Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таможенные механизмы в Троицкой таможне




 

Важной частью деятельности Троицкой таможни Челябинской области является осуществление валютного контроля при сопровождении внешнеэкономических сделок. Иными словами, реализация валютно-хозяйственного механизма.

При осуществлении международных грузовых и пассажирских перевозок, а также в международном почтовом сообщении Троицкая таможня обеспечивает соблюдение действующего валютного законодательства.

Основная цель валютного механизма заключается в обеспечении соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основные задачи, функции и полномочия в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", Таможенного кодекса (далее ТК), инструкциями, приказами, принимаемыми в Троицкой таможне как самостоятельно, так и совместно с другими государственными органами, в частности с Банком России и Министерством финансов РФ.

Валютный контроль осуществляется в Троицкой таможне Члябинской области также с целью проверки:

— ввоза на таможенную территорию РФ товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;

— возврата в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары.

Согласно ст. 10 Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" в Троицкой таможне установлены следующие основные направления валютного контроля:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также операциям нерезидентов в российской валюте.

Государственный таможенный комитет РФ (далее ГТК РФ) как орган валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, проводит проверки валютных операций экспортеров; выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским законодательством.

Троицкая таможня Челябинской области в качестве агента валютного контроля подотченена ГТК РФ как органу валютного контроля. Она осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации объектов валютного контроля, к которым относятся:

- наличная валюта Российской Федерации;

- ценные бумаги в валюте Российской Федерации;

- валютные ценности в виде:

а) иностранной валюты;

б) ценных бумаг в иностранной валюте;

в) драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;

г) природных драгоценных камней, а также жемчуга, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Наряду с фактическим контролем за пересылкой, ввозом и вывозом валютных ценностей Троицкая таможня Челябинской области осуществляет также документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.

Распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими структурными подразделениями Троицкой таможни Челябинской области (рис. 2.1.):

- таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля), акцизным таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля) в городе Троицк Челябинской области;

- отделом таможенного оформления и таможенного контроля и отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения) город Троицк;

- отделом таможенной стоимости и валютного контроля регионального таможенного управления город Екатеринбург;

- Управлением валютного контроля ГТК РФ город Москва.

 

 
 

 


Рис. 2.1. Процесс механизма валютного регулирования

 

В практической деятельности Троицкой таможни выделяют два вида валютных механизмов:

1) механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки;

2) механизм валютного контроля за импортными операциями.

Расширение внешнеторговых контактов, либерализация внешнеэкономических связей, упразднение государственной валютной монополии привели к необходимости укрепления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и услуг. Основная цель такого контроля – обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Действующий механизм валютного контроля в Троицкой таможни Челябинской области за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Так, при осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с российской таможенной территории на основе режима экспорта по внешнеторговым договорам купли-продажи, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, следует исходить из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций либо в сроки, определенные Банком России (ЦБ РФ) для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными таможенным кодексом (далее ТК).

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения Банка России. Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведомлением о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется в Троицкую таможню уполномоченным банком.

Добиться эффективного механизма валютного контроля можно при условии, во-первых, тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков, а во-вторых, наделения органов и агентов контроля достаточным объемом полномочий.

В отделе таможенного формления Троицкой таможни принимают экспортные товары к таможенному оформлению только в случае предъявления в дополнение к установленным законодательством документам паспорта сделки. На таможне сверяется соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации. В отделе также проверяют соответствие подписи ответственного лица уполномоченного банка и оттиски печати банка образцам, приведенным в полученных от Банка России специальных карточках.

Паспорт сделки – базовый документ валютного контроля. По каждому заключенному контракту экспортер оформляет паспорт сделки – базовый документ валютного контроля, содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, на который должна поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

Паспорт сделки подписывается:

- от имени экспортера – лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера в уполномоченном банке;

- от имени банка – одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.

Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем (директором) уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи свидетельствуются нотариусом, а сам список регистрируется в Банке России.

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность за: полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.

В случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, передать в уполномоченный банк:

- оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к контракту;

- дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.

Если между документами, представленными для таможенного оформления, не выявлено никаких расхождений, таможенный служащий подписывает копию паспорта сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копия паспорта сделки остается в делах таможни наряду с экземпляром грузовой таможенной декларации.

В ходе таможенного оформления в Троицкой таможне на основании грузовой таможенной декларации составляется еще один важный документ валютного контроля за экспортной выручкой – учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию по каждой произведенной отгрузке. ГТК направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на валютные счета экспортеров.

Валютный контроль при осуществлении импортных операций.

С 1993 года основным каналом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции.

26 июля 1995 года Банком России и ГТК РФ утверждена совместная инструкция №30 и № 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары".

Действие инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на российскую таможенную территорию в режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым, во-первых, расчеты осуществляются в иностранной валюте и, во-вторых, хотя бы часть требований иностранного контрагента к российскому импортеру удовлетворяется или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте (то есть контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте). Положения инструкции не распространяются на следующие виды сделок:

1) расчеты по которым осуществляются только в российских рублях;

2) по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форметоварообменные, бартерные и тому подобные операции, включая поставки в счет безвозмездной, в том числе гуманитарной, помощи;

3) предусматривающие импорт товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

4) предполагающие ввоз из государств- участников СНГ в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств.

Механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом банковско-таможенного контроля и в этом случае является паспорт сделки, предоставление которого позволяет оценить правомерность действий импортера. Суть валютного контроля за импортными операциями состоит в том, что импортер должен отчитаться за иностранную валюту, переведенную за рубеж, соответствующим количеством полученного от иностранного партнера товара, причем в установленные сроки.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти их на указанную в сделке сумму или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России.

Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших (или от имени которых заключены) сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может осуществляться только со счета в банке импортера. Под банком импортера понимается уполномоченный банк либо его филиал, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.

Банк, не являющийся банком импортера, при выдаче ему кредитов в иностранной валюте для оплаты товаров по контракту, по которому уже подписан паспорт импортной сделки, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный счет импортера в его банке. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при условии наличия у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.

В случае невыполнения условий поставок товаров и возврата валюты импортеры несут финансовую ответственность перед государством в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в счет оплаты товаров.

Средства, подлежащие взысканию по их решениям, списываются со счетов импортера или их гарантов в бесспорном порядке после удовлетворения первоочередных платежей в соответствии с российским законодательством. Меры финансовой ответственности не применяются, если поступление импортных товаров на российскую таможенную территорию, а также возврат переведенной в оплату за товары суммы оказались невозможными вследствие непреодолимой силы, издания акта государственного органа, а также действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПИС), в котором содержатся реквизиты уполномоченного банка, импортера, иностранного контрагента, а также реквизиты и условия самого импортного контракта. По каждому импортному контракту оформляется один ПИС в двух экземплярах. В отделе таможенного оформлениия Троицкой таможни ПИС проверяют на наличие следующих параметров:

- подписи сторон;

- соответсвие сведений условиям импортного контракта.

ПИС подписывается тем уполномоченным банком, где открыт валютный счет импортера и который осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары по поручению импортера. С момента подписания ПИС банк импортера принимает данный контракт на расчетное обслуживание и возлагает на себя обязательство по выполнению функции контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по этому контракту товары.

Что касается импортера, то он принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за:

а) полное соответствие сведений, приведенных в ПИС, условиям импортного контракта;

б) поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между датой оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, а при невозможности поставки товаров- за возврат в установленные контрактом сроки суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу.

Для осуществления таможенного оформления в Троицкой таможне импортируемых товаров декларант одновременно с подачей таможенно декларации обязан предоставить ксерокопию ПИС, заверенную ответственным лицом уполномоченного банка и скрепленную печатью банка импортера.

Отдел таможеного оформления проверяет соответствие данных, содержащихся в ПИС, сведениям, заявленным в таможенной декларации, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие подписи ответственного лица банка, заверившего копию ПИС, и оттиска печати банка импортера образцам в полученных от Банка России списках с образцами подписей ответственных лиц уполномоченных банков и оттисков их печатей.

Если расхождений между названными документами не обнаружено, должностное лицо Троицкой таможни, осуществляющее таможенное оформление импортируемых товаров, ставит подпись на копии ПИС и ксерокопии таможенной декларации и скрепляет их своей личной номерной печатью. Оформленные таким образом копии ПИС и ГТД остаются в делах таможни. Импортные товары не подлежат выпуску при отсутствии копии ПИС или при наличии расхождений между ПИС и иными документами, предъявленными для осуществления таможенного оформления.

При завершении процедуры таможенного оформления импортеру передается ксерокопия таможенной декларации с подписью должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати. Оформленная таким образом ксерокопия декларации служит подтверждением для банка факта ввоза товара на российскую таможенную территорию.

В течение одного календарного месяца со дня завершения таможенного оформления ввозимого товара импортер обязан представить такую ксерокопию декларации в свой уполномоченный банк.

Таким образом, осуществляется первый этап этап валютного контроля – первичная проверка данных и верность оформлления документов.

Второй этап валютного механизма Троицкой таможни подразумевает валютный контроль и контроль таможенной стоимости.

Так, сотрудниками Троицкой таможни проверяется соответствие внешнеторговых договоров и прочей документации требованиям государственного валютного законодательства, на основании чего и осуществляется таможенное оформление. Специалисты Троицкой таможни проводят проверку соответствия заявленных в представленной таможенной декларации сведений, а также информации, содержащейся в прочей документации в целях выполнения валютного контроля.

Кроме того производится проверка соответствия выбора метода оценки декларантом своего товара, установленным нормам и проверка соответствия заявленной в декларации таможенной стоимости выбранному методу определения этой стоимости и подтверждающим её документам. Осуществляется также анализ предъявленных декларантом документов, что необходимо для того, чтобы подтвердить заявленную в декларации таможенную стоимость товара.

Для выяснения прочих обстоятельств сделки, которые могли повлиять на цену, происходит сбор дополнительных сведений, позволяющих подтвердить обоснованность применённого метода оценки товара или таможенной стоимости. Взимаемые таможенные платежи, а также стоимость могут корректироваться в случаях, предусмотренных актами ГТК РФ, которые предусматривают также возможность занесения изменений в таможенные декларации и их электронные копии. При отсутствии документального подтверждения стоимости товара происходит временная его оценка.

Следующий этап: Этап контроля уплаты таможенных пошлин.

Изначально проводится проверка наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пени за просрочку уплаты таможенных платежей. При задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения.

В случае нарушения сроков подачи таможенной декларации производится начисление пени за просрочку уплаты таможенных платежей:

- правильности заполнения таможенной декларации и ее электронной копии, полноты и достоверности заявленных в них сведений, влияющих на исчисление таможенных платежей;

- обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций, документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, при наличии соответствующих подтверждений специализированного подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей.

Предоставление тарифных и налоговых льгот или применение особого порядка уплаты таможенных платежей производится только при наличии соответствующего подтверждения указанного подразделения правильности исчисления и уплаты таможенных платежей.

Должностным лицом на этом этапе также производится: проверка фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа и начисление пени за просрочку уплаты таможенных платежей.

Обязательства по уплате таможенных платежей возникают у импортера в момент пересечения товарами таможенной границы и подлежат исполнению до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации, но не позднее 15 дней после их поступления на таможню.

Уплата таможенных платежей (кроме сбора за таможенное оформление) производится по выбору импортера в рублях или иностранной валюте. Сумма пошлины, подлежащей уплате в бюджет, определяется как произведение таможенной стоимости на соответствующую ставку.

Таким образом, хозяйственно-валютный механизм Троицкой таможни заключен в процессе валютного контроля экспортных и импортных операций.

Механизм валютного контроля включает в себя несколько этапов работ. На первом этапе ответственные лица Троицкой таможни осуществляют проверку представленных документов (паспорта экспортных и импотрных сделок, декларации) на соответствие сведений в документах, на верность оформления и наличие полномочий подписывающих сторон.

На следующем этапе осуществляется передача получаемой информации о экспортных и импортных сделках в региональное таможенное управление с целью рассчитать таможенные платежи.

На третьем этапе производится контроль оплаты таможенных платежей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...