Айболит, айболит, почему опять болит?
Или БОЛЕЗНИ И НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ
Четырехлетний сын загадывает отцу: – Что такое: дзинь-дзинь, мяу-мяу? – Не знаю. – Это кошка в трамвае приехала. – А что такое: дзинь-дзинь, гав-гав? – Это собачка в трамвае приехала. – Нет, это мама с работы пришла. Анекдот
«Заставлять ребенка спать или есть, когда ему не хочется, – преступление». Януш Корчак Статистика – вещь неумолимая. Она отстраненно фиксирует факты. Аргументы к ним мы ищем сами. А факты таковы: дети тревожных родителей болеют в среднем в четыре раза чаще, чем дети беспечных. Вопрос: что – причина, а что – следствие?.. Не потому ли и тревожны родители, что ребенок болезнен? Не потому ли болеет ребенок, что его родители все время взвинчены и обеспокоены?
Сознание и тело В этой главе я хочу познакомить вас с двумя базовыми положениями НЛП: 1. Сознание и тело – единая кибернетическая система. 2. Весь опыт закодирован в нервной системе, или, проще говоря, все болезни от нервов. – Как два этих положения влияют на самочувствие моего ребенка? – спросит дотошный читатель. Очень просто. Если в душе нет покоя, то в теле нет радости, энергии, жизни. А значит, тело становится уязвимым для болезней. Тело – лакмусовая бумажка нашего душевного состояния. Тело никогда не врет. Самый большой выдумщик и обманщик – наш ум. Он постоянно придумывает логические обоснования для любого удобного нам утверждения и убеждения, он анализирует, считывает, сортирует, а тело лишь реагирует на реальность, причем делает это очень честно. Если родители разводятся – ребенок начинает температурить, заболевать, жаловаться на мигрени. Это не потому, что взрослые выясняют при нем свои отношения (они могут делать это, когда ребенок спит или вообще за пределами квартиры). Это лишь потому, что ребенок ВСЕ ЧУВСТВУЕТ, потому что никакими пирожными его не обманешь.
Участница моих тренингов Наталья, которая с двенадцати лет болеет сахарным диабетом, рассказывает, что ей совершенно не было страшно, когда доктор рассказывал ей о «текущем положении вещей», о том, что теперь, в двенадцать лет (!), вся ее жизнь перевернется. – Я не испугалась, – вспоминает Наташа, – оттого что буду колоть себе уколы каждый день, я обрадовалась. Вечерами, перед сном, я благодарила Бога словами «Спасибо, боженька, что я заболела сахарным диабетом, потому что теперь моя мамочка будет меня любить». И действительно мама стала читать мне сказки вечерами, разговаривать со мной, жалеть меня. Как и у моих одноклассниц, у нас мамой наконец-то появились общие секретики, точки соприкосновения, о которых я так мечтала, но маме все было некогда. Раньше она говорила: у меня три спиногрыза, меня муж бросил, и я выбиваюсь из сил на двух работах, чтобы хоть как-то прокормить детей. Мне не до сказок перед сном и не до воспитательных мероприятий. С приходом в мою жизнь диабета все изменилось: появилось время на заботу, внимание, любовь…
***
Другая участница моих тренингов, Галина, точно знала, что свой диабет она выбрала сознательно, в возрасте полутора месяцев. Приняла осознанное решение умереть, поскольку была не нужна своим родителям. А потом просто не знала, как остановить этот с легкостью запущенный механизм умирания. – Алкоголики не должны размножаться, – говорила я. – Их нужно лишить этого права на законодательном уровне, – соглашалась Галя. Ей было полтора месяца, когда пьяные родители потеряли дочку в снегу. Вернулись домой и принесли пустое одеялко: – Где-то мы забыли Галочку. Остальные дети из этого многодетного семейства бросились на улицу. И нашли ее в снегу. Около дома. Почему она не умерла тогда, в сорокаградусный сибирский мороз? Бог весть…
В тринадцать Галя заболела диабетом. Ее увезли на «Скорой». А потом – ежедневные уколы, шприцы, которые нужно было кипятить, абсцессы, потому что спирт для инъекций частенько выпивала на завтрак ее мать… – Алкоголикам нужно запретить… – Лучшее, что я сделала в своей жизни, – восемь абортов. Мне хватило ума и ответственности не рожать.
Я верю, что мы сами выбираем все свои болезни, все свои недомогания, срок своей жизни и дату смерти. Порой мы замедляем ход этих предопределенных нами же событий, порой ускоряем. Но если эти механизмы исцеления и умирания запущены нами бессознательно, мы не можем ими управлять. Чтобы управлять, сдвигать дату смерти, прекращать болезни, нам нужно быть ОСОЗНАЮЩИМИ. И в этом могут помочь определенные техники НЛП.
Якоря и якорение Если кошка однажды села на горячую плиту, то больше этого она никогда не повторит. Она теперь даже на холодную не сядет. Потому что весь опыт закодирован в нервной системе. Поверьте, попа вашего ребенка помнит ремень. В НЛП это называется КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ЯКОРЕМ. Уши вашего ребенка помнят ваш душераздирающий крик, когда он разбил любимую вазу. Это АУДИАЛЬНЫЙ ЯКОРЬ. Сдвинутые к переносице брови отца – ЯКОРЬ ВИЗУАЛЬНЫЙ. Якорением мы сознательно и бессознательно занимаемся ежедневно. Как и все в нашей жизни, якорение бывает позитивным и негативным. Объятья, поглаживания, поцелуи, добрые слова, комплименты, восхищенные взгляды, ласковый голос – позитивные якоря. Окрики, шлепки, недовольный вид, указания, внушения, оскорбления, подзатыльники – якоря негативные. Кажется, все просто. Люби, хвали и жалей ребенка, и он будет счастлив. Однако и здесь есть подводные рифы. Порой позитивные якоря мы легко превращаем в негатив. Например, упал ребенок. Разбил коленку. Плачет. Мать тут же начинает его гладить, целовать и успокаивать. Ребенок затихает, но тело его запоминает, что поцелуи и поглаживания связаны с болью. Вот так и ставим мы своим детям, сами того не желая, негативные якоря. И потом родители удивляются, почему подросток отталкивает все проявленные родителями нежности, не принимает их.
– А что же делать, если ребенок упал? – спросит меня сердобольная мама. Давайте подробно разберем пример. Допустим, ваша дочь сильно разбила коленку. Пришлось очищать ранку от крови и песка. Девочка громко рыдала. Рядом находились несколько взрослых, которые говорили: «Подумай о том, как ты, должно быть, ударила этот гадкий, старый камень», «Пустяки, не стоит плакать, пойдем возьмем аптечку». Какие ошибки допустили взрослые? Они не дали ребенку полностью пережить боль, озвучить свои эмоции. Почему? Родителям тяжело смотреть на плачущего ребенка, из подсознания всплывают собственные, давно забытые ассоциации и запреты. Взрослым на подсознательном уровне становится страшно и неприятно. Родитель накладывает вето на плач, на проявление эмоций, «забалтывая» ребенка – лишь бы быстрее замолчал! Что делать в такой ситуации? Во-первых, нужно дать ребенку возможность выразить свои чувства, позволить выплакаться: «Я ПОНИМАЮ, насколько тебе больно, а может быть, и страшно. И если тебе нужно сейчас поплакать, ты можешь сделать это». Дело в том, что переживания, в которых мы отдаем себе отчет, проходят быстрее и лучше, чем те, существование которых мы отрицаем. С помощью озвученных эмоций можно решить гораздо больше проблем, чем кажется на первый взгляд. И более серьезных, чем разбитая коленка. Обнимать ребенка можно тогда, когда боль идет на убыль, когда основная трагедия пережита. Иначе мы заякорим негатив. Якоря работают при постоянном подкреплении. Мало однажды сказать ребенку «Я тобой горжусь», чтобы заякорить в нем состояние уверенности и ощущение родительской поддержки. Нужно хвалить своего ребенка всякий раз, когда он этого заслуживает. Порой нужно восхищаться им авансом, мысленно подтягивая его к той высокой планке, которая стоит перед ним, к той высокой оценке, которую вы даете его возможностям. Помните, что наши возможности ограничены лишь нашим убеждением, что наши возможности ограничены. А в целом – и это одно из базовых положений НЛП – В КАЖДОМ ИЗ НАС ЕСТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Здоровье и свобода Помните, что у тревожных родителей дети болеют в четыре раза чаще? У безалаберных взрослых дети закаляются сами, волей-неволей. А у тревожных часто достаточно бывает на время расстаться с «лидером стресса» (обычно бабушкой или мамой), чтобы по непонятным причинам вдруг перестать болеть… Каждый день мы заставляем ребенка сидеть в помещении, почти не шевелясь и работая головой; каждый день со слепым упорством убиваем его внимание, восприимчивость и мешаем развиться способности к самоконтролю; каждый день требуем то, что сами же отнимаем! Самые жизнеспособные худо-бедно умудряются вырывать свое – за счет ли бешеной активности в допущенное время, за счет ли прогулов… А недобирающие рыхлеют, толстеют, худеют, бледнеют. Пассивные делаются апатичными, активные – раздражительными, склонные к задумчивости впадают в тоску, склонные к веселью – в дурашливость, хулиганство… Ребенок, принуждаемый к духоте и малоподвижности, отучается по-настоящему двигаться и дышать: дыхание делается поверхностным, мышцы и нервы начинают киснуть и забывать, для чего предназначены, превращаются в паразитов, живущих за счет желудка. Когда смотришь на людей, оторопь берет: как можно настолько не любить свое тело, чтобы доводить его до такого состояния! Ожирение, истощение, дряблость мышц, сколиоз, остеохондроз, кифоз… С точки зрения НЛП, все понятно: у большинства закрыта, заблокирована кинестетическая система, люди просто не чувствуют свое тело. И чтобы почувствовать свое тело хоть немного, нужно причинить ему боль – проколоть уши, нос, пупок, напиться, накуриться, заболеть, умереть, в конце концов.
В путь – к здоровой жизни! В результате самоанализа большинству родителей удается увидеть взаимосвязь между болезнями детей и их душевным состоянием. Порой родителям удается также осознать, какую роль они сами играли в поддержании этого состояния и какую роль в этом сыграли дети. Ведь и взрослые, и подростки очень любят спекулировать не только недомоганиями, но и чувством вины… Порой, осознав, что сами родители (их собственное поведение и представления) явились причиной болезни своего ребенка, люди начинают испытывать чувство вины за свои прошлые действия. Спасаясь от собственного чувства вины, родители начинают перекладывать всю ответственность за это на детей, тем самым усугубляя ситуации и продолжая разрушать психику (а соответственно и физическое здоровье) ребенка. Как можно обвинять ребенка в том, что он слушался своих родителей – сдерживал эмоции, был послушным, понимал, что «мама устала, а папа занят»?
У большинства детей болезни возникают как реакция на стресс, нехватку любви, невнимание со стороны родителей. Но, как и взрослые, они даже не подозревают о существовании связи между эмоциональным стрессом и болезнью. Главная цель – победить болезни – найти пути к здоровью, отказавшись от взглядов, которые приводят человека к саморазрушению. Если ваш ребенок мог способствовать возникновению болезни, точно так же он может способствовать и своему выздоровлению. При непосредственной родительской помощи, любви и внимании. Ребенку нужно помочь ЗАХОТЕТЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, на примерах показать все прелести полноценного гармоничного физического и душевного состояния и развития. Внушайте для начала себе (как бы там ни было!), что все будет хорошо, что все УЖЕ идет к лучшему. И тогда вы сможете более уверенно внушать это ребенку. Это главное ваше целебное действие – самое великое из возможных – и кто, кроме вас?.. Вера в лучшее поможет создать более благоприятный климат в мире вашей семьи и защитит от вторжения мрака. Чтобы грамотно объяснить ребенку, как работать с болью, как «утилизировать» свое болезненное состояние, предлагаю вам проверить все нижеописанные техники НЛП на себе. Ведь только с годами, по болевым симптомам, мы узнаем, как много органов в нашем организме. А взрослый, у которого ничего не болит, кажется, уже умер…
Боль: выявление стратегии Боль связана со страхом, физическим и психологическим напряжением. А значит, когда люди начинают регулярно выполнять упражнения на релаксацию и визуализацию, боль уменьшается, проходит, а впоследствии не приходит вовсе. РЕЛАКСАЦИЯ Расслабление снижает мышечное напряжение, которое, в свою очередь, уменьшает боль. Вы замечали, что люди, которые посещают бассейн, болеют меньше? И это даже не результат закаливания. Плавание расслабляет и лечит от неврозов. А неврозы – причина большинства наших болезней. Плавание – лучшая профилактика многих заболеваний. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ Благодаря работе с ПОЗИТИВНЫМИ мысленными образами у человека формируется установка на выздоровление, его страх перед жизнью (в разных ее проявлениях) постепенно исчезает. А это, в свою очередь, понижает мышечное напряжение и, в конце концов, влияет на уменьшение боли. Если вам и вашему ребенку удастся осознать те установки, которые влияют на боль (ожидание контрольной, конца четверти, неприятного разговора, «пацанских разборок», выяснений отношений с подругой и т. д.), вы получите возможность изменять свои мысли. Для того чтобы усилить положительные ожидания, нужно чаще выполнять упражнение на релаксацию и визуализацию. Для этого отлично подходит техника образа успешного себя и медитация «Письмо от своего «Я». Изменив способ реагирования на неизбежные ситуации, вы станете менее уязвимы для возможных стрессов.
Налаживаем связь с болью С болью (абсолютной любой – головы, живота, горла, сердца…) можно установить связь и вести мысленный разговор с помощью специальной техники НЛП. И в том и в другом случае вы можете многое узнать об эмоциональных слагаемых вашей боли и заболевания. 1. Начните с упражнения на расслабление. 2. Представьте свою боль в образе какого-нибудь существа. Постарайтесь, как можно подробнее его рассмотреть. 3. Постарайтесь завести разговор с этим существом. Спросите его, почему оно здесь, каковы его цели. Внимательно выслушайте его ответы. 4. Теперь спросите это существо, что вы можете сделать, чтобы от него избавиться. Внимательно выслушайте, что оно вам сообщит. 5. Откройте глаза и начните выполнять его советы. Обратите внимание, уменьшается ли ваша боль. 6. Поздравьте себя с тем, что вам удалось уменьшить боль, и возвращайтесь к обычной деятельности.
*** Зрительное представление боли Еще один способ уменьшения боли состоит в том, чтобы представить себе, как она выглядит. Как и первое упражнение, этот метод направлен на усиление веры в свою способность управлять процессами, происходящими в вашем организме. 1. Начните с упражнения на расслабление, приведенного выше. 2. Сосредоточьтесь на боли. Какого она цвета? Постарайтесь поточнее увидеть ее цвет, размер и форму. Например, это может быть ярко-красный шар, размером с теннисный, баскетбольный мяч или грейпфрут. 3. Мысленно удалите этот шар из своего тела и поместите его на расстояние, скажем, метров трех от вас. 4. Мысленно увеличьте этот шар до размера баскетбольного мяча. Затем уменьшите его до размеров горошины. Теперь пусть он станет такого размера, как ему хочется. Обычно он возвращается к тому размеру, с которого началась визуализация. 5. Начните изменять цвет шара. Сделайте его сперва розовым, затем бледно-зеленым. 6. Теперь возьмите зеленый шар и поместите его обратно, в первоначальное место. Обратите внимание, не удалось ли вам уменьшить боль. 7. Откройте глаза и возвращайтесь к каждодневным занятиям.
Вместо боли – волейбол Возможно, вы знаете этот секрет. Наверняка! Вероятно, вы используете его в своей жизни – сознательно или нет. Но сейчас я хочу обратить на него ваше пристальное внимание. Секрет прост: БОЛЬ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕМ. Вспомните, бывало ли у вас так, что во время жутчайшей головной боли вы узнавали приятную новость и боль улетучивалась безо всяких таблеток? Или, скажем, ваш ребенок изнемогает от ангины, но стоит только соседскому мальчишке заглянуть его проведать, как у вас тут же появляется мысль: а не симулирует ли ваш ребенок болезнь, уж очень весел он и боек в общении с приятелем? А теперь я выписываю вам НЛПерский рецепт: занимайтесь при появлении боли чем-то приятным, приносящим радость, и боль ослабнет или даже вовсе исчезнет. Позволяйте своим детям радоваться во время болезни, и они будут выздоравливать гораздо быстрее. Это, конечно, не панацея. Но многим помогает. К тому же порой создается впечатление, что родители просто наказывают своих детей за то, что те испытывают боль, лишая их самых простых удовольствий – сладостей, компьютера, музыки, просмотра фильмов, общения с друзьями… Постарайтесь понять эмоциональные составляющие боли, исследуйте ее возможные причины, а затем разрешите себе и своим детям удовлетворять эмоциональные потребности по полной программе, не прибегая к боли, как оправданию. Спрашивайте своего подростка не только о том, что болит, но и о том, чего он хочет, ведь этот вопрос равносилен вопросу «Почему болит?».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|