные темы курсовых работ представлены в Приложении Ж, темы дипломных работ – в Приложении И. Преподаватель, который курирует работы по одной из проблем, фактически становится руководителем временного научно-исследовательского студенческого коллектива (ВНИИСК). Интересные результаты, полученные коллективом, могут быть впоследствии оформлены в форме сборника тезисов, научного доклада, статьи для журнала, найти отражение в научных диссертациях.

Таким образом, общим условием правильного выбора темы работы является учет уровня теоретической и практической подготовки студента, его научных интересов, индивидуальных способностей и навыков в области научного исследования, степени изученности им избранной проблемы, условий для работы с фактическим материалом и проведения необходимых экспериментов.

 

2. 3 Работа с литературными источниками

 Первый вариант плана исследовательской работы студента не является окончательным. Его доработка и уточнение происходит по мере углубленной работы над литературой: подбором, чтением и анализом. Литературные источники классифицируются в соответствии с хронологией их появления, по категориям и проблемам, которые в них освещены. Логика анализа выстраивается по принципу: от общего – к частному, то есть от фундаментальных исследований наиболее общих вопросов – к конкретным частным проблемам, методикам. Формирование списка использованных источников происходит в процессе работы над текстом работы. В списке может быть любое количество источников, но не менее 30 – в курсовой, не менее 35 – в дипломной работе, в том числе не менее пяти периодических изданий (журналов).

По мере работы с литературой происходит ее классификация по главам работы, выделяются те источники, которые составляют смысловую линию рассуждений. Очень помогает в работе по классификации литературных источников составление библиографических карточек с краткой аннотацией.

Наряду с библиографическими, используются карточки с выписанными цитатами (дословными выдержками из подлинного текста), при этом необходимо точное указание на источник и страницу. Такие выдержки используют для ссылок, служащих подкреплению собственных суждений или выступающих как объект для рассуждений, критического анализа, сопоставления в тексте работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...