Понятие и виды таможенных механизмов
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание
Введение. 3 1. Теоретические основы системы таможенных механизмов.Российской Федерации 6 1.1 Понятие и виды таможенных механизмов. 6 1.2 Общая характеристика таможенных механизмов. 19 2. Анализ таможенных механизмов на примере троицкой таможни. 27 2.1 Анализ Таможенных механизмов на Троицкой таможне. 27 2.2 Современные тенденции развития таможенных механизмов. 41 3. Проблемы и пути совершенствования таможенных механизмов. 47 3.1 Основные препятствия, возникающие на современном этапе развития таможенных механизмов. 47 3.2 Основные направления совершенствования таможенных механизмов. 60 Заключение. 76 Список литературы.. 80 Приложения. 83
Введение
Мировая экономика развивается быстрыми темпами. Изменяются межстрановые отношения, растет миграция, изменяются объемы производства, усиливается зависимость экономик от энергоносителей и прочие факторы существенно влияют на развитие экономики каждой страны в отдельности. Таможенное дело – это сфера государственной политики, особая область государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности. Понятие «таможенное дело» является самым общим широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов – внешней торговле.
По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе, или еще шире - в сфере внешнеэкономической деятельности. Следовательно, это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт. Поэтому тема выпускной квалификационной работы является актуальной. Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию таможенных механизмов. Достижению поставленной цели способствует решение нижеприведенных задач: - раскрыть понятие и показать виды таможенных механизмов; - определить общую характеристику таможенных механизмов; - изучить таможенные механизмы в Троицкой таможне; - выявить современные тенденции развития таможенных механизмов; -рассмотреть основные препятствия, возникающие на современном этапе развития таможенных механизмов; -разработать основные направления совершенствования таможенных механизмов. Объектом исследования является таможенные механизмы в России. Предметом исследования выступают инструменты, элементы, сущности и принципы работы таможенных механизмов. Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили концепции и гипотезы отечественных и зарубежных ученых в области таможенного дела, таможенного менеджмента, а также монографии и статьи современных авторов, посвященные проблемам управления внешнеэкономической деятельности. Методологическая основа исследования представляет собой сочетание базовых принципов научного познания (структурно-функционального и институционально-эволюционного анализа) и общенаучных методов (единство анализа и синтеза, индукции и дедукции, взаимосвязи количественных и качественных изменений). В процессе обоснования теоретических положений, выводов и рекомендаций использовались экономико-статистические методы наблюдения, группировок, динамического анализа, вариационного анализа и методы математического моделирования. В работе применены методы графической и табличной интерпретации экономических процессов.
Информационную основу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, справочные и аналитические материалы Центрального банка Российской Федерации (Банка России), а также материалы Троицкой таможни Челябинской области.
Система таможенных механизмов Понятие и виды таможенных механизмов
В современной литературе нет четкого определения таможенных механизмов. Поэтому, ниже представлен авторский алгоритм выявления сущности понятия «таможенные механизмы», а также сферы их применения. Таможенные механизмы существуют и применяются в таможнях. Таможня – государственное учреждение (государственный орган, государственная служба, таможенный орган), занимающейся следующей деятельностью: - обеспечение порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов; - взимание таможенных платежей; - осуществление таможенного контроля и таможенное оформление, сбор и обработку сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах; - возбуждение уголовных дел по фактам совершения таможенных преступлений, производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности, (с помощью метод контролируемой поставки, контролирующее выполнение санитарных и карантинных правил и т.п.). Таможни обычно располагаются в морских портах, аэропортах и на сухопутной границе в местах пересечения ее водными, железнодорожными и автомобильными путями. В Российской Федерации таможня является правоохранительным органом, входит в единую систему таможенных органов РФ и, действуя на основании положений, утверждаемых Федеральной таможенной службой РФ (ФТС России), непосредственно осуществляет таможенное дело. Создание, реорганизация и ликвидация таможни РФ производится ГГКРФ.
Таможенная служба – инструмент обеспечения защиты экономических интересов государства. Выделяют территориальные таможенные управления, для более быстрого и эффективного регулирования и деятельности. Региональное таможенное управление РФ – таможенный орган РФ, являющийся правоохранительным органом, непосредственно осуществляющим таможенное дело на территории региона страны. Региональное таможенное управление действует на основании положений, утверждаемых ФТС России. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управление осуществляется ФТС России. Таможенное дело - специфическое социально-экономическое явление, развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны, большой, сложный, недостаточно структурированный объект управления – систему, а с другой – особый специальный предмет изучения. Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела является то, что оно содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором – о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля (рис. 1.1). Таможенное дело как система управления также имеет в своем составе две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.
Рис. 1.1 – Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления
Таможенное дело, как субъект управления - это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу - объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире – это система таможенного администрирования (СТА).
Один из вариантов структуризации таможенного дела как объекта теории детально раскрывается на рис. 1.2. Здесь (рис.1.2) таможенное дело представлено как развивающаяся общегосударственная функция – таможенный институт, как организация - таможенные органы и их подразделения, как процесс - деятельность таможенных органов и их подразделений и как персонал, осуществляющий такую деятельность. Показаны представления объекта теории и их взаимосвязь.
Система таможенных органов (СТО), Центральный аппарат ФТС (ЦА ФТС) России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТиТП) Рис.1.2 – Структуризация таможенного дела как объекта теории
Отражена последовательность и основные результаты управления на каждом уровне: - проблемы (П); - цели (Ц); - идеи (И); - правила, правовые нормы (П); - механизм (М); - организация (О). Тогда таможенными механизмами можно назвать инструменты управления внешнеэкономической деятельности. В практике таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России выделяют следующие механизмы: - таможенно-тарифное регулирование; - нетарифное регулирование (административное); - валютного регулирования. Тарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Механизм таможенно-тарифного регулирования подразумевает: - обоснование и определение уровня таможенных пошлин; - оценку социально-экономических последствий изменения таможенных режимов; - формирование таможенного тарифа; - применение таможенных режимов; - определение страны происхождения товаров; - определение таможенной стоимости; - применение особых видов таможенных пошлин. Функции таможенного тарифа: - фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета; - защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб; - стимулирующая - стимулирует ввоз товаров, которые не производятся, или производятся в количестве, недостаточном для удовлетворения потребности граждан.
Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары, и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках. Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции. Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности СНГ. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза. Экономическая суть таможенной пошлины состоит в том, что она представляет собой разницу между мировой и национальной стоимости. Из определения следует, что пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, то есть, при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в них этой разницы. Таможенная пошлина представляет собой инструмент механизма таможенно-тарифного регулирования, основными элементами которого являются: - ставка таможенной пошлины; - товарная номенклатура; - порядок установления страны происхождения товара; - порядок определения таможенной стоимости; - зависимость величины ставки от торгово-политического режима, применяемого Российской Федерацией к стране происхождения товара. Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Классификация таможенных пошлин приведена в приложении 1. Другая категория методов регулирования внешнеэкономической деятельности – это нетарифные меры. Их значимость в современном мире существенно возрастает. Дел в том, что большинство стран мира являются членами Всемирной торговой организации, основным принципом которой является свободная торговля. Поэтому страны-участницы ВТО вынуждены снижать тарифы. Однако защита отечественных производителей остаётся актуальной, и поэтому выходом из этой ситуации является применение именно нетарифных мер. Лидерами по их использованию являются США, Европейский союз и Япония. Существует целый ряд способов классификации нетарифных мер, разработанных ГАТТ/ВТО (ГАТТ – Генеральное соглашение о торговле, ВТО – Всемирная торговая организация), Конференцией ООН по торговле и развитию, Международным валютным фондом, Всемирным банков, Международным банком реконструкции и развития, Международной торговой палатой и рядом других авторитетных организаций. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях: - введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка; - реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; - выполнение международных обязательств; - введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров; - введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; - защита общественной морали и правопорядка; - защита культурных ценностей; - обеспечение национальной безопасности. Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П.Х. Линдерта насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы: 1. Меры прямого ограничения. К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование. Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование). Квота – это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны. Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. 2. Специальные защитные меры. В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся: - импортные квоты; - специальные пошлины; - антидемпинговые пошлины и прочее. Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения. 3. Административные и таможенные формальности. Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей. К ним относятся: - импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами) – это пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; - сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; - другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.). Особой разновидностью импортного налога являются скользящие импортные сборы, широко применяемые в ЕС в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию. Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировка или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется законом РФ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и иными правовыми актами. Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и других нормативных актах. Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам. В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом, осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Каждый из механизмов отличается сферой, методами регулирования (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Сравнительная таблица таможенных механизмов
Таким образом, таможенными механизмами можно назвать инструменты управления внешнеэкономической деятельности. В практике таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России выделяют следующие механизмы: таможенно-тарифное регулирование; нетарифное регулирование (административное); валютного регулирования. Тарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Нетарифный механизм состоит из совокупности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. Валютно-хозяйственные механизмы представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|